Необходимость раннего речевого воздействия на детей с нарушением в развитии
статья по логопедии по теме
В данной статье рассмотрим основные причины речевых нарушений, а также рекомендации по их коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_rechevyh_narusheniy_u_detey.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Необходимость раннего речевого воздействия на детей с нарушением в развитии
В настоящее время всё чаще встречаются различные нарушения речи у детей. Причины нарушений могут быть разнообразными, например:
Биологическими (родовая травма, осложненный анамнез, недостаток микроэлементов , дефицит йода и фтора), патологии во время беременности, врожденные генетические заболевания)
Психологическими (различные психологические травмы, воспитание ребенка в неполной семье , неправильная расстановка ценностей)
Социальными (дефицит внимания, неограниченный доступ ребенка к компьютеру, планшету, телевизору, педагогическая запущенность, отсутствие правильной разговорной речи у ближайшего окружения ребенка, снижение уровня языковой культуры)
В норме, этапы формирования речи проходят следующие стадии:
- Подражания; потребности к говорению.
- Формирование предметного словаря, использование глаголов, наречий.
- Построение фразы, расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи.
- Развитие диалогической и монологической форм речи.
Многие речевые проблемы можно решить, если начать раннюю коррекцию. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования навыков речи и избежать вторичных наслоений. В результате можно добиться полной компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Пристальному вниманию подлежат в особенности дети, родившиеся с недостатками психофизического развития, прогресс в развитии этих детей зависит от своевременно оказанной коррекционно-логопедической и социально-психологической помощи. К сожалению, зачастую коррекционная помощь ребенку начинает оказываться после 4-5 лет, быстрого результата в таком возрасте добиться крайне сложно.
Необходимые условия для правильного формирования речи
- Своевременная и систематическая работа по развитию речи ребенка;
- Всестороннее развитие ребенка – сенсорное, физическое, обучение игре, развитие психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления;
- Создание комфортных условий для становления личности малыша;
- Наличие правильной разговорной речи у ближайшего окружения ребенка;
- Социализация ребенка в обществе.
Организация правильной речевой среды
Основа развития речи ребенка – подражание. Первоначально – на рефлекторном, двигательном, уровне, затем – более осознанном. Логопед целенаправленно влияет на этот процесс, путем создания речевой среды. Для этого используются коммуникативные игры, чтение сказок, потешек, работа с картинками, различные игры, развитие мелкой моторики.
Большое внимание уделяется работе по подготовке артикуляционного аппарата. Это специальные упражнения, при необходимости массаж артикуляторных органов.
В ходе обучения игре происходит развитие понимания обращенной речи, увеличение словарного запаса, формирование диалогической и монологических форм речи, овладение грамматическими формами и конструкциями, совершенствование звуковой стороны речи. Кроме того, во время игры происходит естественная релаксация, ребенок расслабляется, отдыхает.
Отличные результаты дает использование фольклорных произведений малых форм в развитии речи у детей.
Фольклорные произведения малых форм - это прекрасный материал для речевого развития ребенка.
К ним относятся:
- пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;
- потешки – игры взрослого с ребенком ( пальчиковые игры);
- заклички – обращения к явлениям природы ( солнцу, ветру, дождю)
- приговорки – обращения к насекомым, животным, птицам;
- считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх;
- дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны детского поведения;
- скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи;
- прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей несбыточностью веселят детей;
- докучные сказочки, у которых нет конца, и которые можно обыгрывать множество раз
Фундамент психофизиологического благополучия ребенка, во многом определяющий успешность его развития в дошкольный период, закладывается в ранние годы – ранний возраст обладает особой сензитивностью, то есть восприимчивостью. Именно в этот период необходимо уделять особое внимание речевому развитию ребенка для успешной коррекции каких-либо нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы развития речевой активности у детей с нарушениями в развитии младшего возраста . Потребности в общении с окружающим.
При исправлении нарушения большее внимание уделяется общедидактическим принципам воспитывающего направления; принципам систематичности, научности, наглядности, сознательности , индивидуального х...
Обобщение педагогического опыта: "Создание системы мониторинга нарушения речевого развития, как средство повышения качества коррекционного воздействия на детей с особенностями в развитии"
Создание эффективной научно-обоснованной системы комплексного логопедического обследования речи старших дошкольников с ОВЗ с целью выявления характера, симптоматики, структуры речевой патологии, а так...
Эффект коррекционного воздействия на детей с нарушениями слуха определяется:
diams; своевременностью {с момента выявления характера снижения слуха);♦ качественным слухопротезированием;♦ использованием различной качественной звукоусиливающей аппаратуры (при отсутст...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....
Доклад на тему: "Дополнительные средства коррегирующего воздействия для детей с нарушениями речи"
Доклад на тему: "Дополнительные средства коррегирующего воздействия для детей с нарушениями речи"...