Проект "Пять строк или дидактический синквейн"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Жемчужникова Вера Геннадьевна

Логопедический проект с детьми подготовительной группы , в основу которого положена идея: развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи  через обучение их созданию нерифмованного стихотворения - синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyat_strok.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Пышминский детский сад № 5»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПЯТЬ СТРОК или ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН»

Вид проекта:  информационно-практический, творческий, долгосрочный

Продолжительность проекта: с сентября 2016г. по май 2017г.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы № 2, посещающие логопункт, их родители (законные представители), воспитатель Белоногова С.Н., учитель-логопед  Давыдова В.Г.

Актуальность разработки проекта

Грамотная, эмоционально окрашенная  речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Опыт работы со старшими дошкольниками с речевыми проблемами, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса речевой коррекции у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные, которые способствовали бы совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи дошкольников. Одним из таких эффективных методов развития детской речи, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейн. Эта идея и положена в основу моего логопедического проекта.

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное "добывание" знаний детьми. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму" - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт. В нашем случае, проект носит коррекционную направленность, то есть, участвуя в нем, дети упражняют свои речевые возможности, тренируют языковые навыки и умения.

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников, имеющих проблемы в речевом развитии, посредством целенаправленного применения методики синквейн.

Задачи:

  1. Способствовать обогащению, уточнению, активизации и актуализации словаря (предметного, признаков, действий). Совершенствовать грамматический строй речи, связную речь.
  2. Повышать мотивацию, интерес к слову, его значению, в целом к обращенной речи.
  3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти,  приобщать детей к процессу активного познания. 
  4. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 
  5. Развивать речевые и творческие способности детей.
  6. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 
  7. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Гипотеза: применение технологии синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы, поможет поддержать детскую инициативу и творческие способности, создаст ситуацию для развития ребенка в целом.

Ожидаемые результаты

Для детей: 
- положительная динамика речевого развития; 
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; 
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации. 
Для родителей: 
- положительная оценка деятельности ДОУ; 
- готовность и желание взаимодействовать с педагогами; 
- активизация педагогического потенциала родителей, 
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; 
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка; 
- чувство удовлетворенности от совместного творчества. 
Для педагогов:
- положительный психологический климат между учителем-логопедом и воспитателями; 
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; 
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через 
разнообразные формы и методы работы. 


ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный

Содержание работы

Результат деятельности

Срок

Изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта

  1. Систематизация дидактического и методического материала по теме проекта

  1. Приведение в соответствие с возрастными особенностями и речевыми возможностями детей предметно–развивающей среды

Сентябрь 2016

Обследование речевого развития детей

  1. Заполненные речевые карты
  2. Входящая диагностика в картах мониторинга

Сентябрь 2016г.

Разработка перспективного плана реализации проекта

Определение этапов проекта, критериев оценки деятельности и эффективности работы

  1. План реализации проекта

Сентябрь 2016г

2 этап – практическая реализация проекта.

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

В рамках КНОД (индивидуальной и подгрупповой):

  1. Закрепление

- понятия «слово»

- понятий «неодушевленное – одушевленное»

- умения ставить вопросы к словам «Кто?», «Что?»

- представлений об обобщающих понятиях

- умения подбирать слова-признаки к словам –предметам, согласовывать их в роде, числе, падеже;

-  умения выделять слова-определения в речи

- умения выделять слова-действия в речи

- умения различать слова-предметы, слова-признаки и слова-действия

2. Упражнять в подборе слов-действий и слов-признаков к существительному

3. Формирование умения выделять в речи предлоги, понимать смысловые конструкции с ними

4. Знакомство с графическим изображением слов-предметов, слов-действий, слов-признаков

5. Закрепление:

- понятия «предложение»

- умения различать понятия «слово», «предложение»

- умение составлять схему предложения и наоборот, предложение с опорой на схему

6. Игры и упражнения на развитие ассоциативного мышления

7. Упражнение в составлении предложений разного типа

8. Знакомство с синквейном и алгоритмом его составления

9. Знакомство с графическим изображением синквейна

10. Составление синквейна в конце изучения каждой лексической темы

11. Использование  различных видов заданий для работы с синквейном:

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части

( «Определи тему синквейна»,  «Сломанный синквейн»);

- использование синквейна для составления загадок;

- составление короткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна

- составление синквейна по сказкам и небольшим рассказам

- составление двух синквейнов после сравнительного рассказа-описания («Бабочка»      - «Стрекоза»;  «Дуб»-«Береза»)

- игры соревновательного характера («Кто быстрей составит правильный синквейн», «Чей синквейн самый выразительный», «Чья копилочка полней»

1.Анкетирование с целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах развития связной речи  детей

2.Консультации

«Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи»

«Сочиняем нерифмованные стихи вместе с ребенком»

3.Разработка памяток алгоритму составления синквейна

4. Выполнение еженедельных рекомендаций учителя-логопеда по составлению итогового синквейна в соответствии с темой недели

1.Консультации для воспитателей групп, чьи дети посещают логопункт

- « Игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи»,

- «Инновационная технология – синквейн»

- «Алгоритм составления дидактического синквейна»

- «Копилочка детских синквейнов»

2. Составление презентации и памяток по правилам составления синквейна

3. Мастер-класс «Учимся составлять синквейн»

4. Выступление на РМО с докладом «Дидактический синквейн – способ реализации личностных способностей дошкольника»

3 этап- заключительный

Содержание работы

Результат деятельности

Срок

1.Мониторинг речевого развития детей  (разделы: словарь, словообразование, словоизменение, связная речь)

Итоговые карты мониторинга, сравнительные диаграммы

Апрель 2017г.

2.Анализ результатов деятельности, соотнесение их с заявленными целями.

Представление результатов реализации проекта на итоговом педсовете

Май 2017г.

3.Создание брошюры «Пять строк или дидактический синквейн (нерифмованные стихи наших детей)»

Выпуск брошюры

Апрель 2017г.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТА «ПЯТЬ СТРОК или ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»

Подготовительная группа № 2

(реализовывался проект)

Подготовительная группа № 1

(проект не реализовывался)

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Словарь

3,6

4,7

3,5

3,9

Словообразование

3,0

4,7

2,9

3,7

Словоизменение

3,8

4,8

3,5

3,7

Связная речь

3,6

4,8

3,5

3,9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Дидактический синквейн

Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...

Дидактический синквейн

Использование инновационных педагогических технологийв условиях введения ФГОС дошкольного образования.«Дидактический Синквейн»Макарова Елена Васильевна, воспитательвысшей квалификационной категории МД...

Методические рекомендации Использование технологии дидактического синквейна, в обучении детей рассказыванию

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности...

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

В статье описываетя опыт применения  инновационного  метода  развития речи ребенка – дидактический  синквейн. ...

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР

Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....

Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна

В данной картотеке представлен практический материал в виде систематизациидидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна....