Игры на развитие фонематических процессов.
консультация по логопедии на тему
В материале представлена подборка игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_fonematicheskih_protsessov.docx | 37.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонема — это звук, придающий слову конкретный смысл. Наличие фонематического слуха подразумевает под собой распознавание звуков разных частей речи, необходимое, чтобы понимать смысл сказанного.
Фонематический слух — это способность, которая даётся с рождения. С её помощью можно :
- узнавать наличие конкретного звука в слове;
- различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрам и т.п.;
- различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.
В дальнейшем, в школьном возрасте, дети должны уметь соотносить звук с изображением буквы на бумаге и наоборот, знать, что конкретная буква звучит именно так.
Процесс развития фонематического слуха у детей 5 лет
Дети маленького возраста не способны различить правильное произношение от неправильного. Но они растут, развиваются. Если с малышом регулярно занимаются взрослые (читают детские книжки, учат с ним стихи), то он постепенно учится правильно произносить слова. В дошкольный период дети активно усваивают разговорный язык, поэтому так важно обучать их связной речи, основам грамматики, обогащать словарный запас именно в этот возрастной период.
Большинство детей к 4 годам верно проговаривают все звуки, кроме «л» и «р». В 5 лет они уже могут произносить правильно все звуки родной речи. У детей уже полностью развит артикуляционный аппарат. Но проблема неправильного произношения отдельных звуков может крыться именно в плохом развитии фонематического слуха. Зачастую у детей 5 лет на слух плохо различаются звуки «с» и «ш», «ш» и «ж», «с» и «ц».
Ребёнок 5 лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позиции (в начале, в центре, в конце) и уметь устанавливать последовательность расположения в словах.
Если фонематический слух плохо сформирован, ребёнок запоминает, повторяет и пишет то, что ему слышится, а не то что ему на самом деле сказали. При этом малыш не правильно произносит звуки, что приводит к возникновению проблем в общении с другими детьми. Ребёнка начинают дразнить, он может стать изгоем.
Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать. Поэтому дети при поступлении в школу должны различать звуки на слух и соотносить их с изображением на бумаге.
Если развитие фонематического слуха не доходит до нужного уровня, то малыш в школе во время чтения путает буквы, пропускает их и сам не замечает этого. В письме же ребёнок заменяет глухие буквы на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (морковь-морков, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.
Все занятия на развитие фонематического звука для детей 5 лет должны проводиться в игровой форме. Время проведения — 15-20 минут.
Подборка логопедических игр и упражнений на развитие фонематических процессов
Кто что услышит?
Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.
Описание игры.
Взролый за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а ребенок должн отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай»
Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
Игра «Верно – неверно»
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.
Кто-то что-то перепутал
Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в кости.
Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами.
Понесёмся над весами,
А потом вернёмся к маме.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лампочки погреть.
Игра «Шумящие мешочки».
Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай свой голос»
Запишите на кассету голоса нескольких детей, потом попросите его узнать, кто сейчас говорит.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.
Игра «Три медведя»
Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.
различение звуков. Ребенку надо объяснить, что слова состоят из звуков
Игра «Кто это?»
Комарик пищит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый издаёт звук, а ребенок отгадывает, кто его издаёт или показывает соответствующую картинку.
Игра «Поймай звук»
Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (А-у-И…)
Шутки - минутки.
Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
***
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
***
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
***
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
***
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
***
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Различение слогов.
Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет, что есть короткие и длинные слова, проговаривает их вместе с ребенком, интонационно разделяя на слоги. Затем услышав слово, ребенок поднимает длинную, короткую полоску.
Игра «Услышишь лишнее-хлопни»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.
Игра «Услышь слово»
Взрослый проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово, начинающееся с заданного звука.
Упражнение «Эхо»
Вы бросаете мяч и произносите, например: «А-а-а...» Малыш ловит мяч и, возвращая его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки. Кроха уже хорошо усвоил их звучание? Тогда продолжим.
Что общего?
Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.
Кто больше слов придумает?
Описание игры.
Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.
Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры.
«Эхо»
- Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!
Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.
«Какой звук начинает слово?»
Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный. Например, аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный. Тогда ребенку легче его определить, а маме — выделить голосом. Услышав слово и поймав мяч, ребенок некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч.
«Что за звук спрятался в середине слова?»
Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но гласная буква пишется совсем другая. Ребенку разница в понятиях звук-буква еще неведома.
«Что за звук в конце слова?»
Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук. И не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например «о», «э», меняют звучание. Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Для работы с ними берем только первую и третью из названных выше игр («Какой звук начинает слово?» и «Что за звук в конце слова?»). Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.
«Выбери слог со звуком «у»
Вы говорите, например: та-ту-ти, и бросаете ребенку мяч. Повторив про себя или вслух ряд слогов, ребенок должен найти слог с искомым звуком «у», произнести его вслух и вернуть мяч. Малыш затрудняется сделать выбор из трех слогов? Сократите ряд до двух. Ну а если ситуация противоположная и три слога — это слишком легко, пусть поищет среди четырех-шести слогов. Можно пойти и на такую хитрость: произнесите ряд слогов, среди которых не будет слога с искомым звуком. Интересно, догадается маленький умник, что его провели?
«Выбери слово на звук «у»
Предложите малышу следующие, например, ряды слов: утка-Ира-аист, осы-ужин-эхо и т.д. Трудно выбрать из трех? Оставим два слова. Если легко — увеличим до четырех-пяти: иней-улитка-облако-Эмма, эльф-ослик-ухо-армия-Ира. Не забудем и провокационный ряд слов, где слова на звук «у» не будет.
Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.
На прогулку в лес
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях, которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц. Подобным образом можно подбирать игрушки или картинки на другие звуки.
Взрослый выставляет игрушки на столе и просит ребенка назвать их. Затем он предлагает ребенку отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Ребенок выбирает нужные игрушки, называет их, сажает в машину, и отвозят в определенное заранее место.
Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.
“ Нанизываем колечки (бусинки и т. д.)”
“ Называем по очереди слова со звуком с и нанизываем по одному колечку. Я говорю слово “собака” и нанизываю кольцо. Ты повторяй мое слово (одно колечко есть - собака) и называй новое, одевай в это время свое колечко (суп). Теперь снова я (или папа, или сестра и т. д.): собака, суп, солнце (одеть кольцо). Собираем гирлянду (бусы).” Слова нужно называть по порядку одетых колец. Каждый раз, играя, старайтесь увеличивать число запоминаемых слов. (Используем любые другие звуки)
Запомни и повтори слоговые ряды:
Ас – ос – ус – ыс, ос – ус – ыс – ас, ус – ыс – ас – ос, ыс – ас – ос – ус
Игра «Найди лишнее слово».
Цель: развитие фонематического восприятия, обучение игре по правилам.
Расскажу об одном из вариантов сценария этой игры. Например, если Вы занимаетесь с мальчиком, то предложите ему поиграть в милиционеров, которым нужно поймать вора. Вором будет только верно произнесенное слово. А все остальные – невиновные. Если ребенок услышит верное слово, то он поднимает картинку с изображением тюрьмы, если неверное, то картинку с изображением двери (например, фетка, бетка, ветка).
Другой вариант этой же игры, с видоизменением целей.
Традиционную игру можно сочетать с развитием моторики и слухоречевой памяти. Вы называете ребенку ряд слов, в котором одно отличается от других: например, мак, рак, мак банан. Одновременно вы договариваетесь, что когда Вы говорите похожие слова, Вы выкладываете красную фасоль, а когда отличающееся слово – то белую. Ребенок должен воспроизвести услышанную комбинацию слов в виде выложенной фасоли. После игры ребенку можно объяснить значение фразеологизма «белая ворона» (на примере белой фасоли).
Детям младшего возраста можно предложить поиграть в такие игры: вы выкладываете разные предметы: молоток, ножницы и т.п. А далее два варианта: или Вы воспроизводите звук предметом или просто просите сказать «чей это голос – тук-тук». Модификация этой игры: покажи кто разговаривает (на столе картинки пчелки, комара): «ЖЖЖ», а теперь «ЗЗЗ» и т.д.
Традиционные хлопки в ладоши при различении какого-либо звука можно заменить элементами игры
Игра «Эхо».
Вариации этой игры: «повторялки», «попугаи», «шпионы».
Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Смысл игры в том, что обычную инструкцию «Повтори за мной: Шла Саша по шоссе и сосала сушку» можно заменить на игру в «эхо», «повторялок», «попугаев» и т.д.
предварительно проговариваются.
Игра «Города».
Все мы прекрасно помним игру из детства, в которой нужно было придумать город, начинающийся с той же буквы, на какую заканчивался придуманный другим игроком город.
Эта игра хорошо подходит для развития навыка фонематического анализа. Тема игры может быть любая.
