Речевые игры для обогащения словаря детей.
учебно-методическое пособие по логопедии на тему
В статье представлены речевые игры для обогащения словаря детей, не требующие специальной подготовки и специального оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpargalka_dlya_roditeley.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА: Формирование словаря у детей с нарушениями речи.
У большинства детей посещающих речевые группы на фоне сравнительно развернутой речи наблюдается недоразвитие лексики. Словарный запас детей ограничен. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Редко употребляются слова характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а так же способы действия. Многие слова употребляются неточно: могут заменяться близкими по звучанию или словами, обозначающими сходный предмет, действие. Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются по значению (поить – кормить, нырнул – купался, переходил - шел). Отмечается незнание слов выходящих за рамки повседневного бытового общения: части тела человека и части тела животного, профессии и действия связанные с ними. Иногда, чтобы назвать предмет, дети прибегают к пространственным объяснениям.
Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие: цвет, величину, форму, некоторые свойства предмета. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений. Наречия используются редко.
Для детей с нарушениями речи характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо одежды и мебели – вещи, транспорт – машины, семья – люди, к домашним животным относят хомячков и попугаев).
Даже у детей посещающих речевые группы не первый год некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за редкого их употребления, поэтому при построении предложения дети стараются избегать их.
Как же помочь ребенку в усвоении и расширении словаря?
В детском саду дети по картинкам знакомятся с новыми словами по лексическим темам (педагоги предъявляют картинки и называют их, дети запоминают).
- Родители могут закрепить названия предметов вживую: названия овощей, фруктов, ягод, продуктов питания - в магазине, совершая покупки. Названия предметов одежды – одевая ребенка на прогулку, названия мебели и бытовой техники – дома, пользуясь ею. Для этого достаточно фиксировать внимание ребенка на предметах и часто называть их. Например, привлечь ребенка к сервировке стола и спросить, какую посуду нужно поставить на стол для чаепития или для обеда. Не довольствоваться ответом: те чашки, а уточнять (какие?) - небольшие синие чашки с белыми горошками, глубокие тарелки, мелкие тарелки, блюдца и т.п. Можно спросить: «В чем ты пойдешь завтра в детский сад?» И опять уточнять и уточнять, пока ребенок не скажет: надену красную рубашку с короткими рукавами, черные шорты и полосатые гольфы … и т.п. Дети чаще всего все брючные изделия называют одним словом – штаны. Обратите внимание и на то, что дети не могут назвать частей одежды. Где наши куклы модницы из игры «Одень куклу»? Как починить машину, если ребенок не знает названия ее частей. Поиграем в конструкторов, нарисуем такой супер машину с такими фарами, колесами и так далее.
- Закрепить названия предметов можно в игре «Я знаю пять названий…» Играющих должно быть не менее 2-х. Играющий говорит: «Я знаю пять названий овощей», отбивая мяч от пола, называет их. Можно поиграть перекидывая мяч друг другу в игу «Кто последний?» По порядку игроки называют по одному предмету. Условие – не повторять за другими. Проигрывает тот, кто остался последним. Прекрасная игра развивающая память «Сундук». Играющие поочереди называют предметы, причем, следующий играющий повторяет все ранее сказанные слова (первый – кабачок; второй – кабачок, капуста; третий – кабачок, капуста, баклажан и так далее до тех пор пока хоть один из играющих сможет повторить все слова по порядку).
- Игра на закрепление обобщающих понятий не требующая никакого оборудования «Четвертый лишний» Взрослый называет четыре предмета: самовар, кастрюля, плита, чайник, и просит ребенка угадать, что лишнее. Плита – это бытовая техника, а самовар, кастрюля, чайник – посуда. Ребенок обязательно должен пояснить свой выбор.
- Игра на подбор и закрепление прилагательных, подходящих по смыслу к существительному «Кто выложит больше горошин (палочек, нарисует крестиков…)? Родитель: «Давай поиграем, кто больше зачеркнет клеточек» Условие такое: Будем подбирать красивые слова к слову ОСЕНЬ, за каждое придуманное слово – зачеркиваем одну клеточку (выкладываем одну горошину). Победит тот, кто зачеркнет больше клеточек. У играющих карандаши разных цветов, чтобы можно было определить победителя.
- Где собрать красивые слова об осени, зиме, весне, лете, природе, городе? На прогулках. О животных – играя с ними, рассматривая их в интернете, в зоопарке, в деревне или в книжках. Необходимо обращать внимание на цвет, размер, детали, запах, эмоции, восторгаться и радоваться, а иногда и грустить, печалиться.
- Приставочные глаголы можно закрепить, собираясь в поход. Нарисовать карту (поездка на дачу, поход в магазин, в музей, в театр). На карте нарисуем маршрут движения: ВЫЙДЕМ из дома, ПЕРЕЙДЕМ через улицу, ДОЕДЕМ до метро на маршрутке, ВОЙДЕМ в метро и ВЫЙДЕМ на станции, ПРОЙДЕМ по улице…, ОБОЙДЕМ …. площадь … ПОДОЙДЕМ к театру. Если дождь или опаздываете все можно сделать быстро – выбежать, добежать, перебежать, забежать, оббежать и так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам по созданию речевой среды для обогащения словаря детей младшего возраста.
Здесь даются рекомендации педагогам по созданию в группе речевой среды....
Консультация для воспитателей: «Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №951 ГОРОДА МОСКВЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2 «Солнышко» Консультация для воспитателей:«Речевые и...
Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...
Игры для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сох...
Методическая разработка: Речевые игры способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи по сказкам К. И. Чуковского
В помощь воспитателям, специалистам и родителям....
игры на обогащение словаря детей
Игры направленные на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста...
Речевые игры, способствующие обогащению словаря формированию грамматического строя речи.
Цель: обогащение словаря формированию грамматического строя речи....