Консультация для воспитателей на тему: " Формирование слоговой структуры слова у дошкольников."
презентация по логопедии по теме

Нарушения слоговой структуры слова - одно из наиболее трудных проявлений речевой патологии, препятствующей овладению грамоте и дальнейшему успешному обучению в школе.

В данной работе представлены специальные игры и упражнения, способствующие формированию необходимых предпосылок для развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста . 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx31.69 КБ
Файл konsultatsiya_na_temu.pptx495.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников».

  1. СЛАЙД

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой.

С каждым годом увеличивается число детей, поступающих в школу, с теми или иными недостатками речевого развития. При различных нарушениях речи у детей страдают все ее компоненты: фонетико-фонематическая  сторона, лексика, грамматика, связная речь. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, наиболее трудное для коррекции проявление речевой патологии.

  1. СЛАЙД

Под слоговой структурой слова следует понимать расположение и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим преставлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребенок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов на интуитивном уровне. Дети с речевым недоразвитием с трудом усваивают слоговую структуру слов. Этот дефект речевой патологии характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо  добавления новых слогов и звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи.

  1. СЛАЙД

Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

4. СЛАЙД

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

5. СЛАЙД

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Все перечисленные виды искажений слоговой структуры слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Следует учитывать, что у детей с нормальным речевым развитием, такое нарушение слоговой структуры слова физиологически обусловлено, нормально до трехлетнего возраста. Поэтом, если у ребенка в возрасте 4-5 лет присутствуют вышеперечисленные ошибки, то это является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия. В таком случае, ребенку требуется коррекционная помощь специалиста, так как все эти особенности формирования слоговой структуры слова нарушают нормальное развитие устной речи (накопление словаря, усвоение понятий), что затрудняет общение детей, а также, несомненно, препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешает обучению грамоте. Более того, такой дефект может привести к негативным изменениям личности ребенка, таким формирования замкнутости и закомплексованности: дети школьного возраста сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимые слова, пытаясь скрыть свой дефект от окружающих.

  1.  СЛАЙД

Для становления слоговой структуры слова значимым является не только состояние фонематических процессов, артикуляционных возможностей, а также  неречевых процессов, как оптико-пространственная ориентация, темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

  1. СЛАЙД

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

Подготовительный этап, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Коррекционный этап, цель - непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

  1. СЛАЙД

Работа с невербальным материалом.

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

9 СЛАЙД

Формирование чувства ритма

  1. Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материал: мяч, барабан, бубен, металлофон.

Взрослый задает ритм с одним из предметов, ребенок должен повторить так же.

  1. Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: мяч, барабан, бубен, металлофон, кубик с точками.

Взрослый воспроизводит звуки, ребенок считает их и  столько раз хлопает в ладоши. Ребенок стучит в бубен столько раз, сколько точек выпало на кубике.

  1.  СЛАЙД

Работа на вербальном уровне.

  1. «Репка». Цель: формирование пространственно-временных представлений.

Материал: настольный театр по сказке «Репка».

Предложить ребенку поиграть в сказку и выяснить, кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.

  1. Упражнение «Длинное-короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

Материал: фишка, длинные и короткие бумаги, картинку.

Ход упражнения:

Вариант 1. Взрослый произносит слова, ребенок кладет фишку на длинную или короткую полоску.

Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и короткой.

  1. СЛАЙД

Развитие и умение воспроизводить заданную последовательность движения

  • «Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

  • «Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

  1. СЛАЙД

Упражнения на уровне звуков:

  1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).

– «Слоговые дорожки» -  (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).

  1. СЛАЙД

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова. Материал: мяч. Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «На грядке».

Цель: развитие слоговых представлений.

Материал: предметные картинки с изображением овощей.

Что растет на грядке? Огу. (рцы, капу. (ста, реди. (ска).

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: пирамидка, кубики, камешки. Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: мяч. Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов. Материал: мяч. Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Работа на уровне словосочетаний  

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация на тему « Формирование слоговой структуры слова у дошкольников» Подготовила: Учитель-логопед Елкина М.В.

Слайд 2

Под слоговой структурой слова следует понимать расположение и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим преставлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка.

Слайд 3

Типы нарушений слоговой структуры слова 1 . Нарушение количества слогов : «моток» — молоток ; « пинино » — пианино ; « команата » — комната;

Слайд 4

Типы нарушений слоговой структуры слова 2. Нарушение последовательности слогов в слове: « деворе » — дерево; « гебемот » — бегемот; 3. Искажение структуры отдельного слога: « тул » — стул; « лимонт » — лимон;

Слайд 5

Типы нарушений слоговой структуры слова 4. Уподобление слога другому : « кококосы » — абрикосы; 5 . Циклический повтор одного слога: « пананама » – «панама»; 6. Замена предшествующих звуков последующими : « нананасы » — ананасы; 7. Соединение частей двух слов : « кабудка » — конура + будка.

Слайд 6

Типы нарушений слоговой структуры слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программно-методический материал на тему "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников"

В программе  освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с  нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, ле...

программно-методический материал на тему "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников"

В программе  освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с  нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, ле...

Консультация "Приёмы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"

консультация "Приёмы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"...

Консультация для воспитателей "приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников"

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является  такое особое проявление речевой патологии, как нарушение   слоговой стр...

Консультация для воспитателей "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"

Предложены игровые упражнения для формирвания и развития слоговой структуры словау дошкольников.Эти упражнения рекомендованы воспитателям для занятий с детьми....

Консультация на тему: "Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи"

Нарушение слоговой структуры слова следует рассматривать как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что говорит о наличии общего недоразвития речи. Работа над слоговой ст...