Игра «Рассели по домикам».
Цель: развитие фонематического восприятия, развитие 4 степени обобщения (слово: вещь).
Задание: Звуки О и У в одном доме и все время путают свои вещи. Называй, пожалуйста, их вещи и раскладывай: вещи со звуком У в эту горку, а со звуком О в эту (можно усложнить инструкцию: раскладывать вправо и влево). Можно сделать обозначение горок в виде букв.
Материал: букет, бубен, кактус, капуста, кубик, бусы, туфли
Материал: бочка, венок, зонт, кость, сапог, лимон.
Расселять в домик можно, сочетая эту игру с любой темой: можно расселять домашних и диких животных, фрукты и овощи и пр.
При этом расселяемые звуки также могут быть любыми.
Одним из важных моментов этих игр является то, что картинки с ребенком
Игра «Расставь цветы по вазам».
При повторении цветов и оттенков можно поиграть в игру «Расставь цветы по вазам». Например, занятие по дифференциации звуков «р» и «л». У Вас 2 вазы: голубая и красная. В красную вазу ребенок должен поставить: розовые, серые, черные, оранжевые и пр. цветы. А в голубую вазу: белые, алые, желтые, золотые и пр. цветы.
« Давайте поздороваемся ». Дети стоят парами. Если слышат такой-то звук, то здороваются (слегка ударяются) плечиками, если такой-то, то здороваются спинками.
«Угадай, чей голос»
Цель: развитие игровой памяти, коммуникативных качеств.
Оборудование. Повязка на глаза.
Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют:
«Вот построим мы круг, Повернемся разом вдруг, А как скажем «спок, спок, спок» Угадай, чей голосок!»
Слова «спок, спок, спок» произносит один из играющих, назначенный Ведущим. Водящий должен угадать, кто произнес слова. Если он угадывает, становится в общий круг, а в центр круга становится тот, чей голос угадали. Если нет – продолжает водить.
Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых средствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, активизируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
«Пуговки»
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику. Оборудование: наглядное пособие для развития мелкой моторики “Застёжки”.
Задание: застегни столько пуговиц, сколько раз услышишь заданный звук.
« Лошадки.»
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать артикуляционную моторику.
Задание: щёлкни язычком столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.
« Подуй на вертушку.»
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать длительный плавный выдох.
Оборудование: вертушка для развития дыхания.
Задание: подуй на вертушку столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.
«Строим домик».
Вы можете строить домик для разных героев. Например, для Дины и Тины, для Димы и Дины и т.д.
У Вас есть два образца домика и кирпичики к ним, на оборотной стороне которых изображены картинки с оппозиционными звуками.
Ребенку нужно построить звук для Димы из кирпичиков со звуком «м», а для Дины – со звуком «н».
«Грузовик.»
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.
Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.
Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.
«Колокольчик.»
Цель: научить детей придумывать слова на заданный звук.
Ход игры: дети становятся в круг.
Задание: придумай слово на заданный звук, позвони в колокольчик, передай колокольчик по кругу.
«Узелки.»
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.
Оборудование: шнур.
Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук.
«Гаражи.»
Цель: научить детей дифференцировать звуки [р]- [л].
Оборудование: силуэты машин из картона с наклеенными на них картинками: рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи. Счётные палочки для изготовления гаражей”, на одном “гараже” буква Р, на другом – Л.
Задание: возьми машинку, назови картинку, скажи какой звук есть в названии этой картинки: [ р] или [л]. Помести машинку в “гараж” с соответствующей буквой.
« Птички на дереве.»
Цель: научить детей дифференцировать звуки [ ш] -[с].
Оборудование: два дерева из картона с буквами Ш и С, птички из картона с приклеенными на них картинками: шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр.
Ход игры: ребёнок берёт одну птичку, называет картинку, которая приклеена на ней и говорит, какой звук есть в названии этой картинки [ш ] или [с]. Если в названии картинки есть звук [ш], то он помещает её на дерево с буквой Ш, если в названии картинки есть звук С, то он помещает её на дерево с буквой С.
«Три медведя.»
Цель: научить детей определять позицию звука в слове, работать над просодикой.
Оборудование: фигурки трёх медведей из картона или игрушечные, предметные картинки со звуком [к] в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.
Ход игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук [к] в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук [к] в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук [к] в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи говорят : “Спасибо!”, соответствующими им голосами.
«Наряди ёлку» (1 вариант).
Цель: научить детей определять позицию звука в слове.
