Презентация "Артикуляционная гимнастика". с
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Духанина Татьяна Петровна

Цель артикуляционной гимнастики:отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx2.95 МБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.23 МБ
Файл nod_marker_uchit_govorit.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

"Заборчик" - Улыбнуться , с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь. Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы, Посчитаем наши зубы.

Слайд 3

"Качели" На качелях я качаюсь: Вверх-вниз, вверх-вниз. Высоко я поднимаюсь, Опускаюсь снова вниз

Слайд 4

"Дятел" Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верх ними зуба­ ми: Д-Д-Д... Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А те­перь постучи вот так: Д- дд , Д-ДД ... (выделен­ ный звук произноси как можно энергичнее). Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук — Раздаётся громкий звук.

Слайд 5

"Чашечка" Давай превратим язычок в чашку. Улыб­ нись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подня­ ты, не поддерживай его верхней губой. Удер­живай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза. Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. Следить, чтобы бока и кончик языка задевали зубы

Слайд 6

«Трубочка» Губки сильно мы смыкаем и вытягиваем сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Губы трубочкой тяну: " Ду-ду-ду-ду " Губы трубочкой тяну.

Слайд 7

"Горка" Давай покажем "горку" . Улыбнись, открой рот, кончик язы­ ка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а бо­ ковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт от 3 до восьми-десяти. Молодец! Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются

Слайд 8

"Лопатка" Рот открыт как при звуке [а]. Р асслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет от 3 до 10. Следить, чтобы верхняя губа не задевала язык, бока языка задевали уголки рта. Язык лопаткой положи И спокойно так держи. Раз, два, три , четыре, пять - Язычок в рот можно убирать

Слайд 9

«Ветерок дует с горки» - Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным, слышится звук [с]. С горки дует ветерок, И несет он холодок

Слайд 10

"Вкусное варенье" Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыб­ нись, открой рот, не закрывая рот, «слизы­ вай» варенье с верхней губы. Старайся не под­ держивать язык нижней губой. Ох и вкусное варенье! Жаль , осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу.

Слайд 11

"Маляр" Покажи, как маляр красит в доме потолок. Улыб­ нись, открой рот, язык подними вверх и кончи­ ком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми. Мы работаем с утра, Красить потолок пора, Челюсть ниже опусти, Язык к нёбу подними. Поводи вперёд-назад - Наш маляр работе рад.

Слайд 12

"Барабанщик" Улыбнись, открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося звук [д].Делай удары медленно, затем темп убыстряй, следи чтобы нижняя челюсть не двигалась. Учись играть на барабане, Твой язык послушным станет, Д-д-д, д-д-д! Язык, к верху поднимайся, Только с ритма не сбивайся, Д-д-д, д-д-д!

Слайд 13

"Лошадка" Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энер­ гично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык. Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко — Стук копыт услышишь звонкий

Слайд 14

"Грибок" Давай сделаем «грибок». Улыбнись, от­ крой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт от 3 до пяти-десяти (рот всё время широко от­ крыт). Если «грибок» не получается, щёл­ кай медленно язычком, как лошадка, почув­ ствуй, как язычок «присасывается» к нёбу.

Слайд 15

«Гармошка» Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). На гармошке я играю, Рот по-шире открываю, К небу язычок прижму, Ниже челюсть отведу

Слайд 16

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а все занятие – 10-12 минут. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо не для того, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка. Упражнения вырабатываются ребенком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка за верхние зубы, прикасаясь кончиком языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает теплую воздушную струйку на ладошку. Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отрабатывать с ним данное движение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема по самообразованию: «Использование игры и игровых ситуаций на логопедических занятиях у детей с дислалией ».

Слайд 2

Актуальность темы обуславливается тем, что за последние годы резко увеличилось количество детей с дефектом речи. Одним из наиболее распространенных является дислалия . Дислалия , по статистическим данным отечественных и зарубежных исследователей, имется в 25-30 % детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Слайд 3

Понятие дислалии Дислалия (от греч. dis - приставка, означающая частичное расстройство, и lalio - говорю) - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Слайд 4

Формы дислалии Функциональная дислалия . К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Механическая дислалия - нарушенное звукопроизношение , обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции).

Слайд 5

Игра как основная деятельность ребенка Игра имеет важное значение в развитии ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Слайд 6

После выявления недостатков речи у детей данной группы, мы подобрали игры . 1. На развитие слухового внимания, т.е. умения различать речевые звуки по их звукочастотным свойствам. 2. На развитие речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. 3. На развитие фонематического слуха, т.е. умения слышать составные части слова. 4. На развитие воздушной струи. 5. Для формирования правильного звукопроизношения.

Слайд 7

Игры на развитие слухового внимания 1. « 1. «Запоминай и выполняй». Выполнение ребёнком четырёх — шести простых действий — словесных инструкций: «Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку посади в машину, куклу дай Кате». Распоряжения отдаются шёпотом на расстоянии четырёх — пяти метров от детей. Постепенно вводятся слова, отличающиеся одним звуком: «Возьми три картинки, «лук» отдай Оле, «жука» — Коле, «сук» — Ане, «сок» — Ване . 2.«Посмотри и запомни». Ребёнку показывают и называют три — пять картинок, после чего их закрывают экраном; ребёнок показывает в том же порядке соответствующие игрушки или дубликаты картинок, по возможности называет их . 3.« Продавец». Дети запоминают последовательность, в которой разложены шесть рисунков, затем рисунки переворачивают; «продавец» предлагает купить, например, «утку», «покупатель» определяет картинку и показывает детям . 4.« Наседка и цыплята». После того как «наседка» постучит по столу, ребёнок «пищит» столько раз, сколько цыплят нарисовано на его карточке.

