«Массаж ложкой в практике логопеда»
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Моторина Наталья Васильевна

Нетрадиционные формы работы учителя – логопеда с детьми, массаж ложкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ml.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Массаж ложкой в практике логопеда»

(1 слайд)

(2 слайд) В последнее время мы слышим все чаще: «Ребенок хороший, но неговорящий. А этот, хоть скажет – но плохо, невнятно, и что говорит – ничего не понятно». Но мы для того и даны нашим детям: понять, разобраться и справиться с этим!

(3 слайд) Действительно, правильная, хорошая речь – это и общение, и самовыражение, и инструмент познания, и профилактика большинства школьных проблем. К сожалению, в последние десятилетия неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, причем, как правило, с наиболее тяжелыми.

Помимо патологии беременности, родов и заболеваний первого года жизни, причина этих явлений лежит и, как это ни странно, в успехах современной медицины. Надо понять, что раньше такие дети просто бы не выжили, а теперь они с нами, но с нами (и с ними) и их проблемы, причем по сложности часто недетские. Поэтому без консультации специалистов можно пропустить то, что потом даст серьезные осложнения.

В нашем теле все взаимосвязано – от пяток до макушки.

(4 слайд) Историческая справка. Одним из наиболее действенных способов коррекции речевых расстройств является логопедический массаж. Не только действенным, но и древним – массаж известен уже не одно тысячелетие, причем у всех народов мира. С самых древних времен массаж является частью врачебного искусства.

На Руси многочисленные способы лечения сводились к трем направлениям:

  • правка, или восстановление целостности формы тела;
  • ла’жение – восстановление внутреннего равновесия, лада, или гармонии, налаживание всех процессов жизнедеятельности;
  • очищение, освобождение от всего, что воспринимается и ощущается как помеха жизни.

Только в конце XIX века массажем серьезно заинтересовалась наука. С тех пор были разработаны многие методики лечебного, спортивного, косметического и оздоровительного массажа.

По словам профессора Яременко Б.Р., к массажу нет привыкания, но всегда есть польза. Мы предлагаем вам новую методику логопедического массажа – массаж ложками.

(5 слайд) История ложки. Ложка – слово, известное абсолютно всем. История ложек начинается с незапамятных времен. Человек использовал для изготовления этого инструмента самые разные материалы – кость, дерево, камни, глину, ракушки, металл.

Столовая ложка из металла в том виде, какой мы ее теперь знаем, появилась в Европе примерно к 1760 году. Но служить столовым прибором – не единственное предназначение ложки.

(6 слайд) Преимущества логопедического массажа ложками.

  • Ложки есть в каждом доме, а если нет нужных – их легко приобрести, это не дефицит.
  • С ложкой связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды).
  • С ложкой умеют обращаться все – они просты в применении и безопасны.
  • Ложки не требуют стерилизации – достаточно их помыть.
  • Массаж ложками может служить хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому или зондовому).
  • Массаж ложками – это хорошая профилактика отрицательной реакции на логопедический массаж.
  • Ребенок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица.
  • Массаж ложками помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов.
  • Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца.
  • Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта.
  • Движения массажа достаточно просты, и дети их легко усваивают.
  • Помимо всего этого, применение ложечного самомассажа в логопедии дает еще и развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ложки можно брать разные, что помогает поддерживать у детей интерес к занятию.

(7 слайд) Задачи логопедического массажа ложками

1. Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы. Дело в том, что стимуляция периферических звеньев речедвигательной системы (артикуляционного аппарата) способствует функциональному и анатомическому созреванию ее корковых отделов.

2. Стимуляция проприоцептивных ощущений – ощущений от положения своего тела в пространстве.

3. Уменьшение или прекращение судорог, синкинезий, тремора.

4. Улучшение качества артикуляционных движений.

5. Сокращение или предотвращение рецидивов. Часто после болезни или перерыва в занятиях (особенно после летнего отдыха) дети могут демонстрировать возврат старого. Дефектного произношения.

6. Помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов.

7. Помощь в ликвидации асимметрии лица – часто мышцы поражены только на одной стороне, что приводит к перекашиванию рта, отклонению языка, боковому произношению, несимметричной улыбке и другим дефектам.

8. Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.

(8 слайд) Противопоказания к проведению логопедического массажа

Даже если массаж назначил врач, позже могут возникнуть препятствия к проведению массажа.

Не следует делать массаж ребенку при остром инфекционном заболевании, независимо от того, детская ли это инфекция или любая другая.

Если у ребенка появились высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит – надо дождаться выздоровления.

Противопоказанием может быть и обычный синяк на лице; аллергия или солнечный ожог.

Проблемы во рту – различные воспаления или выпадения зубов – тоже повод отсрочить проведение массажа.

(9 слайд) Цели упражнения с ложками

  • Запоминание частей ложки.
  • Закрепление различных положений в руке, нужных для массажа.
  • Освоение движений массажа.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве.
  • Упражнение в синхронной работе обоих рук.
  • Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

Упражнения выполняются под чтение стихотворения, и это тоже неслучайно. Стихи, как ритмически организованная речь, способствует формированию чувства ритма у детей, и являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры слова.

 (10 слайд) Части ложки

Для детей дошкольного возраста обычно используют чайные ложки, но они могут быть немного крупноваты, поэтому лучше использовать кофейные ложки. Они должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, а не острым концом.

Перед началом обучения самомассажу расскажите детям о частях ложки. Показывать их надо на большой ложке, а дети показывают их на своих ложках.

(11 слайд) Если вы занимаетесь с одним ребенком, можно делать ему массаж ложками, а потом обучить самомассажу, чтобы он смог под родительским присмотром заниматься этим дома.

Если у вас группа детей, то сразу всех детей следует обучать самомассажу, но одному – самому «тяжелому» и неловкому – можно делать массаж, показывая на этом ребенке движения остальным детям.

Допускаются варианты использования и чайной, и кофейной ложкой одновременно (для массажа лица – чайная ложка, а движения во рту, на языке, за щекой и др. выполняются кофейной ложкой).

Если у ребенка выраженный рвотный рефлекс, то надо временно исключить для него движения ложкой во рту, и постепенно в индивидуальном порядке заниматься этой проблемой.

Очень помогает беседа с ребенком во время массажа, отвлекающая его внимание от процедуры.

Если мышцы гипотоничны, и ребенку нужен стимулирующий массаж – поставьте перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мышц  - стакан с теплой водой.

(12 слайд) Видео: «Самомассаж языка».

(13 слайд) Ученые доказали, что, с анатомической точки зрения, около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к речевой зоне мозга дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим подтвердилось предположение о том, что тонкие движения рук влияют на развитие речи ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Поэтому предлагаю вам комплекс самомассажа ложками и упражнения для мелкой моторики.

Используемая литература:

Крупенчук О.И. «Логопедический массаж ложками»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.

В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...

Буклет логопедический массаж ложками в сеьях неслышащих дошкольников.

В буклете представлен практический материал для реализации полученных знаний на мастер-классе. Буклет включает упражнения на развитие мелкой моторики, массаж и самомассаж лица, речевой материал сопров...

Мастер класс « Логопедический массаж ложками как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников"

1.     опыт работы на тему:«Логопедический массаж  ложками,как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников»....

Буклет "Логопедический массаж ложками"

Массажные движения лица   сначала выполняет ребенку кто-то из взрослых, а затем, постепенно обучайте ребенка самомассажу (используйте зеркало – это поможет ребенку контролировать выполняемые...

Логопедический массаж ложками

ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ЛОЖКАМИ- улучшени е качества артикуляционных движений,- помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов,...

массаж ложками

презентация "массаж ложками"...