конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: "Звук и буква "С"".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Черникова Галина Васильевна

Коррекционно - развивающую работу по коррекции звукопроизношения следует проводить либо в индивидуальной форме, либо - подгрупповой форме занятия. Следует строго соблюдать последовательность изложенного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgr._zvuk_i_bukva_s.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект
подгруппового занятия по звукопроизношению в старшей речевой группе для детей с ОНР

Тема: «Звук и буква «С»»

Цели:

1.        Закреплять навык четкого произношения и различения звука «С»:

  • выделение звука «С» из состава слова;
  • вызывание звука «С»;
  • изолированное произношение;
  • произношение звука «С» в словах;
  • подбор слов-антонимов;
  • определение места звука в слове;
  • употребление звука «С» во фразовой речи.
  1. Развивать фонематическое восприятие и связную речь.
  2. Знакомство с буквой «С», «с».

Оборудование:

мешок с предметами: санки, снеговик, снежок, сова, снегирь, снегурочка, носок;

предметные картинки, в названии которых есть звук «С»; предметы посуды, картинки продуктов питания.

Пособие: «гусенички», квадратики синего цвета, синий замок, синий «звуковичок», изображение буквы «С».

Ход занятия.

I.  Организационный момент.

(Дети вместе с учителем-логопедом стоят посередине группы.).

Учитель-логопед: Сегодня мы вспомним и назовем признаки зимы.

Что бывает зимой?

Дети: Зимой бывает: снег, снегопад, метель, вьюга, мороз, холод.

Учитель-логопед: А когда день ясный, и светит солнце, как говорят, день какой?

Дети: День солнечный, морозный.

Учитель-логопед: Снег что делает от солнечных лучей?

Дети: Снег сверкает, слепит, переливается.

Учитель-логопед: А что бывает в пасмурный день?

Как задувает и воет вьюга? («в-в-в...»)

А как свистит ветер в трубах домов? («с-с-с...»)

Возьмите волшебные пузыречки  и  покажите, как свистит в трубах ветер.

(Дети берут пузырьки и свистят в них.)

(Раздается стук в дверь. Входит Снегурочка с большим мешком.)

Снегурочка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я Снегурочка! Я знаю, что зима кончается. Вот я возвращалась домой по лесной тропинке и наткнулась на этот мешок. Вспомнила, что с ним ходил мой дедушка - Дед Мороз. Подняла мешок, а он - тяжелый... Видно. Дед Мороз потерял подарки. Давайте посмотрим, что там лежит?

(Снегурочка достает из мешка предметы, в названии которых есть звук «С». Дети называют: санки, снегурочка, снеговик, снежок, снегирь, сова, лиса, носок.).

Снегурочки: Ребята, вы заметили,  что во  всех словах, обозначающих эти предметы, повторяется общий звук? Вы догадались, какой? (Звук «С».) С ним-то мы и поиграем сегодня!

II. Введение в тему «Согласный звук «С»».

Учитель-логопед: Давайте еще раз произнесем этот звук и посмотрим друг на друга.

Что делает ротик? (Улыбается.)

Звук «С» - веселый.

Зубки сближены, кончик языка упирается в нижние зубы. Воздушная струя идет посередине языка.

Что можно сказать про этот звук?

Дети: Звук «С» - согласный, глухой, твердый. Живет в синем замке и дружит с синим звуковичком (показ картинки).

Учитель-логопед: Молодцы, ребятки! Много вы знаете про этот звук, а теперь давайте поиграем с ним.

а)  игра «Поймай звук «С» - хлопнуть в ладоши, когда услышите звук «С»,

а, у, с, з, и, с, за, та, су, дым, сом.

б)  игра «Доскажи словечко» - логопед начинает слово, дети договаривают,

но...(с)                        абрико...(с)                подно...(с)                бу...(сы)

ква...(с)                анана...(с)                ко...(са)                воло...(сы)

ле...(с)                        автобу...(с)                ли...(са)                коле...(со)

Учитель-логопед: Молодцы! Поиграли со словами да забыли про нашу гостью. Снегурочке пора в дорогу, а мы ее ничем не угостили.

в)  игра «Выдели слова с заданным звуком»

Учитель-логопед: Посмотрите на стол. Что нам нужно для того, чтобы накрыть его для угощения?

Дети: Нам нужна посуда.

