Роль речи для развития интеллекта и формирования будущей личности
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Роль речи для развития интеллекта и формирования будущей личности. Суть работы учителя-логопеда в детском саду в условиях логопункта. Речевое развитие в норме: состояние звукопроизношения, грамматического строя, слоговой структуры слова, связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль речи для развития интеллекта и формирования будущей личности | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 3 «Светлячок»
Подготовила: учитель-логопед
Сергеева Вероника Анатольевна
«Роль речи для развития интеллекта и формирования будущей личности»
Речь имеет очень большое значение в жизни человека. С ее помощью мы общаемся друг с другом, познаем мир. Речевая деятельность для человека и общества имеет огромное значение. Это среда обитания человека. Так как без общения человек не может существовать. Благодаря общению формируется личность человека, развивается интеллект, человек воспитывается и получает образование. Общение с другими людьми помогает организовать общую работу, обсудить и реализовать планы. Таким образом, общество достигло высокого уровня цивилизации, полетело в космос, спустилось на дно океана.
Речь не является врождённой способностью человека, она-способность приобретённая. И мы-взрослые: родители, воспитатели, логопеды обязаны помочь детям приобрести способность говорить правильно, красиво, выразительно; уметь выразить свою мысль чётко и ярко.
Работа учителя-логопеда в подготовительных группах состоит в следующем:
диагностике и сопровождении детей, консультировании родителей. В
сентябре проходит логопедическое обследование детей. В январе –
промежуточное обследование детей, в мае – итоговое. На логопедическое
обследование и сопровождение детей нужно согласие родителей.
Затем по результатам диагностики идет зачисление на логопункт.
Логопункт – это место, где оказывается помощь детям с речевыми
нарушениями без перевода в специализированную группу. На логопункт
зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями старших и
подготовительных групп. Количество зачисленных детей – 25 человек. В
первую очередь зачисляются дети подготовительной группы, т.к. им идти
через год в школу.
Зачисление зависит от степени сложности дефекта (количество
неправильно произносимых звуков, диагноза). Остальные дети будут
поставлены на очередь для зачисления на логопункт.
Дети зачисляются на логопункт сроком от 3-х месяцев до 2-х лет. Затем,
после коррекции речи, одни дети выпускаются, другие зачисляются.
Исправление речи требует систематических занятий в течение всего курса
обучения. Успех коррекционной работы во многом зависит от родителей.
Занятия с логопедом проводятся 2 – 3 раза в неделю. Задача логопеда
подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука, поставить звук.
Задача родителей закрепить звук в речи. Занятия с ребенком рекомендуется
проводить систематически, не менее 3-х раз в неделю. Подкрепляя
ежедневными 2 – 3 – разовыми кратковременными упражнениями
Логопедическое обследование включает в себя проверку состояния:
звукопроизношения;
фонематических процессов;
состояния грамматического строя;
слоговой структуры слова;
словарного запаса;
связной речи;
развитие мелкой моторики;
артикуляционного аппарата.
Результаты диагностики можно узнать индивидуально, записавшись на
консультацию.
Сроки преодоления недостатков произношения зависит от ряда
факторов:
степени сложности дефекта (количество звуков, диагноз);
индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
регулярности занятий;
участия родителей в этой работе.
Речевое развитие в норме.
Состояние звукопроизношения.
У ребенка должно быть правильное произношение всех звуков речи.
Прежде всего, не должно быть замен одних звуков другими. Правильное произношение всех звуков речи важно потому, что на первых этапах обучения письму очень широко используется синхронное (одновременное с написанием) проговаривание ребенком каждого записываемого слова. Это
позволяет уточнить его звуковой состав. Полное исключение проговаривания
или неправильное проговаривание, связанное с заменой одних звуков речи
другими (типа [САЛФ] вместо [ШАРФ] или [ГОЛКА] вместо [ГОРКА],
затрудняет звуковой анализ и синтез слов, что приводит к резкому
увеличению количества ошибок у детей (пропуски букв, вставки лишних
букв и т.п.), в письме ребенка появляются однотипные и трудно устранимые
буквенные замены. ЗАПОМНИТЕ: если ребенок путает звуки в
произношении, он перепутает их и на письме. Именно поэтому нужно
уделить огромное внимание развитию фонематических процессов.
