Советы учителя-логопеда
консультация по логопедии на тему

Кондратьева Анастасия Валерьевна

Советы учителя логопеда:

- когда следует обратьтись к логопеду? 

- логопедическая группа;

- упражнения для развития речевого дыхания;

- артикуляционная гимнастика;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_logopeda.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Когда следует обратиться к логопеду?

Проблема обращения к такому специалисту, как, логопед, встает перед многими родителями детей в возрасте от 2-6 лет — в период активного становления их речи. К сожалению, немногие родители  задумываются о том, а правильно ли говорят их дети и нет ли патологии в том, что ребенок мало говорит, или неправильно произносит звуки, а может, и переставляет буквы в словах.

Первый раз ребенка рекомендуется  показать  логопеду не позже 3 лет в детской поликлинике по месту жительства.

Если в детском саду, куда ходит ребёнок, есть  логопед — получите от него хороший совет! Возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения родителей.

Как правило, системно, логопед в детском саду работает со старшими группами, начиная с 5-6 лет — работа эта коррекционная, направленная на исправление конкретных речевых дефектов.

Ежегодно учитель — логопед  в детском саду проводит отбор детей  с  5 лет из массовых групп для перевода их в логопедическую группу. Обычно этот процесс сводится к приходу логопеда в группу, обследованию речи детей путем прослушивания стихотворений, беседы по картинкам, выполнения определенных заданий. Своевременное обследование речи детей физиологических групп  позволяют логопеду выявить речевые нарушения и направить детей с нарушениями речи на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Если ребенок нуждается в логопедической помощи, то логопед  детского сада приглашает родителей на первичную консультацию  для оформления в логопедическую группу. После этого родители собирают следующие документы: заключения узких специалистов (окулист, невролог,  отоларинголог), заключение педагога — психолога  и воспитателя группы, которую посещает ребёнок, заключение психиатра. Когда собраны все  документы,  ребёнок  проходит ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Медико-педагогическая комиссия работает круглый год. Устанавливается график приёма детей, когда члены комиссии знакомятся с документами на каждого ребенка, проводят индивидуальное психолого-педагогическое обследование. Ребёнок получает официальное направление на коррекционное обучение в логопедической группе.

Если ребенок не посещает детский сад, то родители могут обратиться за консультацией к логопеду в детской поликлинике по месту жительства.  Если логопед в результате обследования выявил нарушения в развитии речи, то он направит вашего ребенка  на прохождение комиссии.

Логопедическая группа.

Зачисление детей  в логопедическую группу проводят на основании направления ПМПК. Дети поступают в группу в сентябре месяце, сроком на  2 года.

Первые две недели сентября логопед проводит обследование речи детей и заполняет речевую карту, карту индивидуального развития  на ребенка. Обследование также проводит воспитатель и узкие специалисты детского сада (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). По итогам диагностики  специалистами детского сада составляется индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребенка.

Вся коррекционная работа в логопедической группе направлена на исправление речевых дефектов у воспитанников  и предусматривает тесное сотрудничество логопеда с родителями.

В сентябре проводится первое родительское собрание по результатам углубленного обследования детей. Логопед предлагает заполнить анкету для сбора данных  анамнеза, для более точного установления диагноза. Логопед знакомит родителей с организацией работы в данной группе, задачами и содержанием работы, рассказывает о необходимости выполнения домашних заданий с ребёнком по индивидуальной тетради, объясняя, как её оформить.

Со второй половины сентября в логопедической группе начинаются занятия: два фронтальных (групповых) занятия в старшей группе  и три — в подготовительной группе. На групповых занятиях логопед знакомит детей с гласными и согласными звуками, звуковым анализом слова, отрабатывает грамматические категории, обогащает и активизирует словарный  запас, развивает связную речь.

 На индивидуальных занятиях логопед занимается постановкой нарушенных  звуков, их автоматизацией и дифференциацией, а также развивает  фонематический слух, мелкую моторику, внимание, память, мышление.

В вечернее время воспитатель логопедической группы проводит коррекционное занятие для всех детей и индивидуальную работу  по заданию логопеда.

В определённый день недели (во второй половине дня) проводятся консультации для родителей (по запросу или по приглашению логопеда). На консультации логопед показывает, как правильно и точно выполнять артикуляционную гимнастику и другие задания, сообщает об успехах и трудностях ребёнка, путях их преодоления.

На заключительном родительском собрании подводятся итоги учебного года,  логопед даёт рекомендации на летний период по закреплению поставленных звуков.

Упражнения для развития речевого дыхания.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.

Но необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах.

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Упражнения для речевого дыхания.

  • футбол

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

  • ветряная мельница

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

  • снегопад

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

  • листопад

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

  • бабочка

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

  • кораблик

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

  • одуванчик

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

  • шторм в стакане

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений.

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

(дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)

Артикуляционная гимнастика.

Гимнастика  для  рук, для  ног - дело  нам  привычное  и  знакомое.  А  вот  зачем  тренировать  язык?  Оказывается,  язык-главная  мышца  органов  речи.  И  для  него,  как  и  для  всякой  мышцы, гимнастика  просто  необходима.  Ведь  язык  должен  быть  достаточно  развит,  чтобы  выполнять  тонкие  целенаправленные  движения,  именуемые  звукопроизношением.  Детям  2, 3, 4  лет  артикуляционная  гимнастика  помогает  быстрее  « поставить»  правильное  звукопроизношение.  Дети  5, 6  лет  и  далее  смогут  при  помощи  артикуляционной  гимнастики  во  многом  преодолеть  уже  сложившееся  неправильное  звукопроизношение.

Поначалу  артикуляционную  гимнастику  необходимо  выполнять  перед  зеркалом. Ребёнок  должен  видеть,  что  делает  его  язык. У  нас,  взрослых,  артикуляция — автоматический  навык, а  ребёнку  необходимо  через  зрительное  восприятие  обрести  этот  автоматизм, постоянно  упражняясь.

Не  огорчайтесь,  если  некоторые  упражнения  не  будут  у  вас  получаться  с  первого  раза.  Попробуйте  повторять  их  неоднократно,  пока  язычок  не  добьётся  нужной  позиции.  Заниматься   артикуляционной  гимнастикой  нужно  ежедневно  по  5-7  минут. И  уже  через  некоторое  время  вы  с  ребёнком  с  радостью  заметите,  что  он  выполняет  те  или  иные  упражнения  с  большей  точностью,  может  удерживать  его   в  нужном  положении  более  длительное  время  и  т.п.  Будьте  терпеливы,  ласковы,  но  настойчивы,  и  вы  добьётесь  нужных  результатов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы учителя - логопеда родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые...

Советы учителя - логопеда родителям.

Как родителям правильно заниматься со своим ребёнком с нарушением речи....

Советы учителя-логопеда по развитию речи

Вербальные и невербальные средства коммуникации...

Советы учителя - логопеда родителям детей с нарушениями письма.

Практические советы по исправлению графических нарушений  у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Советы учителя-логопеда родителям

В данной статье логопед дает рекомендации родителям, как нужно в игровой форме заниматься с ребенком дома. Тогда  занятия будут интересны ребенку и не вызовут переутоутомления....

Советы учителя-логопеда

Данные консультации предназначены для родителей, дети которых посещают логопедические занятия в ДОУ....

Советы учителя - логопеда для родителей.

Особое внимание родителей следует обратить на причины патологии детской речи, о которых вы сможете прочитать в данном материале. Вы узнаете как организовать логопедические  занятия  дом...