Автоматизация звуков
книга по логопедии (средняя группа) на тему
Пособие предназначается для автоматизациии дифференциации звуков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Лексический материал структурно располагаетсяследующим образом:Автоматизация и дифференциация звуков С,С', 3, 3', Ц.Автоматизация звуков Ш, Ж.Дифференциация свистящих и шипящих звуков.Автоматизация звуков Ч, Щ и их дифференциация со звуками, сходными по месту и способу образования.Автоматизация и дифференциация звуков Л,Л',Р,Р'.Свое пособие мы назвали «Логопедическиерифмовки и миниатюры».Рифмовки — это специальные упражнения,построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели. Цель,которую мы ставили перед собой, сочиняя этитексты, — максимально наполнить речевой материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки.Насколько мы справились с поставленной задачей судить Вам, уважаемые коллеги. Мы надеемся, что книга пригодится логопедам образовательных и медицинских учреждений, воспитателям, родителям, занимающимся с детьми позаданию логопеда, а также детям для самостоятельного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 144.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пособие предназначается для автоматизациии дифференциации звуков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Лексический материал структурно располагаетсяследующим образом:Автоматизация и дифференциация звуков С,С', 3, 3', Ц.Автоматизация звуков Ш, Ж.Дифференциация свистящих и шипящих звуков.Автоматизация звуков Ч, Щ и их дифференциация со звуками, сходными по месту и способу образования.Автоматизация и дифференциация звуков Л,Л',Р,Р'.Свое пособие мы назвали «Логопедическиерифмовки и миниатюры».Рифмовки — это специальные упражнения,построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели. Цель,которую мы ставили перед собой, сочиняя этитексты, — максимально наполнить речевой материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки.Насколько мы справились с поставленной задачей судить Вам, уважаемые коллеги. Мы надеемся, что книга пригодится логопедам образовательных и медицинских учреждений, воспитателям, родителям, занимающимся с детьми позаданию логопеда, а также детям для самостоятельного чтения.
Автоматизация звуков С, С'
А они сосут конфеты.
Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет — самокат.
Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
— На песке, само собой!
Есть и свет там, и покой.
Днём сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут •
На охоту летят.
Сказки новые несёт.
Сказки обо всём на свете...
Так бегом в постели, дети!
Из кискиной миски пёс
Сегодня «Вискас» унёс,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поёт.
Сколько всего у Сони котят,
Если два — под скамейкой сидят,
А пять на софе спокойно спят?
Снова снегом занесён
Дом и сад,
И синий всюду, всюду иней.
Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад, —
Он катать всех станет.
У Светы о сове есть сказка.
Сова в ней надевает маску
И, сев в кусты, свистит, сопит...
Не спит сама и лес не спит.
Поёт песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете детям.
СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ
У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидит на сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.
Стас свистит Сойке. Надо идти домой. До свиданья, сова!
Автоматизация звуков 3, 3'
Потоптали все газоны.
У Зои своя коза.
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.
Побывали в магазине.
Лизе купили зайку,
А Зине — мозаику.
Знает Зоя: иногда
Падает с небес звезда.
Звездопад тех удивит,
Кто, когда темно, не спит.
Выпустить позёмки, вьюги,
Замести везде пути —
Ни заехать, ни зайти.
Начало формы Стр из 26 Конец формы Начало формы Конец формы |
Он возводит звездолёт.
На закате звездолёт
К звёздному пути пойдёт,
Достигнет заданной звезды
И всем мигнёт из темноты.
Забывает медведь о заботах зимой,
Спит он под завывание вьюг.
Снегопады идут и позёмки метут,
А медведь до весны видит сны.*
ЗВЕНИТ ЗВОНОК
Звенит звонкий звонок. Он зовёт всех на занятия. Нельзя опаздывать. Об этом знают все дети
ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ
На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. «Какие забавные звёзды!»— смеялись Лиза и Зоя. — «Так далеко от земли, а нас видят!»
О вазе, звонке и газете,
О зайке, козе и бизоне,
О звёздах, гнезде и газоне.
Автоматизация звука Ц
Цепь ковали в кузнице.
Цыплёнок, находясь в яйце,
Знакомится со звуком Ц.
И только, выйдя из яйца,
На «цып-цып» отзывается.
Такие удальцы!
На одной ноге не лень
Стоять им с цаплей
Целый день.
Яйца увидав, куница
Цепенеет, пятится;
Так как яйца не наседки,
А змеи — её соседки.
В этих яйцах нет цыплят,
В них змеиный детский сад.
В этот день со всех концов
Слетятся птицы на околицу
Полюбоваться на птенцов.
Вылез из яйца птенец.
Глядит наседка на птенца,
Глядит, не налюбуется:
Будет Петенька певец,
Как петух — его отец
Есть о цапле, о кунице,
Есть о зайце, о кольце,
Об удалом молодце.*
Котёнок Цап кусается,
Цыплёнок Цып клюётся,
Обоим от хозяйки
За это достаётся.
