Речевые игры для обогащения словаря детей.
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Наталия Николаевна Маркова

В статье представлены речевые игры для обогащения словаря детей, не требующие специальной подготовки и специального оборудования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpargalka_dlya_roditeley.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА:         Формирование словаря у детей с нарушениями речи.

У большинства детей посещающих речевые группы на фоне сравнительно развернутой речи наблюдается недоразвитие лексики. Словарный запас детей ограничен.  В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Редко употребляются слова характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а так же способы действия. Многие слова употребляются неточно: могут заменяться близкими по звучанию или словами, обозначающими сходный предмет, действие. Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются по значению (поить – кормить, нырнул – купался, переходил - шел). Отмечается незнание слов выходящих за рамки повседневного бытового общения: части тела человека и части тела животного, профессии и действия связанные с ними. Иногда, чтобы назвать предмет, дети прибегают к пространственным объяснениям.

Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие: цвет, величину, форму, некоторые свойства предмета. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений. Наречия используются редко.

Для  детей с нарушениями речи характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо одежды и мебели – вещи, транспорт – машины, семья – люди, к домашним животным относят хомячков и попугаев).

Даже у детей посещающих речевые группы не первый год некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за редкого их употребления, поэтому при построении предложения дети стараются избегать их.

Как же помочь ребенку в усвоении и расширении словаря?

В детском саду дети по картинкам знакомятся с новыми словами по лексическим темам (педагоги предъявляют картинки и называют их, дети запоминают).

  1. Родители могут закрепить названия предметов вживую: названия овощей, фруктов, ягод, продуктов питания  - в магазине, совершая покупки. Названия предметов одежды – одевая ребенка на прогулку, названия  мебели и  бытовой техники – дома, пользуясь ею. Для этого достаточно фиксировать внимание ребенка на предметах и часто называть их. Например, привлечь ребенка к сервировке стола и спросить, какую посуду нужно поставить на стол для чаепития или для обеда. Не довольствоваться ответом: те чашки, а уточнять (какие?)  - небольшие синие чашки с белыми горошками, глубокие тарелки, мелкие тарелки, блюдца и т.п.  Можно спросить: «В чем ты пойдешь завтра в детский сад?» И опять уточнять и уточнять, пока ребенок не скажет: надену красную рубашку с короткими рукавами, черные шорты и полосатые гольфы … и т.п. Дети чаще всего все брючные изделия называют одним словом – штаны.  Обратите внимание и на то, что дети не могут назвать  частей одежды. Где наши куклы модницы из игры «Одень куклу»? Как починить машину, если ребенок не знает названия ее частей. Поиграем в конструкторов, нарисуем такой супер машину с такими фарами, колесами и так далее.
  2. Закрепить названия предметов можно в игре «Я знаю пять названий…» Играющих должно быть не менее 2-х. Играющий говорит: «Я знаю пять названий овощей», отбивая мяч от пола, называет их.  Можно поиграть перекидывая мяч друг другу в игу «Кто последний?»  По порядку игроки называют по одному предмету. Условие – не повторять за другими. Проигрывает тот, кто остался последним. Прекрасная игра развивающая память «Сундук». Играющие поочереди называют предметы, причем, следующий играющий повторяет все ранее сказанные слова (первый – кабачок; второй – кабачок, капуста; третий – кабачок, капуста, баклажан и так далее до тех пор пока хоть один из играющих сможет повторить все слова по порядку).
  3. Игра на закрепление обобщающих понятий не требующая никакого оборудования «Четвертый лишний» Взрослый называет четыре предмета: самовар, кастрюля, плита, чайник, и просит ребенка угадать, что лишнее. Плита – это бытовая техника, а самовар, кастрюля, чайник – посуда. Ребенок обязательно должен пояснить свой выбор.
  4. Игра на подбор и закрепление прилагательных, подходящих по смыслу к существительному «Кто выложит больше горошин (палочек, нарисует крестиков…)? Родитель: «Давай поиграем, кто больше зачеркнет клеточек» Условие такое: Будем подбирать красивые слова к слову ОСЕНЬ, за каждое придуманное слово –  зачеркиваем одну клеточку (выкладываем одну горошину). Победит тот, кто зачеркнет больше клеточек. У играющих карандаши разных цветов, чтобы можно было определить победителя.  
  5. Где собрать красивые слова об осени, зиме, весне, лете, природе, городе?   На прогулках. О животных – играя с ними, рассматривая их в интернете, в зоопарке, в деревне или в книжках. Необходимо обращать внимание на цвет, размер, детали, запах, эмоции, восторгаться и радоваться, а иногда и грустить, печалиться.
  6. Приставочные глаголы можно закрепить, собираясь в поход. Нарисовать карту (поездка на дачу, поход в магазин, в музей, в театр). На карте нарисуем маршрут движения: ВЫЙДЕМ из дома, ПЕРЕЙДЕМ через улицу, ДОЕДЕМ до метро на маршрутке, ВОЙДЕМ в метро и ВЫЙДЕМ на станции, ПРОЙДЕМ по улице…, ОБОЙДЕМ …. площадь …  ПОДОЙДЕМ к театру.   Если дождь или опаздываете все можно сделать быстро – выбежать, добежать, перебежать, забежать, оббежать и так далее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по созданию речевой среды для обогащения словаря детей младшего возраста.

Здесь даются рекомендации педагогам по созданию в группе речевой среды....

Консультация для воспитателей: «Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №951        ГОРОДА МОСКВЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2 «Солнышко» Консультация для воспитателей:«Речевые и...

Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...

Игры для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сох...

игры на обогащение словаря детей

Игры направленные на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста...

Речевые игры, способствующие обогащению словаря формированию грамматического строя речи.

Цель: обогащение словаря формированию грамматического строя речи....