Оборудование: трёхярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук. Звук должен находиться в разных позициях.
Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается в нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается в среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается в верхнем ярусе ёлки.
« Наряди ёлку» (2 вариант).
Цель: учить детей дифференцировать звуки [ш]- [с], развивать зрительное восприятие.
Оборудование: ёлка из зелёного картона, “ ёлочные украшения”: самолёт, кошка, слон, клюшка, собака, шар, сумка, шишка и т.д. По полю ёлки – силуэты этих предметов чёрного цвета.
Ход игры: ребёнок берёт “ёлочное украшение”, называет картинку и какой звук в ней:
[ш] или[с], находит на ёлке соответствующий картинке силуэт и помещает её на это место.
«Выложи домик.»
Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.
Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.
Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.
«Автомобили»
Взрослый предлагает детям поиграть в «автомобили».
Дети выстраиваются друг за другом, взрослый – впереди. Взрослый громко, отчетливо гудит: «Би-би-би», или: «Ду-ду» и предлагает детям тоже гудеть.
Вся колонна движется несколько раз вокруг комнаты, сопровождая движение ясными, громкими гудками.
Игра повторяется несколько раз; при третьем-четвертом повторении можно предложит детям гудеть тихо и громко. Во время игры взрослый следит за гудением детей и сам все время гудит
«Что звучало?»
Цель: развитие слухового внимания.
Воспитатель демонстрирует детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.
«Силуэты.»
Цель: научить детей определять позицию звука в слове, развивать зрительное восприятие.
Оборудование: предметные картинки: кот, собака, мак. Силуэты к ним.
Задание: подобрать к каждой картинке соответствующий ей силуэт. Назвать слово и определить позицию звука [к] в этом слове.
«Кубик.»
Оборудование: игровое поле разделено на 9 квадратов, в каждом квадрате картинка: шапка, астра, шуба, маска, слон, кошка, шкаф, сыр, мышка; кубик ; красные, синие, зелёные фишки для звукового анализа.
Ход игры: ребёнок бросает кубик на игровое поле, называет картинку, на которую он попал и делает звуковой анализ этого слова.
«Угадай, что звучит?»
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить.
Педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки.
Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
«Угадай чей голос?»
Цель: развитие слухового внимания.
Воспитатель подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.
«Найди свой домик»:
Правила игры: в разных концах групповой комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. «летают» по комнате и произносят свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например: мак (М), мишка (М*).
Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные звуки, а в зеленый – мягкие звуки. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот звук вымок под дождем.
Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости-мягкости, то вводим «слова-ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет «домика».
Игры, помогающие определить место звука в слове
Игры, помогающие выполнить звуковой анализ слов
Игры, помогающие определить место звука в слове
«Звукоедик»:
Игровой материал: кукла.
Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?
«Подарки друзьям»:
Правила игры:Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга, например:
Айболиту – абрикос, альбом, астру; Зайчику – зонт, замок, звонок.
«Отгадай загадку»:
Правила игры: загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.
Например:
Хитрая плутовка, Рыжая головка. – ЛИСА
Ребенок пишет отгадку:
зеленый | красный | синий | красный
«Назови слово по модели»:
Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов или выкладываем кружками разного цвета схемы слов. Например:
синий | красный | синий
Кто больше подберет слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, мак, кот и т.д.
Модели берем разные. Играем до победителя.
«Цепочка слов»:
Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие фонематических процессов посредством двигательного игротренинга
Игры предназначены для развития фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Для проведеня игр используются мячи-фитболы. Игры проводятся учителем-логопедом как часть за...
Игры по развитию фонематических процессов, формированию артикуляционной гимнастики, высших психических функций
Упражнения по формированию артикуляционной моторики, по формированию фонематических процессов, высших психических функций....
Авторская дидактическая игра, для развития фонематических процессов.
С помощью индивидуальных карточек ребенок учится определять место звука в слове, давать характеристику звука, определять количество слогов в слове....
Авторская дидактическая игра для развития фонематических процессов. (Гласные звуки)
Индивидуальные карточки для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. В одной карточке две игры: "Где спрятался звук?" и " Сколько в слове слогов? "...
Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников
Дидактические игры:1. Грузовик.Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.Задание: загрузи в кузов...
Игры для развития фонематических процессов.
Статья о использовании игр на занятиях по развитию фонематических процессов....
Игры для развития фонематических процессов.
Статья о использовании игр на занятиях по развитию фонематических процессов....