Влияние игры на развитие речи дошкольников
учебно-методический материал по логопедии на тему

Сухоруких Наталья Ивановна

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Энциклопедический словарь относит ее к виду непродуктивной деятельности, мотив которой не в результатах, а в самом процессе. Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением, игровая деятельность связана с условностями, выступая средством познания реальности. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Объекты, явления и процессы окружающего мира имитируются в игре, заменяясь условной наглядной моделью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_igry_na_razvitie_rechi_doshkolnikov.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние игры на развитие речи дошкольников

«Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира».

                                                                        К.С. Аксаков

Введение

        Игра – основной вид деятельности дошкольника. Энциклопедический словарь относит ее к виду непродуктивной деятельности, мотив которой не в результатах, а в самом процессе. Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением, игровая деятельность связана с условностями, выступая средством познания реальности.

        В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Объекты, явления и процессы окружающего мира имитируются в игре, заменяясь условной наглядной моделью.

        Здесь надо отметить определенное противоречие: с одной стороны, важность коррекции речевого дефекта требует организации специальных занятий, направленных на преодоление той или иной речевой патологии; с другой – ведущая роль в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит игре.

        Проведение на групповых и подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Конечно, игра, проводимая на занятии, не является игрой в строгом смысле этого слова, так как в отличие от классического определения игры преследует учебные цели. Это скорее учебно-игровая ситуация, по выражению А.М. Новикова, «симбиоз игровой и учебной деятельности».

        У дошкольников не развито абстрактно-логическое мышление: оно носит наглядно-образный, а в отдельных случаях (при сочетанных дефектах, отставании в развитии, ЗПР) и наглядно-действенный характер.

        Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности.

Основные задачи развития речи детей дошкольного возраста

        Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного и младшего школьного  возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

        Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», - сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место проходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической – неполной, несогласованной.

        К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова. Основные задачи развития речи, которые ставят перед собой дошкольные педагоги:

  1. Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса. Необходимо добиваться, чтобы дети  не только знали и понимали смысл употребляемых в речи слов, но и активно использовали их в повседневной речи. необходимо создавать условия для развития интереса и внимания к слову: «Как правильно сказать?», «Как сказать по-другому?».
  2. Работа над грамматическим строем речи.  Слова – это «кирпичики», из которых складывается речь. Грамматика – нормы изменения слов и соединение их в предложения. Это изменения слов по числам, падежам, родам, построение простых и сложных предложений. В среде общения и в процессе системной речевой практики ребенок познает модель родного языка.
  3. Формирование звуковой культуры речи – умение слышать и воспроизводить все звуки родного языка. Это работа над системой ударений в словах, интонационным строем родного языка, четким произношением всех звуков и слов, выразительностью, темпом речи и силой голоса.
  4. Формирование и развитие связной речи (диалогической и монологической).  Диалог – разговорный жанр языка. Ребенок учится спрашивать, отвечать, объяснять, рассуждать, слушать и понимать. Постепенно включается в речь ребенка монолог – это более сложная форма речи: составление ребенком небольших рассказов, сказок, умение пересказывать историю, событие – увиденное или произошедшее, составление рассказов о предмете, объекте, картине или серии картин, связанных одним сюжетом. Рассказ, составленный ребенком, помогает определить запас слов, умение строить фразы, передавать содержание кратко или развернуто.

Педагогам  для решения этих задач необходимо создание информационно развивающей среды: ситуаций, мотивирующих общение детей – разных ролевых игр, словесных дидактических игр, наличие театральных атрибутов для разыгрывания сказок, стихов; включать в занятия и повседневную жизнь детей пальчиковую и артикуляционную гимнастики, игры, провоцирующие спорные дискуссии.

Занятия должны проходить эмоционально, динамично. Полезно использовать задания – «Сочини сказку, историю…», «Как ты думаешь, что могло быть дальше?», «Придумай начало истории», «Придумай загадку»; учить детей строить планомерное высказывание – определять место и время происходящего действия, главных и второстепенных героев.

Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста

В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский,           К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, - одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может использоваться при усвоении любого программного материала и проводится на занятиях (индивидуальных и групповых) как учителем-логопедом, так и воспитателем группы.

В ходе дидактической игры создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются особенности речевого развития дошкольников.

Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т.е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами – примериванием и зрительной ориентировкой. Метод проб как поисковый способ основан на том, что ребенок фиксирует правильные действия и игнорирует ошибочные варианты. Метод проб является практической ориентировкой, однако он подготавливает ребенка к ориентировке, происходящей во внутреннем плане, т.е. перцептивной.

Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

Для полноценного психического развития ребенка мало научить его правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, предлагая ребенку вспомнить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойства. Однако по-настоящему четкими и подвижными представления становятся, только когда они соединяются со словом-названием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время. Это и составляет важную часть коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, у которых часто зрительные образы существуют отдельно от слова, а слово – вне связи со зрительным образом. Поэтому трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и полноценной речи.

Важный аспект в психическом развитии ребенка – формирование мышления. Правильная и своевременная организация работы по формированию всех его видов приобретает особое значение, так как прослеживается прямая  связь между  развитием мышления и речи. В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и логическому.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр и упражнений способствует умелое педагогическое руководство ими. Важное условие в этом деле – эмоциональная сторона игры. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызвать у ребенка положительное отношение к игре. Здесь не обойтись без доброжелательности, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата.

Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении – соблюдение последовательности в подборе дидактических игр и упражнений. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность повторения заданий.

Большое значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по словесному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи.

Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры – создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле». По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится «сознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми возникают ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. Задача окружающих ребенка взрослых заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у него возможностей. Полнота развития игры, а следовательно, и ее воспитательная ценность повышаются при условии планирования воздействий педагога.

