Журнал взаимодействия логопеда и воспитателей в старше-подготовительной группе ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Воспитателю прежде всего приходится иметь дело с естественными для ребека возрастными особенностями речи, иначе говоря, фонетическим (произношение отдельных звуков и их сочетаний) и музыкальным (ритм, темп, интонация, модуляция, сила, чистота голоса) своеобразием детской речи. Преодоление таких недочетов не представляет особых затруднений, так как воспитатель правильными методами обучения лишь помогает естественному процессу нормального развития детской речи, ускоряя го. Этим он облегчает ребенку овладение такой сложной деятельностью, как речь, и способствует более раннему умтсвенному развитию его.
Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит логопед, воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования.
Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.
При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков.
Воспитатель обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не следует останавливать детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживать инициативу, расширять содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме разговора у других детей.
Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.
На подгрупповых занятиях логопед закрепляет технические умения и изобразительные навыки, сформированные у детей воспитателем. Занятия по изобразительной деятельности, проводимые логопедом, имеют цель в дальнейшем формировать такие сложные формы речи, как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.
Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляуионных упражнений, предотавлемым логопедом. Воспитатель должен оказывать помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, подготовленных логопедом.
Воспитатель должен закреплять навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п., подготовленных логопедом.
Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назанчению. Логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.
Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:
– повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
– исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;
– оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.
В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и логопедических группах существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя:
– совмещение программы “ Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет)” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;
– отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
– сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
– отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;
– невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
– логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;
– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя: совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей; обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни; совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его); разработка общих рекомендаций для родителей.
Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом:
Функции логопеда:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Работа по коррекции звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Работа по коррекции слоговой структуры слова.
• Формирование послогового чтения.
• Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функции воспитателя:
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
• Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Логопед на фронтальных занятиях формулирует темы и отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитатель при планировании занятий по письму и формированию графических навыков также руководствуется методическими указаниями логопеда.
Нужно напомнить воспитателям о:
• правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
• необходимости ежедневных занятий
• индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты
• автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)
• контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.
Учитывая последовательность овладениями этими сторонами речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.
В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.
Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип подхода требует от воспитателя: глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития; использования этих знаний в своей работе.
Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.
Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.
Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие.
Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.
Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи. Желательно планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию во второй половине дня.
Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний; создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне речи.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.
Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Интересные формы работы в этом направлении проводит специалист по фольклору. Ведь народные игры с пальчиками и обучение детей ручному труду (вышивание, бисероплетение, изготовление простых игрушек и т.д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Занятия по народоведению способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, знание детьми фольклора (потешек, русских народных сказок) можно использовать на индивидуальных занятиях для закрепления правильного произношения звуков. Например: «Ладушки - ладушки» - для закрепления звука [ш], песенку Колобка из одноименной сказки - для закрепления звука [л].
Воспитатель заранее продумывает, какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены: в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий; в совместной деятельности взрослого с детьми; в свободной самостоятельной деятельности детей.
Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.
Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная). Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые корекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др.
Логопед проводит работу с детьми ежедневно с 9.00 до 13.00. Фронтальные логопедические занятия организуются с 9.00 до 9.20, индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия — с 9.30 до 12.30, занятия воспитателя-с 9.30 до 9.50. С 10.10 до 12.30 дети находятся на прогулке. После полдника воспитатель 30 мин занимается с детьми по заданию логопеда и проводит вечерние занятия по одному из видов учебной деятельности.
Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания. Логопед обсуждает с воспитателем примерный режим дня детей и примерный перечень занятий на неделю. Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи: воспитание усидчивости, внимания, подражательности; обучение выполнению правил игр; воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики; - коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
Требования к организации работы воспитателя: Постоянная стимуляция к речевому общению. Все работники я/сада и родители обязаны постоянно требовать от детей соблюдена речевого дыхания и правильного произношения; Воспитатели ДОУ должны знать схему нормального развития речи ребенка (А. Гвоздев) и оформить памятку для родителей; Воспитатели логопедических групп должны иметь речевой профиль детей — логопатов, знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития; Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед зеркалом, выполнять задание. логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам, тетради для занятий.
Воспитатель логопедической группы не должен: торопить ребёнка с ответом; перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи; заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить; выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.
Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ. Так как в настоящее время не существует коррекционной программы для работы логопунктов, то логопед в своей работе должен опираться и владеть современными технологиями. В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах в массовые дошкольные учреждения стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта. Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.
Воспитатель совместно с логопедом планируют занятия по развитию речи, обсуждают цели, задачи и желаемые результаты каждого занятия по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_vzaimodeystviya_starshe-podgotovitelnaya_1.rar | 468.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата | ФИ ребёнка форма работы | Задание логопеда по лексической теме: Овощи | Отметка воспитателя о выполнении задания |
26-30 сентября 2016 уч.год | Работа фронтально Искандаров Данияр Карушина Майя Морозов Егор Незговоров Роман Николаев Илья Шереметьев Павел Работа индивидуально | Дети должны знать: - названия овощей и их частей; - находить сходство и различие (по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь), - что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают; - что из овощей можно приготовить различные блюда: суп, щи, борщ, салат ; - что овощи заготавливают на зиму: солят, консерв-т, сушат, маринуют. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ «Назови ласково» Огурец — огурчик — огурчики, помидор — помидорчик — помидорчики, картофель — картошечка — картошечки, баклажан — баклажанчик — баклажанчики, перец — перчик — перчики, тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки, редис — редисочка — редисочки, морковь — морковка (морковочка) — морковки, свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки, лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички, репа — репка (репочка) — репки, чеснок — чесночок ~ чесночки, петрушка — петрушечка — петрушечки, укроп — укропчик — укропчики, капуста — капусточка — капусточки, фасоль — фасолинка — фасолинки. «Один — много» Помидор — помидоры — помидоров, картофель — картофель — много картофеля (картошки), баклажан — баклажаны — баклажанов, перец — перцы — перцев, кабачок — кабачки — кабачков, тыква -— тыквы — тыкв, морковь — моркови — моркови, свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»), лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц), репа — репы — реп, редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»), чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока), петрушка — петрушка — много петрушки. «Назови, какой, какая?» подбор признаков Сок из помидоров — томатный,... огурцов — огуречный,... моркови — морковный,... капусты — капустный,... свеклы — свекольный; грядка с огурцами — огуречная,... морковью — морковная,... картофелем — картофельная,... кабачками — кабачковая,... тыквой — тыквенная. «Рассказ-беседа об овощах» Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.) Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах? Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, выдергивать? Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь? Что можно из него приготовить? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе
В методической разработке обобщен опыт по организации взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с нарушением речевого разв...
Журнал взаимодействия логопеда и воспитателя
Журнал взаимодействия логопеда и воспитателя...
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя в старше-подготовительной логопедической группе.
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя в старше-подготовительной логопедической группе....
Журнал взаимодействия логопеда с воспитателями старшей группы комбинированной направленности.
В журнале взаимодействия логопеда и воспитателя содержится речевой материал по лексическим темам на весь учебный год....
Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Журнал разработан для педагогов, строящих свою работу на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)&ra...
Журнал взаимодействия логопеда и воспитателей группа № 23 (средний и старший возраст)
Журнал взаимодействия логопеда и воспитателей группа № 23 (средний и старший возраст)...
Журнал взаимодействия логопеда и воспитателей группы №22
Журнал взаимодействия логопеда и воспитателей группы № 22 (средний и страший возраст)...