" Русско-народный быт"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему
создать условия для побуждения к высказыванию предложений и отработки фонематического слуха с элементами логоритмики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byt.docx | 18.87 КБ |
znakomstvo_s_russko-narodnym_bytom_i_ego_obychayami.pptx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Под музыку «Барыня» входит логопед в русско-народном костюме.(Танцует)
логопед: Здравствуйте (делает поклон), меня зовут Сударыня Анастасия Анатольевна.
лоопед: А куда это я попала?
Дети: Вы попали в детский сад.
логопед: А чем вы занимаетесь в детском саду?
Дети: В детском саду мы играем, гуляем, занимаемся.
логопед: А хотите я вам, расскажу, почему меня называют сударыней и из какого времени я пришла?
Для этого вспомним закличку о весне:
Весна, весна красная!
Весна-красна приходи,
Снег холодный растопи.
Деревья зеленью одень,
Пусть теплее будет день!
слайд «Весна»
логопед: Я живу в селе Айдарово.
А где вы живете?
Дети: мы живем в поселке Рамонь.
Воспитатель: Постройка, где я живу, сделана их бревен и поэтому она называется ИЗБА.( слайд) Повторите!
Это моя изба внутри. Какие предметы быта вы видите?
Дети: Мы видим печь, скамью, стол, самовар.
логопед: А как вы думаете для чего нужна печь?(самовар,чугунок)
Главным предметом быта в любой избе считается ПЕЧЬ,(слайд)
Место на печи – самое теплое в доме, поэтому оно принадлежало малым детям и старикам. Печь топят дровами. Когда они прогорят, ухватом (металлическое разомкнутое кольцо на длинной деревянной ручке) берут чугунок, в котором каша или щи, угли придвигают к нему, распределяя по кругу и оставляют до полного приготовления.
Какой предмет быта вы еще увидели?
Дети: Мы увидели самовар.
логопед: Для чего он нужен? Это предмет для кипячения воды и приготовления чая.
логопед: В нашем селе живет много людей. В давние времена на Руси девушек называли сударынями, а парней-сударями. И все они любили забавляться.
Давайте и мы с вами позабавимся!!!!!
В какую русско-народную игру вы бы хотели поиграть? («Ручеек» под муз.сопровождение; «Золотые ворота»:Золотые ворота, проходите господа. Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас).
Проводится игра по инициативе детей.
логопед: Как хорошо мы с вами позабавились, а теперь давайте вернемся на свои стульчики и немного отдохнем. Закройте глазки и послушайте чей это голос? Воспитатель свистит в свистульку
Что вы услышали?
Дети: Мы услышали птичий свист.
логопед: А какое время года сейчас ?
Дети : сейчас весна.
логопед: И мы знаем, что весной возвращаются из теплых стран птицы. Но к нам прилетела сегодня необыкновенная птица, а волшебная.( слайд жар-птица)
Жар-птица –сказочная птица. Ее сияние так же слепит глаза как солнце. Без солнца не было бы жизни на Земле. Говорят, к тому, кто найдет перо Жар-птицы придет счастье. Саша, посмотри, что это там лежит?
Дети находят перо жар-птицы.
логопед: А сейчас она улетает, но оставила нам игру.(чистоговорки)
Ока-ока-ока шумная сорока
Ой-ой-ой птицам было холодно зимой
Она-она-она черная ворона
Бей-бей-бей шустрый воробей
Ва-ва-ва глазастая сова
Ют-ют-ют птицы ягоды клюют
Не-не-не дятел на сосне
Ицы-ицы-ицы пестрые синицы
логопед: В моем селе дети любят играть в куклы, которые изготавливают сами. Мы с вами уже знаем, что в старину были куклы – обереги. Они были нужны, чтобы оберегать, обогреть ребенка. По-другому их называли «берегиня». У таких кукол не было лица, чтобы в нее и какой злой дух не вселился, и обязательной частью куклы был красный крест, который защищал ребенка.(слайд зайчик)
Воспитатель: вы бы хотели, чтобы у вас был свой оберег,который вас будет защищать?
Дети: Да
логопед: Проходите в творческую мастерскую, где вы можете себе изготовить оберег. Подобные куклы мы уже делали.
Выберите себе зайчика - оберега из бумаги или из ткани.
Звучит музыка «ой,Заенька»
Я хочу вам предложить выйти ко мне и показать как танцуют ваши зайчики.
А теперь давайте вернемся на свои места.
Итог: Вам понравился мой рассказ. Что вы узнали нового? Что запомнилось. Что понравилось больше?
А теперь мне бы хотелось, проводить вас в группу, чтобы вы показали и рассказали как вы живете, и чем занимаесь.
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности «оберег».
Задачи:
- создать условия для побуждения детей к высказыванию предложений и отработки фонематического слуха с элементами логоритмики (речевое развитие);
- поддержка самостоятельного изготовления куклы-оберега (художественно-эстетическое развитие);
- способствовать установлению правил взаимодействия детей через создание условий для позитивного, доброжелательного отношения между ними (социально-коммуникативное);
- создать условия для расширения представлений детей об элементах русско-народного быта (познавательное развитие).
Предварительная работа: подготовка детей к изготовлению кукол из ткани, заучивание детьми закличек.
Словарная работа: печь, ухват, чугунок, балалайка, самовар, дрова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе
В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»
Целью данного проекта является развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".
Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...