Развитие фонематических процессов включает в себя:
развитие умения слышать звук и выделять его в ряду других звуков, слогов,
слов;
развитие умения разделять слова на звуки;
развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;
развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком (дом –
том; дочка – точка).
Ребенок должен уметь подбирать слова с определенным звуком, должен
владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (уметь
определять первый, последний звуки в слове, уметь из звуков составить
слово, посчитать количество звуков, их последовательность), уметь различать и повторять сочетание слогов типа: ба-па-па, та-да-та, вы-ви и т.д.
Состояние грамматического строя.
Речь грамматически правильная. Дети свободно употребляют простые и
сложные предложения. Употребляют в речи предлоги простые (в, на, из) и
сложные (из-за, из-под, около, возле). Правильно согласовывают
существительные с прилагательными, глаголами, числительными в
единственном и множественном числе. Образовывают слова с помощью
приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый –быстро), образовывать сравнительные степени прилагательных, образовывать глаголы движения с приставками.
Следует обратить внимание:
на словоизменение (кукла – нет куклы - дам кукле – вижу куклу – играю с
куклой – мечтаю о кукле, игрушка-игрушки и т.д.);
словообразование (дождь – дождик, сахар – сахарница и т.д.);
согласование и управление (высокое дерево, два ведра, пять груш, вышел из
дома, рассказал о друге);
адекватное употребление сложных предлогов (из-за, из-под, над, с (со) и
т.д.).
Если ребенок неправильно говорит (пропускает предлоги, путает
окончания, неверно строит фразу и т.д.), то он неправильно и понимает фразу.
Ему все равно на, над или под столом; Маша бежит за собакой или собака
– за Машей; он не заметит ошибки и в предложении: «Чашка упала, потому
что разбилась». Поэтому на дом будет даваться много заданий,
направленных на вырабатывание у детей умения правильно изменять слова
по родам, числам и падежам и согласовывать их между собой.
Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова
типа: велосипедист, экскурсовод и т.п. Однако слоговая структура все еще
может искажаться в 4- 5ти и более сложных словах с одним или двумя
стечениями согласных (строительство, водопроводчик и т.п.).
Дети определяют количество слогов в слове. Делят предложения на слова.
Владеют навыками звукового анализа слов.
Состояние словарного запаса.
Словарь 3000 – 3500 слов
Дети подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают
многозначность слов, подбирают родственные слова самостоятельно.
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (дирижер, балерина, комбайнер и т.д.), названий спортсменов по видам спорта (бегун, пловчиха, конькобежец и т.д.) вызывает трудности. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные (соковыжималка, ледоход и т.д.), сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый, остромордая), притяжательные прилагательные (лисий, обезьяний и т.п.).
Состояние связной речи.
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего
первоклассника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по
сюжетной картинке, серии картинок.
Дети умеют составлять рассказ по сюжетной картинке и серии картин, по
представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта.
Пересказывают текст в логической последовательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Развитие речи – основа развития интеллекта дошкольника».
Развитие речи – основа развития интеллекта дошкольника...
Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности
Консультация "Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности"...
Использование элиементов ТРИЗ технологии в развитии воображения и формировании творческой личности детей
Использование элементов ТРИЗ в развитии воображения и и формировании творческой личности детей дошкольного возраста.Ребенку не всегда легко объяснить сложившиеся ситуации и пути их решения. Для ...
Консультация "Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности"
Консультация "Значение искусства для эстетического развития и формирования творческой личности"...
Семинар – практикум «Творческие проявления ребенка, художественно-эстетическое развитие как составляющая формирования успешной личности» Мастер- класс «Изготовление карусели для Масленицы»
Ленточная карусель – это неизменный атрибут масленичных гуляний, поэтому в некоторых регионах России такую карусель называют не иначе, как «Масленица». Таким образом, аттракцион &laq...
Взаимозависимость письменной речи на развитие интеллекта
Сформированность письменной речи влияет на познание через чтение и письмо. ...
Консультация для родителей "Речь в развитии интеллекта"
В вашей семье растет «особый» ребенок. Вы радуетесь, когда видите, что он научился сидеть, стоять, сделал первые шаги. Вы с нетерпением ждете, когда он произнесет первые слова, вам хочется...