Подвижные игры достаточно полно описаны в методической литературе, используя их возможно реализовать еще одно направление воспитательно-образовательной работы – развитие речи. с этой целью используются как существующие игры с текстами, так и комбинации двигательных и речевых импровизаций.

Всем известно изречение «Движение есть жизнь». Следует рассматривать движение как фактор развития речи. еще в 1969 г. Замечательный отечественный ученый А.М. Фонарев, подводя итоги многолетнего фундаментального исследования, опубликовал статистические данные, свидетельствовавшие о том, что существует связь между мышечной системой и эмоциональной сферой ребенка.

Из-за неправильного физического воспитания, снижения двигательной активности развиваются расстройства ЦНС и внутренних органов, понижается эмоциональный и интеллектуальный тонусы. Движение способствует познанию окружающего мира, всестороннему общему развитию детей, их оздоровлению, развитию интеллекта, речи. маленький ребенок постигает окружающий мир через действия. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас десятью минутами внимания, и если вы сумеете ими воспользоваться,  они дадут в результате больше целой недели занятий», - советовал великий педагог К.Д. Ушинский. Поэтому рекомендуется на занятиях с целью снятия интеллектуального и мышечного напряжения проводить физкультминутки. Не случайно первый этап развития мышления ребенка так и называется: наглядно-действенный. На действенном, двигательном строится образное, чтобы затем дать возникнуть логическому.

Педагоги, участвующие в эксперименте по стимулированию речевого развития подвижными играми, пришли к выводу, что последние развивают следующие качества:

- сообразительность, координацию внимания;

- координацию движений и зрительного восприятия;

- координацию в системе «рука – глаз», являющуюся основой любых ручных умений и письменной речи;

- координацию зрительного и слухового анализаторов с движениями головы, туловища, конечностей;

- ориентировку в пространстве и пространственное воображение;

- представление об окружающем мире и собственном теле, его возможностях;

- выразительность речи;

- пантомимические способности;

- навыки общения, связной речи;

- культуру речевого общения.

Подвижные игры помогают детям легко заучивать множество стихотворных текстов, что, несомненно, способствует развитию памяти.

Среди множества игр существуют такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты определенным сигналом. Это игры «Замри!», «Море волнуется…», «Стоп!». Есть и игры, где, наоборот, используются элементы расслабления, например: «Заводные игрушки», «Спящий лес», «Кот» (игры на релаксацию).

В подобных играх тренируется не только крупная, но и мимическая мускулатура, важная для становления четкой речи, дикции.

Подвижные игры развивают произвольность внимания. Игры-соревнования воспитывают такие качества, как стремление к победе, лидерство, что очень важно, особенно для мальчиков. Игры командами приучают детей сотрудничать, согласовывать действия, проявлять доброжелательность, совестливость, взаимопомощь по отношению к сверстникам.

А сколько появляется рассказов после «Веселых стартов», «Забавного пятиборья» и других спортивных развлечений! Всем хочется поделиться впечатлениями: рассказать, изобразить, показать, повторить движение. Дети уже без руководства педагога самостоятельно пытаются повторить понравившуюся игру, и старшие обучают младших знакомым играм.

Большое влияние на исправление речи детей оказывают игры с содержанием инсценирования какого-либо сюжета – игры-драматизации. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.

Заключение

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Она используется в целях всестороннего развития и воспитания, формирования нравственной стороны личности и, конечно же, в коррекционной работе.

Игра выступает как деятельность, в которой формируются предпосылки к переходу умственных действий на новый, более высокий этап с опорой на речь. Функциональное использование игровых действий вливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий, в которой проявляются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.

В игре существенно перестраивается поведение ребенка – оно становится произвольным. Под этим понимается поведение, осуществляемое в соответствии с образцом и контролируемое путем сопоставления с последним как эталоном.

Игра имеет значение для формирования и дружного детского коллектива, и самостоятельности, и положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей.

Игры и игровые упражнения разнообразны по целям и содержанию и в той или иной степени направлены на развитие, совершенствование речевой деятельности ребенка дошкольного возраста. Взрослый, находящийся рядом с ребенком, предлагает сам, учитывая особенности развития ребенка, игру, способствующую накоплению знаний об окружающем мире, освоению языка, развитию умения общаться и другой направленности.

Игра, наряду с общим влиянием на весь ход психического развития, оказывает специфическое развитие на становление, развитие речи. детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, звукопроизношения, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи.

Литература

Венгер Л.А, Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989.

Грунская Л.Я. Речевые игры // Логопед. 2009. № 1.

Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению. Занятия и игры для детей с ОНР. М., 2011.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб., 1999.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? М., 1988.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). 2001.

Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1994.

Швайко Г.С. игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние оригами на развитие речи дошкольников

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, ч...

"Влияние оригами на развитие речи дошкольников"

Консультация для родителей.«Влияние оригами на развитие речи дошкольников».Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, ...

Влияние оригами на развитие речи дошкольников(консультация для родителей)

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, ч...

"Влияние игры на развитие речи старших дошкольников"

Влияние игры на развитие связной речи старших дошкольников, как привлечь детей к игровой деятельности....

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

Технология оригами итересное и увлекательное занятия для всех: для детей и взрослых. Мир бумаги загадочен и чтобы получить результат своего труда, например, цветок или животное, нужно научиться всем э...

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие речи дошкольника

Игра - ведущая деятельность дошкольника, следует обучать детей игре и представлять возможность для самостоятельных сюжетно-ролевых действий. что способствует гармоничному развитию ребенка, формирует к...

Доклад для педагогов на тему "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Доклад для педагогов на тему "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"...