Слайд 8

Игры на развитие речевого слуха

Слайд 9

Игры на Развитие фонематического слуха

Слайд 10

Игры на выработку воздушной струи

Слайд 11

Игры на формирование правильного произношения

Слайд 12

Из всего рассказанного и показанного можно сделать вывод: Нужно , прежде всего, сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа. И здесь полное сходство . Кроме очевидного положительного воздействия игры и игровой ситуации на формирование правильной речи у детей, игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей . Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Тогда и только тогда ребенок вырастет разносторонней личностью и полноценным членом общества . Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Маркер учит говорить» для детей старшей группы.

Коррекционно – развивающие задачи: 

- формирование умения сочетать движение пальцев рук со словесным проговариванием;

- учить ориентироваться на листе бумаги;

- закреплять знания о цвете, форме, величине предметов;

- активизировать произвольное внимание;

- готовить руку к письму;

- развивать творческое воображение, речеслуховую и зрительную память, абстрактное мышление;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, ритм правильного речевого дыхания, связную речь.

Образовательные задачи: формировать практические умения и навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

Воспитательные задачи: формировать художественный вкус; воспитывать любовь к окружающему миру, толерантность.

Оборудование: мольберт, маркерная доска, маркеры разных цветов, картины.

Организационный момент. По залу развешены картины. В центре зала установлен мольберт с закреплённой маркерной доской. ( В зал входят логопед с подгруппой детей из 6 человек)

Логопед:                                В галерею мы пришли,

Много там картин нашли,

(указывает на картины)

Маркер в руку ты возьми,

Картину выбирать начни,

                                                   Не волнуйся, не робей,

Всё получится! Смелей!

1-й ребёнок:                           Выбираю ёлку я.

                                           ( Указывает на картину «Ёлочка»)

                                                    Очень ёлка хороша!

Подходит к мольберту и начинает рисовать маркером зелёного цвета      ёлочку (движения выполняет в соответствии со словами).

                                                    Сверху вниз ведём отрезок,

                                                    Ставим, ставим точечки.

                                                    И от точек влево-вправо

                                                    Мы проводим  чёрточки.

Логопед:                                    А теперь раскрасим ветки:

                                                     Вот таким движением (растушёвывает)

                                                     Вот и стала наша ёлка

                                                     Настоящим деревом.

2-й ребёнок:                              Ну а я ежа в иголках

                                               (указывает на картину «Ёжик»)

                                                       Буду рисовать под ёлкой.

Подходит  к мольберту и начинает рисовать маркером чёрного цвета ёжика (движения выполняет в соответствии со словами).

                                                       Раз, два, три - полуовал,

                                                       Травку я нарисовал.

                                                       Много чёрточек, две точки.

                                                       Собирает ёж грибочки.

Логопед:                                        Солнце светит нам с небес

                                              ( указывает на картину «Солнце»)

3-й ребёнок:                                  Нарисую солнце здесь.

Подходит к мольберту и начинает рисовать маркером жёлтого цвета (движения выполняет в соответствии со словами).

                                                           Круг рисуем – раз, два, три

                                                           И много линий, посмотри.

                                                           Вверх и вниз, и вправо-влево

                                                           Провожу я их умело.

Логопед:                                         Вот и солнышко взошло!

                                                          Стало всем вокруг светло!

                                                          (указывает на мольберт.)

4-й ребёнок:                                   В небе облачко плывёт

(Указывает на картину «Облака».)

                      И привет с небес нам шлёт.

( Рисует маркером синего цвета.)

                Вот моя рука, смотрите,

            Плавно линию ведёт,

            Опускает, закругляет,

                 Раз – и облачко плывёт!

Логопед:                                           Стены, крышу и окно

(Указывает на картину «Дом»)

                  Не рисовали мы давно.

                      Маркер в руку ты возьми,

                 Домик рисовать начни.

5-й ребёнок:                                     Вниз, направо, вверх, налево

                Я веду рукою смело.

                            Два отрезка – вот и крыша,

                                   Внутри окно – и домик вышел.

Логопед:                                              Возле дома, на опушке

          ( Указывает на картину «Цветок»)

                     Нарисуешь ты цветок.

6-й ребёнок:                                         Вот рисую я цветочек:

                                В центре у него кружочек,

                                   Лепестков - кружочков пять

               Нарисую я опять.

                          Стебелёк вниз опускаю

                      И цветочек получаю.

Логопед:                                                 Бабочка к цветку летит

                     ( Показывает картину «Бабочка»)

                                   Машет крыльями, спешит.

7-й ребёнок:                                          Вот рисую я овальчик,

                                  И кружочек, и фонтанчик.

                                      Круги, овалы справа, слева

                                                                   Рисую я вполне умело.

Логопед:                                                 Получилось что, смотри!

                                                                   Ну-ка, бабочка, лети!

                               Посмотрите, что за чудо

                        (Указывает на мольберт.)

                                                                  Получилось тут у нас?

                            Вместе всё соединили-

                          Вот и создали пейзаж.

                          Возле ёлки ёжик спит,

                               К солнцу облачко летит.

                                                                  На поляне дом стоит,

                                Бабочка к цветку спешит.

5-й ребёнок:                                          Как смогли  нарисовали,

                 (Указывает на мольберт.)

                            Кое-что вам показали.  

3-й ребёнок:                                           Изоритмика, похоже,

                                 Пальцы развивает тоже!

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №6 общеразвивающего вида городского округа  город Нововоронеж»

      Конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности с детьми с ФФНР в старшей группе на тему: «Пальчики укрепляем – речь развиваем».

 

Дело №02-09   ВОР

(методическая работа)  

                                                   

Подготовила: учитель-логопед 1кк Духанина Т.П.

23.11.2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...