Артикуляционные упражнения
занимательные факты по логопедии (старшая группа) на тему
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Ах, какое наслажденье
Есть вишневое варенье!
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.
** *
Вот грибок на тонкой ножке -
Ты клади его в лукошко!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет
напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная
связка – ножку гриба.
***
Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “покрасить” нижние зубы., совершать движения языком сначала из
стороны в сторону, потом снизу вверх. ( Только верхние зубы).
***
У щенка – малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.
Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние
верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать,
надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении
губы на счет от 1до 5.
***
Язычок наш молодец
Достает он леденец!
1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.
2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и
кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются
неподвижными.
***
Широко разинув рот
Зевает толстый бегемот.
А веселая мартышка
Губы сжав,
Читает книжку.
Рот широко раскрыть. Вдох через рот : имитация зевоты.
Затем плотно сжать губы.
Чередовать упражнения.
***
Смастерим мы дудочку,
Дудочку – погудочку.
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком
положении под счет от 5 до 7.
***
Собираем мы без спешки,
Словно белочка – орешки.
Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя
выдавливание шариков.
***
Наливаем воду в бочку -
Надуваем сильно щечки
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. “Полоскать” рот воздухом.
***
Не нужны сейчас улыбки –
Делай ротик, как у рыбки.
Губы сжаты, щеки втянуты.
***
Мы печем, печем блиночки
И для сына, и для дочки.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание : “пя-пя-пя”.
***
Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук ; “ д-д-д-д…” - сначала
медленно, затем темп увеличить.
***
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Сережка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.( Как лошадка цокает копытами).
***
Тик-так, тик- так –
Ходят часики -
Вот так!
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать
из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.
Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
***
На качелях мы качались
И друг другу улыбались!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком
положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык
за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти.
Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
***
Мы с моей подружкой Светкой
Жуем мятные конфетки.
Улыбнуться, приоткрыть рот, “пожевать” передними зубами.
Кончик языка широкий.
***
Ходят по двору подружки -
Две болтливые индюшки.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить
движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала
производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить
голос, пока не послышиться “бл-бл-бл…”.
***
Обезьянка, бегемотик –
Все водой полощут ротик.
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.
***
И –У, И- У, И- У
Взяли в садик мы дуду.
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперед
(“трубочка”). Чередовать движения 6-7 раз.
***
На нижней губке язычек
Расстелим, как половичек.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет
от 5 до 10.
***
Эй, дружок , Антошка!
Сыграй нам на гармошке!
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При
повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и
все дольше удерживать язык в верхнем положении.
***
Как волшебник наш Николка –
Лопатку превратил в иголку.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
Лида, Оля и Наташка
Пили молоко из чашки.
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх.
***
Поиграть тебе охота ?
Загоняем мяч в ворота.
Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка.
***
По утрам мы чистим зубки,
Любим песенки и шутки.
Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам.
Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.
***
Потолок покрасил гномик,
Приглашает нас в свой домик.
Улыбнуться, открыть рот, “погладить” кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад.
***
Быстро по реке плывет
И гудит наш пароход - “ыыыы”!
Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ыыыыыы”
- имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что
широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.
***
Шарик лопнул у Танюшки –
Плачет, бедная девчушка.
Предложить ребенку длительно произнести звук “ш”. Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
***
Заводи мотор, пилот!
Пусть взлетает самолет:
Дррррррррр …………
Предложить ребенку длительно произнести сочетание “дрррр…..”. Широкий кончик языка приподнят к небу и дрожит.
***
Стучат колеса : т-т-т-т
В вагоне едем я и ты.
Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по небу за верхними зубами, произносить “ттттттт…”.
***
Чистить зубки тщательно
Всем деткам обязательно.
Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону.
***
Язычок играет в прятки –
Поиграйте с ним, ребятки!
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз.
***
С братом мы возьмем насос-
Будет праздник для колес:
Подкачаем шины
Папиной машины
Преложить ребенку длительно произнести звук “сссс…”. Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.
***
Лопаткой ямку я копаю,
Цветы иголкой вышиваю.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
***
Кормит ласточка птенцов –
Голосистых молодцов.
Опускать и поднимать нижнюю челюсть.
***
Ветер дул на одуванчик –
Разлетелся сарафанчик.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.
***
Юля бублик быстро съела,
Земляничку захотела.
Округлить губы как при произнесении звука “о”.
Затем имитировать захват губами ягоды земляники.
***
Мурка спинку выгибает,
Глазки щурит и зевает.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.
***
Киска сердится на Машу:
Хочет рыбку, а не кашу.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать.
***
Кашку манную мы ели
И добавки захотели.
Хобот вытянул слоненок,
Плачет великан – ребенок
Растянуть губы в улыбке. Поизносить: “ням-ням-ням….”
Затем вытянуть губы вперед, длительно произнести “ууууууу…”.
***
Сосет апельсиновый сок
Из трубочки мамин сынок.
Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку.
***
Тарелку вылизал щеночек,
Колбаски просит он кусочек.
Вылизывать широким языком блюдце, намазанное выреньем.
***
Бобик с мясом съел картошку,
Вылизал большую плошку.
Имитировать вылизывание плошки языком.
***
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnye_uprazhneniya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Ах, какое наслажденье
Есть вишневое варенье!
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.