Учитель-логопед: Посмотрите внимательно и отберите только ту посуду, в названии которой есть звук «С», назовите ее, поставьте на другой стол. (Дети отбирают предметы: самовар, стакан, поднос, миска, кастрюля, сковорода, сахарница, солонка, соусник, салфетница.)

г)  игра «Составь предложение»:

Учитель-логопед: А теперь, когда мы расставили на столе посуду, в названии которой есть звук «С», мы должны придумать меню - угощение из продуктов со звуком «С».

(На другом столе лежат картинки продуктов, в названии которых есть звук «С»: мясо, рис, капуста, соус, соль, сом, сахар, сметана, масло, сыр, сливки, сосиски.

Дети берут картинки и по ним составляют предложение.)

Учитель-логопед: Что мы сварим в кастрюле?

Дети: В кастрюле мы сварим рисовый суп с мясом. На сковороде зажарим сома.

Сделаем капустный салат, добавим чеснок и польем маслом. Отварим сосиски и польем соусом. Сделаем бутерброд с маслом, сыром и колбасой.

Учитель-логопед: Молодцы! Много угощений приготовили для Снегурочки. Вы работали, устали, приглашайте гостью поиграть.

III.  Физкультурная минутка «С неба падают снежинки».

С неба падают снежинки. Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.) Вон лисица в поле скачет. Словно мягкий рыжий мячик.

(Прыжки на месте.) Ну а мы идем, идем

(Ходьба на месте.) И к себе приходим в дом.

(Дети вместе со Снегурочкой садятся за столы. Перед ними стоят стаканы, а под ними картинки: абрикос, ананас, апельсин, персик, свекла, капуста,смородина.)

IV.  Словообразование: игра «Скажи правильно» - образование относительных

прилагательных.

Учитель-логопед: Перед вами стаканы, под ними картинки. Представьте, что вы пьете сок этих фруктов или овощей.

(Дети имитируют действие.) Стакан какого сока ты выпила, Снегурочка?

Снегурочка: Я выпила стакан персикового сока.

Дети: Я выпил стакан абрикосового сока.

  • апельсинового сока.
  • ананасового сока.
  • персикового сока.
  • сливового сока.
  • свекольного сока.
  • капустного сока.
  • смородинового сока.

(Дети отодвигают стаканы и берут «гусеничку» с картинкой и синим квадратиком.)

Учитель-логопед: Что обозначает синий квадратик?

Дети: Звук «С».

V.  Игра «Определи место звука в слове».

Учитель-логопед: Назовите свою картинку и определите на «гусеничке» место звука «С» в слове.

VI.  Игра «Скажи наоборот» - употребление антонимов.

кислый -        низко -

трусливый -        медленно -

веселый -        дружить -

пасмурный -        сидит -

VII.  Буква «С», «с».

Учитель-логопед: А теперь я вам покажу, какой буквой на письме обозначается звук «С». Почитаем: АС. ОС. УС. ЫС.

VIII.  Подведение итога.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята!  Вы очень хорошо играли, отвечали на вопросы, выполняли разные задания. Снегурочка, тебе понравилось у нас в гостях?

Снегурочка: Да, мне понравились ваши игры, я бы хотела в них поиграть со своими друзьями - зверями зимнего леса. Напомните, пожалуйста, какие игры были у вас и что делали?

«Поймай звук «С»» - хлопали в ладоши.

«Найди общий звук» - отбирали посуду, продукты.

«Придумай предложение» - составляли предложения со словами, имеющими

в названии звук «С».

«Скажи наоборот» - подбирали слова наоборот.

Учитель-логопед: Запомнила. Снегурочка?

Снегурочка: Да. молодцы ребята, спасибо вам за все. А теперь мне пора возвращаться к Деду Морозу, он меня заждался, нам надо уезжать к себе на Север. До свидания! Встретимся следующей зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения Тема: «Звуки М, Мь. Буква М» «Семья»

Цель: Познакомить с новыми звуками М, Мь и буквой М на материале лексической темы "Семья"....

Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему "Звук Ш в словах и словосочетаниях. Одежда"

Конспект индивидуального занятия для ребёнка среднего дошкольного возраста. Цель предлагаемого занятия: автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях, а также расширить словарный запас по теме "О...

конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: "Звук и буква "Ш"".

Коррекционно - развивающую работу по коррекции звукопроизношения следует проводить либо в индивидуальной форме, либо - подгрупповой форме занятия. Следует строго соблюдать последовательность изложенно...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»...