Семинар-практикум для родителей – участников РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
консультация по логопедии на тему

Леошко Ирина Александровна

Тема: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей – участников РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

Тема: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.

Задачи:

  • активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
  • уточнить представления родителей об органах артикуляционного аппарата человека;
  • сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
  • познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
  • научить родителей правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
  • познакомить родителей с литературой по артикуляционной гимнастике;
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  • расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

1)   Гимнастика для рук, ног, туловища – дело для нас привычное и знакомое.   Понятно, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

     Язык – главная мышца органов речи. Для него, как и для всякой мышцы, гимнастика необходима, т.к. именно артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы, развивает подвижность и дифференцированность движений речевого аппарата, который участвует в образовании фонем.

     Произношение звуков речи – сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок.

    Для того, чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением звуков в речи ребенка, предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Время появления звуков (возраст)

1 – 2 года

2 – 3 года

3 – 5 лет

5 – 6 лет

Звуки

а о э

п б м

и ы у

ф в

т д н

г к х й

с з ц

ш ж

ч щ

р

л

     Из таблицы видно, что к 5 – 6 годам ребёнок должен овладеть правильным  произношением многих звуков родного языка. Задержка в своевременном появлении фонем, говорит о том, что существуют причины, которые мешают ребенку самостоятельно овладеть звукопроизношением. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.                                                                                                  

     Детям 2, 3, 4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее освоить правильное звукопроизношение.

     Дети 5, 6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения фонем.

     

2) Перед тем как приступить к занятиям, рассмотрите вместе с ребенком органы речи.

     Попросите ребенка показать верхнюю и нижнюю губу. Верхние и нижние, передние и боковые зубы. Кончик, спинку, корень языка, боковые края языка. Нёбо, место, где находятся голосовые связки (произнести [з-з-з]).

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

   3) При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы двигательные навыки стали прочными.
  2. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, чтобы ваше лицо и лицо ребенка были в нем видны.
  3. Продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка. Она не должна превышать 15 минут.
  4. Движения проводить неторопливо ритмично, четко. Соблюдать принцип – от простых упражнений к более сложным. Каждое упражнение выполнять по 5 – 6 раз.
  5. Не следует вводить новое упражнение, если ребенок не освоил предыдущее. Лучше отработать старый материал.
  6. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.

1.        Прежде чем  приступить  к  выполнению  артикуляционных упражнений,  вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка. Важно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на отражении своего лица в зеркале.

  1. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы: игрушки, картинки – образы, стихи.
  2. Покажите правильное выполнение упражнения.
  3. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  4. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

     Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен уметь правильно показывать упражнения, следить за качеством выполненных ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.

   Помните: гимнастика не должна ребенку надоесть. Следите за тем, чтобы не наступило переутомление. Создавайте положительный эмоциональный настрой у ребенка. Хвалите ребенка за его достижения.

   Наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза.

В ходе выполнения артикуляционной гимнастики вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.                                      

4) Познакомить родителей с литературой по артикуляционной  гимнастике.

5)  Мастер-класс.  

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....

Презентация к семинару - практикуму "Как подготовить и провести родительское собрание"

Родительское собрание -это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи; и оно не должно нос...