Авторская игровая технология "Речевое лото"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лобода Ирина Викторовна

 Авторская игровая технология развития лексико-грамматических категорий и связной речи «Речевое лото» представляет собой подборку речевых игр объединённых одним игровым сюжетом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторская игровая педагогическая технология развития лексико-грамматических категорий и связной речи у детей дошкольного возраста

«Речевое лото»

Для этой игры я изготовила специальные карточки с числами на каждого ребёнка, подготовила мешочек с бочонками. Каждый номер на бочонке соответствует определённому заданию. Ребёнок вытаскивает бочонок, выбирает задание с таким номером и выполняет его, и только после этого накрывает бочонком номер на карточке . Побеждает тот, кто первым закроет все числа в карточке и при этом правильно выполнит задания.

Задания

 1. «Скажи одним словом»

Цель: совершенствование умений образования прилагательных, согласования их с существительными.

Для этого задания подобраны специальные картинки. По ним педагог говорит целую фразу, а ребёнок заменяет её одним словом.

      Педагог: дом, в котором много этажей, какой это дом? (многоэтажный)

  • человек, который радуется жизни (жизнерадостный)
  • праздник, которого долго ждали (долгожданный)
  • случай из жизни (жизненный)
  • сок из ежевики (ежевичный)
  • транспорт на железной дороге (железнодорожный)
  • рисунок, сделанный карандашом (карандашный)
  • день во время жары (жаркий)
  • история, вызывающая смех (смешная)
  • история, вызывающая страх (страшная)
  • стая журавлей (журавлиная)
  • одежда для женщин (женская)
  • мишка из плюша (плюшевый)
  • каша из пшена (пшённая)
  • шаль из шёлка (шёлковая)

Картинки к заданиям.

                                           

     

2.  «Шифровка»

Цель: развитие речи посредством наглядного моделирования

Модельные представления позволяют ребенку выделять в образном плане те свойства действительности, которые существенны для решения задачи. Работа с моделями  развивает не только речь, но и логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными обозначениями слов,  предложений. В своей работе в подготовительной группе я использую следующие модели для составления предложений.

Составь предложение по модели

       

       

 Условные обозначения

слово-предмет                          «красивое» слово                     слово-действие    

                                                      слово-признак    

                                        

Схемы предлогов

  1. «Путаница»

Цель: образование притяжательных прилагательных, включение их в предложения.

Дети болезненно относятся к замечаниям на свои ошибки. Но с радостью исправляют чужие. В этом задании им предлагается исправить, что перепутал художник.

(Картинка: У телёнка беличий хвост. У лошади лисий хвост. И т.д.)

                     

  1. «Эмоции»

Цель: дифференциация звуков, составление сложно-подчинённых предложений, развитие выразительности, эмоциональной окрашенности речи. 

Дети произносят чистоговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» в соответствии с карточкой-настроением (карточки с изображением лиц: злого, испуганного, весёлого, печального), ответить на вопрос: Почему ваша Саша грустная (весёлая, испуганная, злая)?

Ответ: Моя Саша грустная, потому что …

     

  1. «Словотворчество»

Цель: формирование умений выделять существенные признаки предметов и их действия, развитие чувства языка.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.

К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества.

Н. А. Рыбников поражался богатством детских словообразований и их лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о "скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка".Таким образом, усвоение речевых шаблонов здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно.

         Если рассматривать детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга. Главный механизм здесь — выработка речевых шаблонов (шаблоны  глагольных форм, имен существительных) и широкое использование этих шаблонов.

В этом задании детям раздаются картинки (кисточка, утюг, веник, лопата, чашка) им нужно придумать новые названия предложенным предметам, чтобы другие игроки угадали их. (Например: рисовалка, копалка, поилка, гладюг, подметатель)

                          

  1. «Жадина»

Цель: согласование существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои.

Дети как будто превращаются в жадину и называют предложенные картинки по образцу «Шапка, она моя». И т.д. (тюль, шампунь, ведро, яблоко, мыло, шампунь, туфля, сыр)

                             

  1. «Необычная математика»

Цель: образование названий профессий и занятий людей, дифференциация по родам и числам.

Детям  раздаются карточки: мужчина, женщина, люди, +, =, изображения предметов, необходимых людям той или иной профессии. Они складывают необычные примеры: мужчина + скрипка = скрипач    

                                                           женщина + скрипка = скрипачка

                                                                люди + скрипка = скрипачи

+ = ?     + =?  + =?

+ = ?    + =?  + =?

+ = ?   +=? +=?

+ = ?   + =?  + =?

+ = ?  +=?  + =?

+ = ?  + =? + =?

+ = ?  + =?  + =?

+ =?  + =? + =?

Основой звучащей речи является речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

  1.  «Выдох»

Цель: развитие длительного речевого выдоха, согласование числительных и прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

Задание: на одном выдохе насчитать как можно больше воздушных шариков.

...

Практическая часть

Правильное речевое дыхание влияет на красоту и интонационную выразительность  и речи взрослых. А речь взрослых должна быть эталоном для детей. Потому я предлагаю вам вот такое интересное задание.

Задание для взрослых: прочитать на одном выдохе следующую фразу:

  • Я хочу сообщить вам о самой удивительной, самой поразительной, самой чудесной, самой замечательной, самой прекрасной, самой потрясающей, самой редкой, самой необычной, самой невероятной, самой неожиданной, самой великой, самой ничтожной, самой обычной, самой блистательной, самой великолепной и наиболее достойной зависти вещи.

Хочу предложить вам ещё одно задание, которое также используется в игре «Речевое лото». Образец выполнения этого задания даёт педагог.

     Называется оно «Стих своими словами»

Цель: развитие навыков связной речи, составление описательных рассказов, обогащение речи родственными словами, словами-синонимами, словами, близкими по смыслу.

Задание: я вам раздам карточки с заданными, хорошо известными детскими стихотворениями, вы их никому не показываете, а составляете описательный текст его содержания, чтобы другие участники отгадали стихотворение, будьте внимательны ни одно слово из стихотворения не должно повториться.

Например, «Детёныш домашнего животного, передвигаясь по неустойчивой деревянной поверхности, переживает за свою безопасность». («Идёт бычок, качается»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое речевое лото

Игровые приемы для автоматизации звуков. Речевое лото....

Авторская игра "Звуковое лото"

Игра "Звуковое лото" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры - развивать навык выделения гласного звука из середины односложных слов....

Авторская игра "Звуковое лото"

Игра "Звуковое лото" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры - развивать навык выделения гласного звука из середины односложных слов....

Методическое игровое пособие «Лото «Республика Коми – мой родной край»

Цель  данного методического пособия: Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о Республике Коми.Пособие оформлено в виде игры лото, каж...

Авторское игровое пособие - макет по ПДД «Улицы района Заречья » с подборкой дид.игр и игровых ситуаций.

        Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы, развивающей предметно &ndash...

Авторская дидактическая игра "Лото. По улицам нашего города"

laquo;Лото. По улицам нашего города»        Цель: закрепление знаний о нашем городе, совершенствованию умения называть значимые здания нашего города, описыват...