"Проблема взаимосвязи лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи"
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики вызывает много споров. Одни учёные считают, что процессы словообразования наиболее тесно связаны с грамматическими категориями, другие склоняются к мнению, что за счёт словообразования пополняется лексический запас языка. Но, большинство приходит к мнению, что словообразование связано как с грамматикой, так и с лексикой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблема взаимосвязи лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики вызывает много споров. Одни учёные считают, что процессы словообразования наиболее тесно связаны с грамматическими категориями, другие склоняются к мнению, что за счёт словообразования пополняется лексический запас языка. Но, большинство приходит к мнению, что словообразование связано как с грамматикой, так и с лексикой.
«В структуре языка, образующей единое целое, все составные части или элементы её находятся в закономерных отношениях, закономерной связи друг с другом; звуковой строй, грамматика, словарный состав взаимосвязаны и взаимоопределены», – пишет В.В.Виноградов . Словарный состав языка, по мнению автора, является строительным материалом и находится в состоянии непрерывного изменения. Поступая в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.
Как указывает данный автор, словообразование является, с одной стороны, связующим звеном между основным словарным фондом и грамматикой языка, а с другой – оно определяет формы и виды связей и взаимодействий основного словарного фонда с общим словарным составом языка. То, что обыкновенно излагается в грамматиках под названием словообразования, является по большей части отрывочными сведениями о морфологическом составе слов, притом зачастую со смешением прошлых языковых состояний с настоящими. Изредка сообщаются и некоторые сведения о значении некоторых морфологических частей. Несомненно, что все эти сведения весьма важны для полного понимания данного языка; но они всецело относятся к словарю, где и должны найти себе место.
Автор указывает, что вопрос о способах образования новых слов тесно связан с грамматическим учением о частях речи. И, помимо этого, целый ряд грамматических категорий семантически обогащается за счёт словообразования, т.е. появляются новые слова, пополняется лексический запас.
А.М.Шахнарович также указывает на то, что лексика и словообразование тесно взаимосвязаны между собой. По мнению автора, овладеть словом, как знаком невозможно без достаточно полного понимания его значения, поскольку знак (слово) без значения не существует.
Как мы знаем, слово в русском языке приобретает новое значение при помощи словообразовательных элементов. Например, суффиксы могут быть разделены на несколько основных групп: для обозначения лиц, предметов, мест, отвлеченных понятий, уменьшительности и т. п.
Так, с помощью словообразовательных средств дифференцируются в слова значения отвлеченного качества, состояния, действия-процесса и т. д. (названия помещений образуются с помощью суффикса -иц-, а названия вместилищ, сосудов для чего-нибудь образуются посредством суффикса -ниц-).
Аналогично вышеназванным авторам Д.Д.Розенталь также считает словообразование одним из средств увеличения лексического запаса языка. Он указывал, что наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, т.е. создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путем закономерного сочетания морфем в слове.
Автор указывает, что при данном типе словообразования суффиксы и приставки выполняют две функции: используются для образования отдельных слов, а также для выражения грамматических значений. Совмещение обеих функций (словообразующей и формообразующей) наблюдается чаще всего у приставок и реже у суффиксов. Также здесь указывается, что разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Помимо этого, префиксы образуют слова только того лексико-грамматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда. Следовательно, обогащение лексики различными частями речи наиболее обязано суффиксальному способу словообразования.
Ф.А.Сохин, также как и многие авторы, указывает, на то, что словообразование стоит как бы между двумя разделами языка – лексикой и грамматикой, т.е. с помощью словообразования развивается как грамматический строй речи, так и происходит обогащение лексического запаса. Помимо этого, автор указывает на то, что в русском языке подавляющее большинство слов мотивированные, т.е. образованы от других. И, для того, чтобы овладеть лексическим богатством языка, ребенок должен научиться не только правильно соотносить мотивированные наименования с реальными предметами, но и понимать смысл, заложенный в словах. А это невозможно без понимания того, как они образуются, без умения вскрывать связи и отношения между мотивированными наименованиями и обозначаемыми ими предметами.
