Выступление "Все, что вы хотели знать о речи своего малыша"
консультация по логопедии на тему
Выступление "Всё, что выхотели знать о речи своего ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
video-vystuplenie_na_konferentsii_zdorove_moego_rebenka.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 405 комбинированного вида
с татарским языком воспитания и обучения»
Ново - Савиновского района г. Казани
Выступление
« Все, что вы хотели знать о речи своего малыша»
на конференции
« Здоровье моего ребенка»
Учитель - логопед : Кирикмасова Л.А.
Казань
Как устроен речевой аппарат
Речевой аппарат, с помощью которого мы говорим, включает в себя три отдела.
1. Дыхательные мышцы. Причем для речи необходимо брюшное дыхание. Дыхание верхней частью грудной клетки всегда затрудняет речь.
2. Голосовые складки. Они располагаются в горле. Их дрожание создает звук голоса, который нужен для произнесения гласных и звонких согласных звуков.
3. Собственно органы речи. Они расположены во рту. Основные органы речи, это — язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, маленький язычок, зубы, их основания, твердое нёбо, альвеолы (бугорки за верхними зубами).
Строение речевого аппарата человека:
- Мозг - Носоглотка -Твёрдое небо и мягкое небо.
- Губы. – Язык -Резцы.
- Область глотки - Гортань, надгортанник. - Трахея.
- Бронх с правой стороны и легкое. - Диафрагма. - Позвоночник - Пищевод.
Главным речевым органом является язык. Он разделяется на переднюю, среднюю, заднюю части, корень языка и его кончик. Среднюю часть языка еще называют его спинкой.
Для того чтобы у ребенка смогло сформироваться нормативное произношение звуков, у него должен быть правильный прикус. При правильном прикусе сомкнутые зубы (сомкнутыми должны быть именно коренные зубы) имеют следующий вид: верхние резцы находятся чуть впереди нижних, в той или иной мере прикрывая их.
За верхними резцами находятся два выступающих ребристых бугорка с ложбинкой между ними — они называются альвеолами (пожалуйста, запомните это слово, так как оно часто будет встречаться в инструкциях по формированию произношения).
За альвеолами начинается твердое нёбо, которое простирается в глубь ротовой полости и заканчивается мягким нёбом. На конце его находится маленький язычок, вибрация которого формирует грассирующий звук [р], от которого его «владельцам» обыкновенно так трудно избавиться.
Перед началом занятий познакомьте ребенка с теми речевыми органами, которые находятся во рту. Изучите их с ним перед зеркалом, а для доходчивости позвольте ему ощупывать их пальцем (особенно те из них, которые плохо видны).
НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Ребенок может путать близкие или даже далекие по звучанию звуки. Близкими по звучанию считаются следующие звуки:
- Звуки из групп свистящих и шипящих. Ребенок может смешивать между собой следующие пары звуков: [с — ш], [з — ж], [ц — ч].
- Звуки внутри группы свистящих. Ребенок в разных комбинациях может не различать между собой звуки [с, з, щ]: ([с — ц], [с — з], [з — ц]).
- Звуки внутри группы шипящих. Ребенок может не различать между собой звуки [ш — ж], [ш — щ], [ч — щ] и другие комбинации пар шипящих.
- Сонорные звуки. Ребенок может не различать между собой звуки [р — л], [л — й], [р — й].
- Глухие и звонкие парные звуки. Ребенок может путать, например, звуки [к — г], [т — д], [ф — в] и др. Достаточно выборочно проверить 1-2 пары звуков, если обнаружите, что ребенок их путает, проверьте все парные глухие и звонкие согласные.
- Твердые и мягкие парные звуки. Ребенок может смешивать, например, звуки [л — л'], [м — м'], [с — с'] и др. Различение звуков нужно обследовать таким же образом, как в предыдущем случае.
- Далекими по звучанию считаются звуки, принадлежащие к разным группам (например, сонорные далеки от шипящих или свистящих звуков). Это значит, что различить на слух звуки в паре [с — р] намного легче, чем в паре [с — ш].
- Сначала проверьте различение ребенком близких между собой звуков, если обнаружите, что он их путает, проверьте более далекие звуки.
Речь – это высшая психическая функция, которую обеспечивают два центра, находящиеся в разных отделах головного мозга: Центр Вернике. Место расположения – слуховая кора височной доли. Отвечает за восприятие звуков речи. Центр Брока. Место расположения – нижние отделы лобной доли. Отвечает за речедвигательную функцию (воспроизведение звуков, слов и фраз).
