Приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
консультация по логопедии на тему
В консультации представлен теоретический материал по видам нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР, формирование слоговой структуры у детей в онтогенезе, классификация слоговой структуры слов (по А.К. Марковой), а также практический материал (игры и упражнения) по устранению нарушений в слоговой структуре слов у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_slogovoy_strukture.docx | 134.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы формирования слоговой структуры слова
у дошкольников с ОНР
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.
Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.
В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.
Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие - становление полноценной личности.
При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:
элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);
итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);
антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («молоток – маталок, тамалок»);
сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);
искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик).
В основу работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и и использовании различных типов слогов.
Классификация слоговой структуры слов (по А.К. Марковой)
1-класс: двусложные слова, состоящие из открытых слогов (папа, каша).
2-класс: трехсложные слова состоящие из открытых слогов (панама, корова).
3-класс: односложные слова, состоящие из закрытого слога (кот, рот).
4-класс: двусложные слова с закрытым вторым слогом (полет, банан).
5-класс: двусложные слова со стечение согласных в середине слова (палка, сумка).
6-класс: двусложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
7-класс: трехсложные слова с закрытым слогом (пароход, пешеход).
8-класс: трехсложные слова со стечением согласных (ромашка, улитка).
9-класс: трехсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым вторым слогом (кораблик, кузнечик).
10-класс: трехсложные слова с двумя стечениями согласных (хлопушка, матрешка).
11 класс: односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, крот).
12 класс: односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13 класс: двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда, фрукты).
14 класс: четырехсложные слова с открытыми слогами (черепаха, кукуруза).
Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» в место нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.
Что же такое ритм? Существует два вида ритма: музыкальный – чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или разной длительности, и речевой – ритм на уровне слова, при котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз в словах.
В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. При произнесении и одновременном прохлопывании слов их следует произносить без пауз между слогами. Например, слово машина мы произносим не ма – ши – на (между слогами – паузы, все слоги одинаковой громкости и длительности, хлопки одинаковой силы) а машИна (без пауз, слог шИ произносится более длительно и громко; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок). Прохлопывание слов именно таким способом, помимо отработки слоговой структуры, значительно способствует легкому выделению детьми ударных слогов на занятиях по обучению грамоте.
Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов (например: папА, пАпа, гагА, гАга и т. п.; пАпапа, папАпа, папапА и т.п.). Только после того как будут отработаны звукосочетания разных ритмов со звуками раннего онтогенеза, можно перейти к работе над словом. Если на каком-либо этапе ребенок не может самостоятельно прохлопать слово или звукосочетание, нужно взять его ладони в свои руки и прохлопать, проговаривая, вместе с ним.
Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.
Игра «Пирамидка» - проговаривать слоговую структуру слова, нанизывая столько колец, сколько слогов в слове.
Игра «Отхлопай слово»
Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога). Молодцы, у вас все получилось.
Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко». Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?
Игра «Сколько слогов в слове»
Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка - кукла), из 3 слогов (3 хлопка - бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка - карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов)
Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.
«Разложи игрушки» (мелкие игрушки из киндер-сюрприз)
Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.
«Найди картинку» Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.
Для отработки слоговой структуры незнакомых слов ребенку желательно предъявлять иллюстрации (картинки можно подобрать в Интернете), так как это улучшает понимание смысла слова, а значит, обогащает словарный запас, и способствует лучшему запоминанию произнесенных слов. С иллюстрациями работа над словами становится более занимательной.
Например, научив ребенка правильному проговариванию и прохлопыванию нескольких слов, ему можно предложить игру «Что пропало?». Используются несколько картинок с уже пройденными словами. Он их называет, запоминает и закрывает глаза. Затем взрослый убирает одну-две картинки. Открыв глаза, ребенок называет, какие картинки пропали.
Можно также поиграть в игру «Запомни, назови». Выложив несколько картинок, попросите ребенка назвать их и запомнить порядок их расположения. Закрыв глаза, ребенку нужно назвать картинки в том же порядке. Порядок расположения картинок нужно неоднократно менять. Таким образом, ребенок произносит слово многократно, но это занятие не вызовет у него скуку. Такая игра, помимо отработки слоговой структуры слов, хорошо развивает зрительную память и приучает к восприятию какого-либо ряда слева-направо, что является одним из необходимых навыков при обучении грамоте.
Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу над слоговой структурой нужно не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а всегда со слов 1 типа.
Хочется отметить, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях. Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!
Эти книги и пособия вам помогут организовать игры с детьми на развитие и совершенствование слоговой структуры слов в домашних условиях.
ЛИТЕРАТУРА
Аванесов РА. О слогоразделе и строении слога в русском языке // Вопросы языкознания. 1954. Кн. 6. - С. 8-15.
Агранович З.Е. логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб., 2004
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М., 2007
Венгер Л А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1968. - 37 с.
Волокитина М.Н. Особенности восприятия и графического изображения плоскостных фигур в дошкольном детстве. М., 1999. - 127-271с.
Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1995. - 25 с.
Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. 1973. № 6. - С. 96-106.
Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2006.
Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Вып. 13. - 103 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. М, 2000
Эльконин Д.Б. Психология развития. М, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для логопедов-практиков на тему: "Игровые приемы формирования слоговой структуры слова"
Рекомендуемый материал расчитан на закрепление ритмо-слоговой структуры слова в игровой форме с элементами самомассажа и звукослоговым анализом многосложных слов....
Приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников
Приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников...
Консультация для воспитателей "приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников"
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой стр...
"Приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"
Консультация для родителей: "Приемы формирования слоговой структуры словау дошкольников с ОНР"...
Мастер – класс «Использование дидактических игр в работе воспитателя для формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР».
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения ...
Доклад "Приемы формирования слоговой структуры речи"
Практический материал для воспитателей, родителей....
Консультация "Приемы формирования слоговой структуры"
В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием речи - ОНР, при котором отмечается недостаточная сформированность...