Пути совершенствования коррекционно-логопедической работы в ДОУ в условиях ФГОС
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Методический материал по направлениям работы учителя-логопеда по теме "Пути совершенствования коррекционно-логопедической работы в ДОУ в условиях ФГОС"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федеральные государственные образовательные стандарты в разделе дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Для реализации данных задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников ДОУ, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.
В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В соответствии с ФГОС коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.
3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.
Во-первых, дети достаточно поздно, обычно в возрасте 4-5 лет, когда ребенком пройдены основные этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Во-вторых, к данному возрасту ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.
В-третьих, коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
В современной практике работы учителя-логопеда в условиях логопункта актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в МДОУ в отношении детской речи.
С учетом данной приоритетной цели необходимо разрабатывать рабочую программу деятельности учителя-логопеда МДОУ. Рабочая программа определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федеральных государственных образовательных стандартов в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Профессиональная деятельность учителя-логопеда МДОУ должна быть направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений.
Основными задачами выступают:
- выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ;
- формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;
- обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Все цели реализуются в рабочей программе логопеда. Основной целью рабочей программы является - раскрыть пути формирования у воспитанников ДОУ с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для овладения детьми родным языком в условиях логопункта.
Примерная рабочая программа разрабатывается на основе современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики, отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, онтогенезе речи, а также о специфике оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста.
Ведущим принципом в рабочей программе должен выступать принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
Также в рабочей программе необходимо реализовать принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных достижений.
То есть коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение ежегодного мониторинга речевого развития воспитанников.
В карте развития дошкольника с нарушениями речи отражаются комплексные данные, полученные в процессе изучения ребенка учителем-логопедом и другими педагогами МДОУ.
С целью раннего выявления проблем в речевом развитии детей проводится скрининговое исследование детской речи, задача которого состоит в выявлении возможных затруднений в развитии речи воспитанников МДОУ. Все дети, достигшие трехлетнего возраста, проходят логопедическое обследование .
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: фонетическое, фонематическое, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи.
При комплектовании групп для подгрупповых и фронтальных занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и
- психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности.
-Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками.
-Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для
- повышения работоспособности детей,
- преодоления психоэмоционального напряжения,
-стабилизации эмоционального фона,
-развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактики конфликтов между детьми.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда МДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как
- развитие мотивации к обучению;
- профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;
- развитие самоконтроля за своей речью;
- развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координации, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления, что создает условия для последующей успешной адаптации воспитанников МДОУ к условиям школьного обучения.
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:
- игровых технологий в логопедической коррекции
- арт-педагогических технологий в специальном образовании
- технологии речедвигательной ритмики
- технологии коррекции психомоторного развития
- технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева,М. Ю. Картушина);
- информационно-коммуникационных технологий;
- здоровьесберегающих технологий
Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.
На логопункте создается коррекционно-развивающая среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований.
Консультирование
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу с запросом родителей или педагогов с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций.
На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся на логопункте, учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи. Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии.
Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.
Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также и для родителей других воспитанников МДОУ, которые не посещают логопункт. Круг вопросов касается профилактики нарушений письменной и устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка. Даются рекомендации по развитию детской речи.
Консультирование педагогов также проводится в индивидуальной или групповой форме. В итоге происходит выработка общих подходов к работе с конкретным воспитанником и его семьей.
Пропаганда логопедических знаний
Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями.
Взаимодействие с педагогами ДОУ
Развитие речи детей - это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы.
Достижение положительного результата работы учителя-логопеда на логопункте МДОУ достигается путем реализации комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов МДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей:
- психологического возраста,
- специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений,
- особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников МДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.
К таким условиям относятся:
- речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
- организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
- обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;
- систематическое развитие предпосылок речевого развития;
- развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ (Ожидаемый результат ):
соответствие показателей речевого развития возрастной норме, сформированность предпосылок учебной деятельности
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с ФГОС коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
В современной практике работы учителя-логопеда в условиях логопункта актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в МДОУ в отношении детской речи. С учетом данной приоритетной цели необходимо разрабатывать рабочую программу деятельности учителя-логопеда МДОУ. Рабочая программа определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федеральных государственных образовательных стандартов в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Профессиональная деятельность учителя-логопеда МДОУ должна быть направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений. Основными задачами выступают: выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ; формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии; обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях
Ведущим принципом в рабочей программе должен выступать принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. Также в рабочей программе необходимо реализовать принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.
Диагностическая работа коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение ежегодного мониторинга речевого развития воспитанников Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: фонетическое, фонематическое, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда МДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как развитие мотивации к обучению; профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте; развитие самоконтроля за своей речью; развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координации, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления, что создает условия для последующей успешной адаптации воспитанников МДОУ к условиям школьного обучения.
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий , направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы: игровых технологий в логопедической коррекции арт-педагогических технологий в специальном образовании технологии речедвигательной ритмики технологии коррекции психомоторного развития технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылева,М. Ю. Картушина); информационно-коммуникационных технологий; здоровьесберегающих технологий
Консультирование Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу с запросом родителей или педагогов с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций. Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями. Взаимодействие с педагогами ДОУ Развитие речи детей - это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы. Достижение положительного результата работы учителя-логопеда на логопункте МДОУ достигается путем реализации комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов МДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников МДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка. К таким условиям относятся: речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания; организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные; обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи; систематическое развитие предпосылок речевого развития; развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ (Ожидаемый результат ): соответствие показателей речевого развития возрастной норме, сформированность предпосылок учебной деятельности
ЛЮБВИ И ТЕРПЕНИЯ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности организации работы с родителями в условиях ФГОС ДО»
Организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...
«Оформление информационных стендов как одна из форм работы с родителями в условиях ФГОС ДО»
Разработка поможет воспитателям в оформлении родительских уголков, какие критерии необходимо учитывать при составлении информационных стендов в связи с новыми требованиями ФГОС ДО, как в доступной фор...
Планирование работы с родителями в условиях ФГОС ДОО
Консультация для педагогов...
Пути совершенствования системы работы учителя - логопеда в условиях ФГОС ДО
Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО...
Консультация для педагогов на тему: "Пути совершенствования модели взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО"
Консультация для педагогов на тему: "Пути совершенствования модели взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО"...
Опыт работы "Иновационные формы работы с семьей в условиях ФГОС ДО"
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, при этом оказать помощь в осуществлении воспитания и обучения детей....