В зависимости от преобладания того или иного центра речь подразделяется на импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь представляет собой процесс восприятия слов на слух, понимание их смысла, а также значения высказывания в целом. Экспрессивная же речь – это процесс высказывания слов на определенном языке. У левшей речевые центры располагаются в правом полушарии, у правшей – в левом. Чтобы адекватно овладеть речью, ребенок должен усвоить ее составляющие: Фонетика. Необходимо научиться различать все 42 фонемы русского языка, понимать, как их отличительные признаки меняют смысл слов (пыл-пыль, гость-кость). Грамматика. Грамотная речь предполагает построение осмысленных речевых отрезков (словосочетаний, предложений, текстов). Синтаксис. Овладение речью требует изучения правил сочетания слов в предложении. Семантика. Правильная речь неразрывно связанна с умением объяснять значение отдельных слов и фраз. Прагматика. Существуют также и социальные правила, которые предписывают, что и кому следует говорить. В норме дети интуитивно осваивают законы построения родного языка и к школьному возрасту активно применяют их на практике.
Причины речевых нарушений можно условно поделить на внутренние, или эндогенные, и внешние, или экзогенные. К внутренним причинам нарушений речи у детей относятся факторы, провоцирующие нарушения слуха либо задержку в психофизическом развитии: внутриутробные патологии (аллергии и иные заболевания матери во время беременности, наследственность, токсикоз беременности, резус-конфликт, акушерские патологии, курение и употребление алкоголя во время беременности, осложненные роды и т.д.); повреждения нервной системы (гипоксия и родовые травмы). К внешним причинам речевых нарушений относятся: отсутствие эмоционального положительного окружения и общения; подражание выраженным речевым нарушениям; психические травмы (испуг, стресс, неблагоприятная обстановка в семье); общая физическая ослабленность (незрелость организма, недоношенность, рахит, нарушения обмена веществ, тяжелые заболевания внутренних органов и, особенно, головного мозга, травмы). Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются у детей с нарушениями слуха. Это может быть связанно с отсутствием реакции на звуки, неспособностью их имитировать. Кроме того, задержка развития речи может быть спровоцирована аутизмом или общим отставанием в психическом развитии.
Формы нарушений Согласно одной из распространенных систем классификации (клинико-педагогической), все нарушения устной речи можно поделить на расстройства фонационного и структурно-семантического оформления высказываний. К расстройствам фонационного оформления высказываний относятся:
Дисфония или афония. Возникает из-за патологических изменений голосового аппарата. Голос при этом становится охриплым, утомляемым, при некоторых формах голосовые связки в момент фонации находятся в состоянии резкого напряжения или спазма. Брадилалия. Речь правильно координирована, но чрезмерно замедленная. Возникает, когда процессы торможения доминируют над процессами возбуждения.
Тахилалия. Явление обратное предыдущему. При этом темп речи в два раза превышает нормальный. Нарушение может сопровождаться повторением или пропуском слогов. Заикание. Нарушение ритмики речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дислалия. Нарушение или затруднение произношения какой-либо фонемы родного языка, например, картавость.
Ринолалия. Изменение тембра голоса, более известное как гнусавость.
Дизартрия. Затрудненная артикуляция, обусловленная ограничением подвижности органов речи. В детском возрасте приводит к нарушению чтения и письма или общему недоразвитию речи. К нарушениям структурно-семантического оформления высказываний относятся:
Алалия. Недоразвитие или отсутствие речи, обусловленное повреждением речевых центров головного мозга при нормальном слухе. | Афазия. Утрата речи, спровоцированная локальными поражениями головного мозга. В отличие от алалии возникает нарушение уже сформировавшейся речи |
Кроме этого в педагогической практике выделяют нарушения процесса чтения (дислексия) и письма (дисграфия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что нужно знать родителям, впервые отдающим малыша в детский сад.
Дорогие родители! Эта статья адресована Вам. Многие мамы, папы, дедушки и бабушки думают, что адаптация ребёнка в детском саду зависит только от воспитателей, но это ошибочное мнение....
Дидактические игры по развитию речи для малышей своими руками.
Дидактические игры из фетра и текстиля - это замечательная развивающая среда для малыша. Играя в них, малыш развивает фантазию, мышление, чувство цвета и мелкую моторику пальчиков. Поэтом...
Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. Презентация "Космос-это интересно!"
Цель: расширять знаний детей о космосе, звёздах, солнечной системе, а также рассказать дошкольникам о первом космонавте Ю.А.Гагарине и о событие которое открыло дорогу в космос.Задачи:расширять з...
Досуг для детей младшей группы по ПДД «Грузовик, который не хотел знать дорожных знаков»
Досуг для детей младшей группы по ПДД«Грузовик, который не хотел знать дорожных знаков»Мероприятие разработано и проведено совместно с музыкальным руководителем.Цель: расширить знания дете...
Выступление на родительском собрании "Все, что вы хотели знать об одаренности"
Задача семьи и системы образования - развить врожденные способности. Что могут родители?...
Что нужно знать родителям о развитии речи своих детей.
Развитие речи детей от рождения до школы. Рекомендации логопеда....
Как родители могут помочь ввести поставленный звук в повседневную речь своего малыша.
Как родителям автоматизировать звуки дома...