Выступление на родительском собрании "Постановка звука. Как это происходит?"
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Севастьянова Наталья Александровна

В этом докладе я посторалась максимально просто и доступно рассказать родителям о потсановке звуков, так как для многих родителей этот аспект логопедической работы остаётся тайной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_zvuka.docx383.31 КБ

Предварительный просмотр:

          Постановка звука. Как это происходит?
Очень часто родители интересуются, как ставится или исправляется тот или иной звук. В этой статье я хотела бы рассказать об алгоритме постановки звука.
Прежде всего, хочу сказать о том, какие бывают
виды  нарушений произношения звука. Их три:
1. Искажение звука. Пример: ребёнок при произнесении звука С просовывает кончик язычка между зубов вместо того, что бы опустить его за нижние зубки, получается искажённый звук С.
2.
Отсутствие звука. Пример: вместо слова «рыба», ребёнок говорит «ыба» или вместо слова «лошадь» получается «ошадь».
3. Замена на другой звук. Пример: замена звука С на Т («танки» вместо «санки»), замена Р на Л («лот» вместо «рот»), замена Ш на С («сапка» вместо «шапка») или Ф ( «фифка» вместо «шишка»).
Итак, этапы постановки звука:
1. Обследование. На этапе обследования ребёнку предлагается картинный материал с предметами, в названии которых есть «сложные» звуки. Логопед слушает, определяет дефекты произношения и записывает в индивидуальную речевую карту ребёнка. Далее на основе обследования логопед подбирает индивидуальный логопедический маршрут коррекции произношения. На этом этапе обследуется не только произношение, но и лексико – грамматический строй речи, строение артикуляционного аппарата, слоговая структура слова, фонематический слух.

2.
Подготовка речевого аппарата. На этом этапе проводиться общая артикуляционная гимнастика, специальная для конкретного звука и упражнения на выработку правильной воздушной струи, т.е. речевого дыхания.

3. Постановка звука.
Постановочных способов несколько:
а) по подражанию. Логопед объясняет ребёнку правильную артикуляцию звука, скажем, Ш: губы в форме колечка, язычок в форме лопаточки поднят наверх, по нему бежит тёплый ветерок, зубы сомкнуты. Этот способ работает не часто, но иногда всё же получается вызвать правильный звук таким способом.
б) от близких по артикуляции звуков, которые есть у ребёнка. Скажем, звук Р часто получается вызвать от звука Д путём частого его повторения д-д-д-р-р-р, звук Д тоже является верхнеязычным, близким по артикуляции звуку Р. Звук Ш можно поставить от звука Т, эти два звука так же являются верхнеязычными, а базой для звука С могут послужить гласные Е или И, близкие по артикуляции свистящим звукам.
в) от артикуляционного упражнения. Например, звук Р часто слышится от упражнения «Маляр» или «Индюк», звук получается одноударный, без вибрации и его уже можно автоматизировать в речи, а затем уже пробовать вырабатывать вибрант. Или звук Л можно поставить от упражнения «Кораблик», а звук С от упражнения «Горка».

г) с механической помощью. В этом случае звук ставиться при помощи зондов или вспомогательных материалов. Как правило, дети не очень любят этот способ постановки, поэтому я прибегаю к нему не часто, только когда предыдущие способы не работают. Чаще всего к механической помощи прибегают в случае постановки звука Р, когда ребёнок приоткрыв рот часто повторяет звук Д или Ж, а логопед при помощи зонда или ватной палочки двигает язычок ребёнка , получается раскатистый звук Р. Так же при помощи логопедического зонда либо обычной ложечки можно поставить звук Ш. Зонды используются специальные логопедические и после использования тщательно обрабатываются либо используются одноразовые предметы, которые после использования выбрасываются, например, ватные палочки.


4. Закрепление изолированного звука. Когда звук поставлен, закрепляют его в звуковых дорожках либо в специально подобранных играх.

5. Автоматизация звука в речи. Сначала поставленный звук автоматизируется в слогах, затем в словах, в предложениях и контекстной речи. Для этого используются разные дидактические игры.
                                                        На этом уровне очень важна помощь родителей, так как дети не очень стремятся использовать новый звук в речи, им гораздо удобнее говорить свой старый вариант звука, так проще и привычней, и, если на этом этапе не контролировать речь ребёнка, то он так никогда и не будет использовать поставленный звук в речи, все усилия будут бесполезны. Так что, уважаемые родители, надеюсь на ваше активное сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительской конференции "Что такое родительский авторитет?"

«Что такое авторитет?» - этот вопрос волнует многих из нас. Родительская семья считается одним из самых важных и влиятельных факторов воспитания любого ребенка. Семейные условия, включая социальное по...

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....

Детско - родительские отношения. Выступление на родительском клубе "На пороге школы"

Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему....

Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

Консультация для родителей " От слова к звуку" Выступление на родительском собрании.

Консультация для родителей  родителей " От слова к звуку" Выступление на родительском собрании....

Выступление на родительском собрании «Родительская компетентность»

Рекомендации родителям  детей дошкольного возраста  о «кризисах развития в жизни ребенка»....