И вместе веселиться
Им не удаётся.
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.
ПЕВЦЫ
— Вот какие мы певцы! Как папа!
В пятницу мы будем выступать на сцене.
— Какие вы певцы? — удивляется утёнок. — В пятницу съедутся знаменитые певцы, а не птенцы.
Цыплята, попив из блюдца водицы, пели под акацией весь день, пока не осипли. Потом поплелись к наседке узнать, когда наконец они станут певцами. Наседка смеётся: «Вы у меня умницы. Если будете заниматься, обязательно станете знаменитыми певцами». *
* Может быть использован для дифференциации звуков С - 3 - Ц.
Дифференциация звуков с-з-ц
Звуки С-3
Спит он под завывание вьюг.
Снегопады идут и позёмки метут,
А медведь до весны видит сны.
Сто загадок, сто затей.
Созывает всех весной
Он в свой домик под сосной.
Завесили своё окно.
Засов задвинув,
Засыпают сазан с фазаном.
И не знают,
Как за окном на высоте
Мигают звёзды в темноте.
Он от солнца и от зноя.
Создаёт тот зонтик тень
В самый-самый знойный день.
Начало формы Стр из 26 Конец формы Начало формы Конец формы |
Собака не знает ни сна, ни покоя.
Обязана сумку, газету нести,
За это хозяин её угостит.
Хозяин собаку зовёт на охоту.
Одна у собаки там будет забота:
В засаде сидеть, не зевать
и не спать,
Взять след, если надо кого-то
поймать.
ВКУСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА
Захотела коза посадить у себясладкую землянику. Взяла несколько кустиков в лесу и засадила полоску земли около дома. Зацвела веснойземляника, а потом поспели ягоды.Позвала коза соседей и угостила всехсвоей земляникой.*
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.
ЛЮБОПЫТНАЯ СОВА
Не спит лупоглазая сова когда темно. В темноте глаза совы всё видят:вот зайка поскакал, вот суслик зевнул, лиса в кустах затаилась. Когдавесь лес заснёт, сова вылетит из дупла; везде заглянет, всех напугает, апотом усядется на сук и заухает.*
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.
Звуки С-З-Ц
Синица боится куницу,
Куница боится песца,
А стих боится конца.
На месте не сидится.
Весь день та обезьяна
Поёт и веселится.
Хвалится соседке:
— Али я не умница,
Али я не модница?
Сойка удивляется:
— Цепь к лицу цепному псу,
А если птица умница,
То не станет птица
Цепью хвалиться.
Звёздная медведица.
Помогают звёзды те
С пути не сбиться в темноте.
САНИН СОН
Спит Саня и снится ему сон. Садится он в самолёт и летит высоко-высоко. Летит над лесом, над садом. Восне Саня совсем не боится высоты.
Думает змейка о том:
"Не надо бояться змей,
Ведь змеи не всех сильней;
И только тогда они злятся,
Когда сами кого-то боятся".
Автоматизация звука Ш
— Кыш! —
Ты мышонок, а не мышь!
Мешают Гоше и Пашке.
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.
У Маши книжка «Мишкина каша».
У Миши книжка «Медведи и Маша».
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.
Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!
У Миши мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.
Шутит с мышкой по-немножку.
Что-то не до шуток мышке,
Помогу-ка я малышке.*
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.
У мышонка Тотошки
Кашки немножко.
Думает Тотошка
Отдать кашку кошке.
И не будет кошка
Шипеть на Тотошку.
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, мишутка.
ШАХМАТЫ И МЫШИ
Два мышонка шумели и шутили наопушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, не шёпота. Увлекли мышат шахматы.
ШУБА ДЛЯ ПУШКА
Маша и Наташа шьют котёнку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит:
— Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит.
Автоматизация звука Ж
Ужин нужен.
Дадим ежевики
Ежам на ужин.
Как же жутко быть жуком, —
Каждый может обижать.
Как об этом не жужжать?
Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко — не одна
Такая жадная она!
Ежедневно ужин ждёт,
Ведь на ужин медвежонок
Пьёт охотно жидкий мёд.
ЁЖИК-ЛЕЖЕБОКА
Между двух ёлок живёт лежебока-ёжик. Живёт, не тужит, нет нуждыникуда бежать. Наденет ёжик жёлтую пижаму и лежит, важный такой.Никто его не уважает. Да и как же можно так жить?!*
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.
Жук отважный однажды,
Жужжа, ожидал ужин важный.
Должен он был за ужином
Обслуживать жужелиц дюжину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-169059-1356262232.jpg)
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-613848-1427361184.jpg)
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/10/picture-1124122-1568140292.jpg)
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/10/picture-1124122-1568140292.jpg)
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-993295-1515649070.jpg)
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....