Мнение Р.И.Лалаевой совпадает с мнением большинства, она считает, что формирование лексики у ребенка тесно связано с: процессами словообразования. Автор указывает на то, что по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов, и совокупность лексических единиц является результатом действий и механизмов словообразования.
Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов. Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.
Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам, результатом которых является пополнение лексического запаса.
С.Н.Цейтлин , указывает, что если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.
Т.Н.Ушакова , вслед за многими исследователями указывает, что в результате овладения словообразованием, словарный запас ребёнка обогащается. Усвоив продуктивную словообразовательную модель, ребенок «генерализует» эту модель, переносит ее по аналогии на другие случаи словообразования, которые подчиняются менее продуктивным закономерностям, что проявляется в разнообразных ненормативных словообразованиях. Это явление оказывается возможным в связи с тем, что ребенок, анализируя речь окружающих, вычленяет из слов определенные морфемы и соотносит их с определенным значением.
На основе вычленения словообразовательной морфемы из слова в сознании ребенка закрепляются модели-типы, в которых определенные значения связываются с определенной звуковой формой.
Таким образом, в процессе речевого общения ребёнок не просто заимствует слова из речи окружающих. Овладевая речью, он активен: анализирует речь окружающих, выделяет морфемы и создаёт новые слова, комбинируя морфемы.
А.Н.Гвоздев вопрос формирования словаря тесно связывает с изучением механизма детского словотворчества. Он указывает на присущее ребёнку в этом возрасте «чувство языка», которое и позволяет ему разобраться в сложных языковых явлениях, ребёнок начинает рано использовать морфологические ресурсы, иногда выходя за рамки языковых норм. Внимательное изучение детского словотворчества, его механизмов и закономерностей, поиски методов и приёмов, направленных на формирование у детей элементарного осознания словообразовательной структуры слова, будут способствовать как усвоению грамматики родного языка, так и обогащению словаря.
Д.Б.Эльконин понимает процесс «словотворчества» как симптом овладения ребёнком языковой действительностью. А.В.Захарова, отрицая запоминание как механизм накопления словаря, рассматривает словотворчество как построение ребёнком образца лингвистического поведения. Многие авторы (Т.Н.Ушакова, С.Н.Цейтлин, А.М.Шахнарович) механизм детского словотворчества связывают с формированием языковых обобщений, с явлением генерализации, со становлением системы словообразования.
По результатам вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- Словарный состав языка напрямую зависит от степени сформированности процессов словообразования, результатом которых является обогащение речи производными, мотивированными словами.
- Слово абстрактно без семантики; при помощи словообразовательных элементов слова приобретают новое значение.
- Поскольку значение слова представляет собой единство лексического и грамматического значений, работа по формированию словообразования способствует уточнению значения слова и овладению системой грамматических значений.
- Вследствие ограниченности в лексических средствах ребёнок прибегает к словообразовательным средствам, результатом которых является пополнение словарного запаса.
- При овладении речью ребёнок не просто заимствует слова из окружающей речи. Он анализирует услышанную речь, выделяет морфемы, которые затем синтезирует в новые слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...
Тема: «Проблема взаимосвязи лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи»
В статье раскрывается вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики....
Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Коррекционная работа учителя-логопеда по формированию словообразовательных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи
Проблема формирования словообразовательных компетенций у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики и грамматики при различных речевых наруше...
Консультация для педагогов «Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Указаны ошибки при формировании процессов словообразования у дошкольников с ОНР...
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...
Выступление на ГМО учителей-логопедов " ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ)"
В процессе словообразовательной работы у детей с ОНР происходит развитие речи, внимания, памяти, мышления и воображения. Конкретная каждодневная реализация этой работы зависит от усилий ло...