Как научиться слушать и слышать.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Непременным условием для развития речи является способность слышать. Даже незначительное снижение слуха в раннем детстве вызывает задержку речевого развития. В процессе развития речи очень важен фонематический слух, благодаря которому ребёнок способен точно различать все звуки речи. Как сделалась так, чтобы ребёнок научился слушать и слышать, ориентироваться на тетрадном листке и планировать свою работу? Как помочь малышу освоить азы чтения и счёта? Как предупредить столь частые ошибки при письме, прямо вытекающие из несформированности, неразвитости фонетико – фонематической стороны речи у дошкольника? Наша основная цель – формирование фонетико – фонематической стороны речи ребёнка – дошкольника. В основе работы по воспитанию звуковой культуры речи лежит последовательное, поэтапное изучение всех звуков родного языка. Систематические занятия должны проводиться уже в первой младшей группе детского сада, то есть с детьми двух летнего возраста. На этих занятиях малыши в игровой форме знакомятся со своими органами артикуляции языком, губами, учатся выполнять простейшие артикуляционные упражнения, во время речевого общения смотреть на собеседника и следить за движениями его губ и языка. Дети учатся копировать эти движения, достигая всё более точного воспроизведения звуков родной речи. Правильное произношение звуков не может также сформироваться и без развития у детей таких речевых навыков как речевое дыхание, голос и умеренный темп речи. Их воспитанию также необходимо уделять достаточное внимание, начиная с преддошкольного возраста. Параллельно с этим следует развивать у детей слуховое внимание, так как неумение вслушиваться в речь окружающих и свою собственную часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Поэтому с самого раннего возраста детей учат различать разные шумовые звуки, отличать тихие звуки от громких, низкие от высоких, узнавать по звучанию музыкальные игрушки, находить на слух источник звука, прислушиваться и различать слова, сказанные шёпотом и т.д. У детей более старшего возраста от 4 – 5 лет формируется фонематический слух, т.е. способность к анализу и синтезу речевых звуков – слух обеспечивающий восприятие фонем (минимальных звуковых единиц) родного языка. При этом следует отметить, что точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchitsya_slushat_i_slyshat.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непременным условием для развития речи является способность слышать.

 Даже незначительное снижение слуха в раннем детстве вызывает задержку речевого развития.

 

В процессе развития речи очень важен фонематический слух, благодаря которому ребёнок способен точно различать все звуки речи.

Как сделалась так, чтобы ребёнок научился слушать и слышать, ориентироваться на тетрадном листке и планировать свою работу?

Как помочь малышу освоить азы чтения и счёта? Как предупредить столь частые ошибки при письме, прямо вытекающие из несформированности, неразвитости фонетико – фонематической стороны речи у дошкольника?

Наша основная цель – формирование фонетико – фонематической стороны речи ребёнка – дошкольника.

 В основе работы по воспитанию звуковой культуры речи лежит последовательное, поэтапное изучение всех звуков родного языка.

Систематические занятия должны проводиться уже в первой младшей группе

детского сада, то есть с детьми  двух летнего возраста.

На этих занятиях малыши в игровой форме знакомятся со своими органами артикуляции языком, губами, учатся выполнять простейшие артикуляционные упражнения, во время речевого общения смотреть на собеседника и следить за движениями его губ и языка.

Дети учатся копировать эти движения, достигая всё более точного воспроизведения звуков родной речи.

Правильное произношение звуков не может также сформироваться и без развития у детей таких речевых навыков как речевое дыхание, голос и умеренный темп речи.

Их воспитанию также необходимо уделять достаточное внимание, начиная с преддошкольного возраста. Параллельно с этим следует развивать у детей слуховое внимание, так  как неумение вслушиваться в речь окружающих и свою собственную часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Поэтому с самого раннего возраста детей учат различать разные шумовые звуки, отличать тихие звуки от громких, низкие от высоких, узнавать по звучанию музыкальные игрушки, находить на слух источник звука, прислушиваться и различать слова, сказанные шёпотом и т.д.

  У детей более старшего возраста от 4 – 5 лет формируется фонематический слух, т.е. способность к анализу и синтезу речевых звуков – слух обеспечивающий восприятие фонем (минимальных звуковых единиц) родного языка.

При этом следует отметить, что точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию

Фонематический слух. Основные понятия

Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Фонематический слух - способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами - данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии - устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.

Фонематический слух - это различение фонем: частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением, понимание смысла ударений в словах и т.д. Детям сначала трудно разобрать, что в слове является постоянным, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах. В принципе, большинство дошкольников без труда усваивают грамматический ряд языка и узнают звуки как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки.

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух пары звуков "б-п" он не будет знать, какая первая буква - "б" или "п" - должна быть написана в слове "булка" или в слове "потолок".

Фонема (греч. "звук") - минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.

Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух - способность ориентироваться в неречевых звуках, т.е. в музыкальных тонах и шумах.

Речевой слух -способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов.

Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, совокупности определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие - как несущественные для данного языка.

В русском языке фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о), их ударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными. Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь, мэка-мукб) и смена согласных по их глухоте- звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом (по отношению к русскому языку).

Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями. Например, в отношении шумных фонем, различающихся по признаку глухость-звонкость, некоторых сонорных фонем (р-л) и некоторых других. В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков, например, глухость-звонкость, дефектным оказывается восприятие всей группы. Например, звонких, шумных, которые воспринимаются и воспроизводятся как парные им глухие (ж-ш, д-т, г-к, з-с и т.д.). В ряде случаев нарушенным оказывается противопоставление в группе взрывных или сонорных согласных.

При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется реакция слухового различения некоторых фонем.

Нарушение фонематического слуха у детей

В случае если у ребенка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляционные позиции, но нет умения различать, некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф.Ф. Pay) или, что то же самое, фонематические (Р.Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. При нарушении речевого слуха у ребенка возникает сенсорная дислалия (нарушение звукопроизношения).

В зависимости от того, каким является дефект - фонематическим или фонетическим, - выделяют 3 основные формы дислалии: акустико-фонема-тическую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую. К акуститко-фонематической дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К ним относятся: операция опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

Развитие фонематического слуха

Слух даёт ребёнку возможность слушать тишину и звуки, он даёт информацию, которая находится вне зрительного поля. Дети различают три вида звуковых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В речевых ощущениях выделяют фонематический слух, он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребёнок. Уровень развития фонематического слуха влияет на грамотность письменной речи и на умение читать, а также способствует освоению иностранных языков

Игры для развития фонематического слуха

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки

с  и  ц,     с  и   ш,   ш   и   ж      и     другие.

Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Выдели слово.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись.

Предложите      детям      несколько      заданий      на      сообразительность:

-   Подбери   слово,   которое  начинается   на  последний  звук  слова  стол.

-  Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр.

-   Подбери   слово,   чтобы   первый  звук   был   бы   к,   а  последний  -   а.

-   Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук                                           "Т" и.т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Шутки - минутки.

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры: Хвост с узорами, сапоги со шторами.

Тили-бом!

Тили-бом!

Загорелся Кошкин том.

За окошком зимний сад,

 Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

 Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,

 Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Несколько игровых заданий, направленных на развитие фонематического    слуха.

Картинки на слух.

Для   проверки   слуховой   дифференциации   звуков   подберите   картинки,

названия   которых   различаются   только   одним   проверяемым   звуком.

Например, слова "мишка" и "миска" ребёнок может различить на слух только

при условии чёткой дифференциации звуков "с-ш", поскольку все остальные

звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата

необходимо соблюдать следующие условия: картинки называет взрослый,

малыш лишь на них показывает.

Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном

падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается.

Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же

название    повторяется    несколько    раз    подряд.    Это    лишает    ребёнка

возможности ориентироваться на какой-то определённый порядок в показе

картинок.

Тестирующему человеку не следует смотреть на называемую картинку,

поскольку  многие  наблюдательные  дети  часто   следят  за  направлением

взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания.

Нижняя   часть   лица   взрослого   закрывается   экраном   (листом   бумаги,

ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребёнком на слух, могут

быть узнаны им по артикуляции губ.

Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением

малыша во время показа картинок. Если всё в порядке, ребёнок будет

показывать  картинки  спокойно  и  уверенно.  При  неразличении  же  или

неустойчивом различении звуков малыш будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад. Имейте в виду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а, следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребёнком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем и в письме.

Игры и   упражнения на развитие фонематического слуха:

•    «Откуда исходит звук?»

•    «Как произведён шум?»

•    «Шумящие коробочки»

построение ряда от громкого к тихому шуму построение ряда, начиная со среднего шума

•    «Угадай по звуку предмет»

•    «Чей голос?»

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки,  соотносить их  с  буквами,  правильно  их произносить.

КАК ЭТО УЗНАТЬ? Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза. Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке.

 Вторая игра - «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит. Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием

«Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»...

Работа по воспитанию звуковой культуры речи  тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научиться слушать и слышать.

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. "опознать") каждый входящий ...

«Поможем детям научиться слушать и слышать»

laquo;Поможем детям научиться слушать и слышать»Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у р...

Консультация для родителей "Поможем детям научиться слушать и слышать"

Консультация для родителей "Поможем детям научиться слушать и слышать"...

«Поможем детям научиться слушать и слышать»

laquo;Поможем детям научиться слушать и слышать»...

«Поможем детям научиться слушать и слышать»

Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка не сформировалась сама привычка истерить. Это на...

«Поможем детям научиться слушать и слышать»

Консультация для родителей  «Поможем детям научиться слушать и слышать»...