Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»
консультация по логопедии на тему
Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Речевая готовность ребёнка к школе»
Составила: учитель-логопед Харунина И.И.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь, именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.
- Звукопроизношение и фонематический слух:
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении.
Задания на развитие фонематического слуха и восприятия.
- Хлопнуть в ладоши, если услышишь заданный звук, например Ш: х, ф, с, ш, ж, з,… ( аналогично проводится задание по выделению слога, слова с заданным звуком из ряда других).
- Воспроизведение слоговых рядов с чередованием согласных звуков по звонкости—глухости, твердости—мягкости, свистящих—шипящих и др. (па-ба, па-ба-па, са-ша, са-ша-са, ла-ра, ла-ра-ла )
- Воспроизведение серии слов в названном порядке (полено-колено, мак-бак-так, дом-ком-сом, будка-утка-дудка)
- Владение навыками звукового анализа и синтеза:
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове;
- называть слова с заданным звуком;
- уметь составлять слова из звуков;
- ребенок должен знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение»
- уметь делить слово на слоги, называть количество слогов в слове;
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях.
- Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов) В своей речи он активно использует все части речи, понимает переносное значение слов, подбирает обобщающие понятия для группы предметов, знает многозначные слова.
Упражнения для развития словарного запаса.
- Называние обобщающих понятий (общих названий для группы однородных предметов: овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, обувь, транспорт…).
- Подбор признаков к определенному предмету (яблоко-красное, круглое, сочное, ароматное, румяное…).
- Подбор возможных действий к предмету (снег-идет, падает, кружится, сверкает, скрипит, тает…).
- Подбор предметов к заданному действию (идет-снег, дождь, человек, поезд, медведь, бабушка, время…)
- Подбор антонимов-слов с противоположным значением (высокий-низкий, больной-здоровый, пустой- полный…)
- Сформированность грамматического строя речи:
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения.
Дидактические игры и задания для развития навыков словообразования и словоизменения.
- «Один-много» (преобразование существительных ед. ч. во мн. ч.). Ребенку предлагается изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов, например: дом-дома, окно-окна, лист-листья, стул-стулья.
- «Назови ласково» (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
- «Назови листья» (образование относительных прилагательных): лист клена-кленовый, лист березы-березовый, шишка ели-еловая…
- «Что из чего сделано» по теме Одежда, Овощи
- «Где мяч?», «Где котенок?» (употребление предлогов). Ребенку предлагают назвать, где находится мяч (по картинкам или следам демонстрируемых действий), используя предлоги на, под, в, за, к, от, около, из-за, из-под, между. При этом он должен не только уместно употреблять предлоги, но и правильно произнести окончания существительных.
- «Счет 1-10»- согласовывать числительные и сущ.
(Демонстрация пособий и дидактических игр).
- Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
• составлять рассказы по картинкам
• отвечать на вопросы по тексту
- Речевая коммуникация
- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
- уметь слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- пользоваться формами речевого этикета.
- Мелкая моторика рук
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок , обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»
Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов. А школа - э...
Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"
Эта консультация предназначена для родителей выпускников детского сада. Она создана в виде презентации, что позволяет достаточно полно и чётко осветить преподносимый материал, который родители в...
Консультация для родителей: "Речевая готовность ребёнка к школе".
Правильная,хорошо развитая речь, является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе....
Консультация для родителей. «Речевая готовность ребёнка к школе»
Консультация для родителей. «Речевая готовность ребёнка к школе» Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко ...
Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"
В консультации представлены основные показатели речевого развития дошкольника 6-7 летнего возраста, необходимые для поступления ребенка в школу....
Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"
Данный материал поможет при проведении родительского собрания в подготовительной группе....
Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...