** *
Вот грибок на тонкой ножке -
Ты клади его в лукошко!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет
напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная
связка – ножку гриба.
***
Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “покрасить” нижние зубы., совершать движения языком сначала из
стороны в сторону, потом снизу вверх. ( Только верхние зубы).
***
У щенка – малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.
Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние
верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать,
надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении
губы на счет от 1до 5.
***
Язычок наш молодец
Достает он леденец!
- Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.
- Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и
кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются
неподвижными.
***
Широко разинув рот
Зевает толстый бегемот.
А веселая мартышка
Губы сжав,
Читает книжку.
Рот широко раскрыть. Вдох через рот : имитация зевоты.
Затем плотно сжать губы.
Чередовать упражнения.
***
Смастерим мы дудочку,
Дудочку – погудочку.
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком
положении под счет от 5 до 7.
***
Собираем мы без спешки,
Словно белочка – орешки.
Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя
выдавливание шариков.
***
Наливаем воду в бочку -
Надуваем сильно щечки
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. “Полоскать” рот воздухом.
***
Не нужны сейчас улыбки –
Делай ротик, как у рыбки.
Губы сжаты, щеки втянуты.
***
Мы печем, печем блиночки
И для сына, и для дочки.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание : “пя-пя-пя”.
***
Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук ; “ д-д-д-д…” - сначала
медленно, затем темп увеличить.
***
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Сережка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.( Как лошадка цокает копытами).
***
Тик-так, тик- так –
Ходят часики -
Вот так!
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать
из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.
Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
***
На качелях мы качались
И друг другу улыбались!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком
положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык
за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти.
Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
***
Мы с моей подружкой Светкой
Жуем мятные конфетки.
Улыбнуться, приоткрыть рот, “пожевать” передними зубами.
Кончик языка широкий.
***
Ходят по двору подружки -
Две болтливые индюшки.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить
движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала
производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить
голос, пока не послышиться “бл-бл-бл…”.
***
Обезьянка, бегемотик –
Все водой полощут ротик.
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.
***
И –У, И- У, И- У
Взяли в садик мы дуду.
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперед
(“трубочка”). Чередовать движения 6-7 раз.
***
На нижней губке язычек
Расстелим, как половичек.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет
от 5 до 10.
***
Эй, дружок , Антошка!
Сыграй нам на гармошке!
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При
повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и
все дольше удерживать язык в верхнем положении.
***
Как волшебник наш Николка –
Лопатку превратил в иголку.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
Лида, Оля и Наташка
Пили молоко из чашки.
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх.
***
Поиграть тебе охота ?
Загоняем мяч в ворота.
Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка.
***
По утрам мы чистим зубки,
Любим песенки и шутки.
Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам.
Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.
***
Потолок покрасил гномик,
Приглашает нас в свой домик.
Улыбнуться, открыть рот, “погладить” кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад.
***
Быстро по реке плывет
И гудит наш пароход - “ыыыы”!
Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ыыыыыы”
- имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что
широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.
***
Шарик лопнул у Танюшки –
Плачет, бедная девчушка.
Предложить ребенку длительно произнести звук “ш”. Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
***
Заводи мотор, пилот!
Пусть взлетает самолет:
Дррррррррр …………
Предложить ребенку длительно произнести сочетание “дрррр…..”. Широкий кончик языка приподнят к небу и дрожит.
***
Стучат колеса : т-т-т-т
В вагоне едем я и ты.
Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по небу за верхними зубами, произносить “ттттттт…”.
***
Чистить зубки тщательно
Всем деткам обязательно.
Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону.
***
Язычок играет в прятки –
Поиграйте с ним, ребятки!
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз.
***
С братом мы возьмем насос-
Будет праздник для колес:
Подкачаем шины
Папиной машины
Преложить ребенку длительно произнести звук “сссс…”. Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.
***
Лопаткой ямку я копаю,
Цветы иголкой вышиваю.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
***
Кормит ласточка птенцов –
Голосистых молодцов.
Опускать и поднимать нижнюю челюсть.
***
Ветер дул на одуванчик –
Разлетелся сарафанчик.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.
***
Юля бублик быстро съела,
Земляничку захотела.
Округлить губы как при произнесении звука “о”.
Затем имитировать захват губами ягоды земляники.
***
Мурка спинку выгибает,
Глазки щурит и зевает.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.
***
Киска сердится на Машу:
Хочет рыбку, а не кашу.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать.
***
Кашку манную мы ели
И добавки захотели.
Хобот вытянул слоненок,
Плачет великан – ребенок
Растянуть губы в улыбке. Поизносить: “ням-ням-ням….”
Затем вытянуть губы вперед, длительно произнести “ууууууу…”.
***
Сосет апельсиновый сок
Из трубочки мамин сынок.
Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку.
***
Тарелку вылизал щеночек,
Колбаски просит он кусочек.
Вылизывать широким языком блюдце, намазанное выреньем.
***
Бобик с мясом съел картошку,
Вылизал большую плошку.
Имитировать вылизывание плошки языком.
***
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией (по Е.Ф.Архиповой)
Для практического применения предлагаем:16 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой1. «Забор».Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. М...
Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.
В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...
Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20143018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых...
Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза
В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....
консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...
Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...
Артикуляционная гимнастика, примеры артикуляционных упражнений
Артикуляционная гимнастика, примеры артикуляционных упражнений ...