Консультация "Ум на кончинах пальцев"
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Консультация.
« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев .»
В. А. Сухомлинский.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Мелкая моторика-совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её « святая святых» — мозга. Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности: общей двигательной и ручной.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики координации движения руки является важной частью подготовки ребенка к школе, в частности, к письму.
Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. А речь-один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь — основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды.
Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребёнок либо вообще не разговаривает, либо плохо, либо разговаривает, но с определёнными ошибками (фонетического и лексико-грамматического строя речи). Эти отрицательно влияет на формирование его компонентов речевой функциональной системы и в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей.
Чтобы у вашего ребёнка не было таких затруднений, мы бы хотели предложить следующий комплекс игр и упражнений, направленный на развитие мелкой моторики у детей (вне занятия).
Данная методика состоит из пяти этапов.
1. Подготовительный – направлен на установление эмоционально-политического настроя., повышение самооценки ребенка.
2. Самомассаж кистей и пальцев. Он оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук.
3. Массаж лица. Во-первых, он выполняет релаксационную функцию, снимает напряжение, а во-вторых, развлекательную – создает благоприятную атмосферу.
4. Артикуляционная гимнастика «Испеки пирожок». Данные упражнения играют важную роль в формировании правильного произношения звуков.
5. Упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики.
Вначале мы с детьми устанавливаем эмоционально-положительный настрой (это подготовительный этап), тем самым повышая самооценку ребёнка. Каждый ребёнок гладит себя по голове и говорит, какой он хороший, добрый, умный. Тем самым мы выполняем и тактильное упражнение – прикосновение, активизируем внимание детей. Следующим шагом в нашей методике (2 этап) самомассаж кистей и пальцев рук:
— растирание ладоней, руки становятся тёплыми;
— массаж ладонных поверхностей, надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании пальцев другой руки, затем положение рук меняется;
— растирание ладоней карандашом с постепенным увеличением усилий;
— растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
Третий этап массаж лица. Массируем лоб, щёки, ушки, носик.
Четвёртый этап — артикуляционная гимнастика. Она играет важную роль в формировании правильного произношения звуков. Данные упражнения понятны ребёнку и доступны. Мы выполняем с детьми упражнения в комплексе. Комплекс называется «испеки пирожок».
— Насыпаем муку – работаем язычком;
— Размешиваем – болтушка;
— Раскатываем тесто — кусаем язычок;
— Мнём пирожки — укол язычком в щёку;
— Поставим в печь — греем пирожок;
— Поставили стынуть — дуем на пирожок;
— Съели пирожок – круговые движения губами.
Пятый этап – идут упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики в стихотворной форме. Начинаем с самых простых, заканчиваем самыми сложными.
Все этапы проходят постепенно. Сначала учатся делать самомассаж пальцев и кистей рук, затем делать массаж лица, потом артикуляционную гимнастику « Испеки пирожок», а уже потом упражнения в стихотворной форме.
Данная методика должна осуществляться при следующих условиях:
— комплексное воздействие;
— определенная последовательность;
— систематическое, ежедневное проведение с детьми комплекса, с учетом их возрастных особенностей;
— постоянное поддержание интереса к занятиям, с их усложнением.
Нам хотелось бы, чтобы мы не только развивали мелкую пальцевую моторику, но и чтобы эти упражнения выполняли следующие функции:
— развлекательную — создавать благоприятную атмосферу;
— релаксационную – снимать напряжение;
— коммуникативную – объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
— воспитательную — формировать моральные и нравственные качества;
— обучающую — давать новые знания, умения, навыки или закреплять их;
— развивающую — развивать внимание, память, мышление;
— коррекционную — «исправлять» эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребёнка;
— профилактическую – предупреждать появление психосоматических заболеваний;
— лечебную — способствовать выздоровлению.
Комплекс упражнений должен проводиться ежедневно по 10-12 минут.
Общая сумма времени комплекса для развития пальцевой моторики составляет 10-12 мин. Упражнения проводятся или перед обедом, или перед ужином. Тем самым 1раз в день этот комплекс обязательно проводится.
Помимо этого комплекса, уделяем внимание и различным играм:
— «Золушка» (дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки);
— « Угадай на ощупь» (различные овощи и фрукты в мешочке);
— «Из чего предмет» (определи материал предмета);
— « Найди такой же»;
— «Чудесный мешочек»;
— « Строим забор» (игры со счётными палочками);
— «Покатай, покатай» — катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками;
— «Шнуровки»;
— «Что у кого?» (разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями);
— рисование на песке.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Усложнение должно происходить постепенно.
Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку. Объединяя детей в группы, надо дифференцировать не сами приемы, а скорее требования к выполнению задания каждым ребенком.
Необходимым условием работы является — доброжелательная, эмоционально-насыщенная атмосфера совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия. Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием детских игрушек, иллюстраций, картинок из детских книг.
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей детей, пробуждающий воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пальцы помогают говорить
развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...
" Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить"
В консультации говорится о,том, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а только потом появляются артикуляция слогов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие р...
Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить.
Развитие и совершенствование речевой функции стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. При подготовке ребёнка к активной речи надо иметь в виду не только тренировку артикуляци...
МАСТЕР-КЛАСС «Осеннее дерево» по системе «пяти пальцев» (формирование представлений родителей о системе взаимосвязанных компонентов по модели «Пять пальцев» Н.М. Крыловой)
Совместное творчество сближает детей и родителей, помогает лучше узнать друг друга....
Пальцы разные нужны! Пальцы все очень нужны!
Мамы малышей помнят, а мамы первоклассников знают, что развитие мелкой моторики пальцев рук имеет огромное значениев письме, речи и чтении!...
Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"
Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинс
Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тон...