Подготовка дошкольника к обучению грамоте.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Подготовка дошкольника к обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь. Вместе с тем оно рассматривается как единство устной и письменной речи.
Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответсвующими звуками и осуществляется воспроизведение образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществление понимание читаемого. Таким образом, в этом процессе можно выделить две стороны
- Техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с произношением) и
- Смысловую, которая является основной целью чтения.
Между ними существует тесная связь. Понимание читаемого определяется характером восприятия. С другой стороны, зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.
При чтении взрослый человек осознаёт лишь задачу, смысл прочитанного, а те психофизические операции, которые предшествуют этому, осуществляются как бы сами собой, неосознанно, автоматизировано. Однако эти автоматизировавшиеся при овладении чтением операции являются разносторонними и сложными.
Выделяют несколько методов обучения чтению.
- Фонологический (аналитико-синтетический).
- Глобальный (словами).
- Полуглобальный (слогами, по методу Зайцева)
Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, ступеней. Каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.
Т.Г.Егоров выделяет следующие ступени формирования фонологического навыка чтения:
- Овладение звукобуквенными обозначениями;
- Послоговое чтение;
- Становление синтетических приёмов чтения;
- Синтетическое чтение.
Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются:
- Сформированность устной речи
- Фонетико-фонематической её стороны (произношения, слуховой дифференциации, фонематического анализа и синтеза)
- Лексико-грамматического анализа и синтеза
- Лексико-грамматического строя речи
- Развитие пространственных представлений
- Зрительного анализа и синтеза
Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих. Среди, которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, чёткая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов и умение соотносить звук с буквой.
В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребёнка выводит его на серьёзный этап. Ребёнок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом).
Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы.
В течении года дети вслушиваются в звучащее слово. Они учатся узнавать, различать и выделять в них отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец).
На этом этапе важно уточнить произношение звуков. Детей учат различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, чтоб в дальнейшем избежать ошибок на письме. Особое значение уделяется звукам близким по звучанию и произношению. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове. Всё это способствует успешному обучению не только чтению, но и письму.
Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, соотнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами-буквами.
Буква демонстрируется детям в виде заглавной и строчной, черного цвета. В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта.
Некоторые составители программ, а так же родители не знакомые с закономерностями развития письменной речи допускают серьёзные ошибки:
- Смешивают понятие «звук» и «буква», что затрудняет процесс звукобуквенного анализа.
- Название согласных букв даётся в алфавитной транскрипции [ БЭ,ЭМ,КА. ЭЛЬ] или с призвуком [СЭ. КЭ]. Это приводит к соответствующему чтению слов [ЭМА-ЭМА], вместо МАМА или [СЭТЭУЛЭ] вместо СТУЛ, что искажает и замедляет слияние фонем (звуков).
- Чтение по звукам, а не по слогам (к-о, ко)
- Доминирует отработка техники чтения.
Для того чтоб ребёнок лучше и быстрее запомнил образ буквы на закрепление можно предложить слепить букву из пластилина, выложить из палочек, косточек, семечек и т.д. параллельно с обучением чтению ведётся работа по ознакомлению с предложением. Даётся первое представление о слоге, слове и ударении.
Соблюдение природосообразных закономерностей механизмов грамоты позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с различными способностями, обеспечивает достаточный уровень их лексических умений, предупреждает дислексию, снижает порог возрастных ограничений при обучении чтению. Так как направляет помощь в русло естественных процессов созревания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка дошкольников к обучению грамоте
В данной статье предлагается теоритический и практический материал по подготовке детей к обучению грамоте...
Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...
Подготовка дошкольников к обучению грамоте
Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких...
Анкеты для родителей "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"
Подготовка дошкольников к обучению грамоте - сложный, важный процесс. Для более эффективного обучения , в процессе должны участвовать не только педагоги, воспитатели, но и родители....
Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»
Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют ...
Советы родителям при подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Дети хотят поскорее научиться рисовать, читать, писать, но, к сожалению, у некоторых уже в первые недели пребывания в школе могут возникнут...
Наглядно-дидактическое пособие для подготовки дошкольников к обучению грамоте
Развитие фонетико-фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов дошкольников....