Лэпбук "Артикуляционная гимнастика" Индивидуальные занятия - практикумы.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Лэпбук - технология позволяет систематизировать различный материал, привлечь родителей в совместный коррекционный процесс, повысить компетентность родителей в вопросах коррекции речи. Ребенок обретает опыт сотрудничества с взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лэпбук "Артикуляционная гимнастика" | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лэпбук «Артикуляционная гимнастика» Индивидуальные занятия – практикумы
Цели: Включить родителей в совместный коррекционный процесс; повысить компетентность родителей в вопросах коррекции речи детей; систематизировать материал по теме «Артикуляционная гимнастика»
Задачи: закрепить и пополнить знания родителей об артикуляционной гимнастике;
- познакомить с основными положениями артикуляционных органов с помощью сказок о Веселом Язычке;
- познакомить родителей с инновационной здоровьесберегающей технологией «биоэнергопластика»;
- рекомендовать выполнение артикуляционных упражнений с применением «бионергопластики»;
- отработать упражнения комплексов артикуляционной гимнастики;
- дать указания к проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях,
- привлечь детей с родителями к изготовлению «Артикуляционной ромашки»
Оборудование: лэпбук «Артикуляционная гимнастика», настенное зеркало, настольная лампа для дополнительного освещения.
Описание лэпбука:
При развороте слева вверху – фигурная мини - книжка «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?»
Внизу – кармашек «Профили артикуляции звуков» с карточками, на которых изображена артикуляция трудных звуков в графическом изображении. Изображены профили звуков: свистящих и [Ц], шипящих, [Ч], [Щ], сонорных звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].
В центре вверху лэпбука мини – книжка «Сказки о Веселом Язычке» с иллюстрациями и фото основных положений губ и языка. Сказки: «Зоопарк», «Веселая прогулка», «Приключения Язычка»
Ниже расположена «Артикуляционная ромашка», собранная детьми и их родителями. На подвижных лепестках цветка в забавных картинках представлены основные упражнения артикуляционной гимнастики для разных групп звуков.
На развороте справа, сверху вниз: кармашек «Это интересно» - артикуляционные упражнения с применением бионергопластики, рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях в виде «гармошки», а так же конверт «Это важно», в котором представлены игры на развитие силы, высоты и тембра голоса, игры на развитие речевого слуха.
Ход занятия.
I. Вступительное слово. (на столе лэпбук в закрытом виде)
Сегодня мы поговорим об артикуляционной гимнастике. Что же такое артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), которые необходимы для правильного звукопроизношения.
II. Практическая часть.(работа с левой частью лэпбука)
1.Фигурная мини – книжка «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?»
(родители читают мини – книжку. Первый лист)
- Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению звуков.
Учитель – логопед: Губы и язык малыша должны быть сильными и гибкими, чтобы подолгу удерживать необходимое положение и совершать многочисленные переходы от одного движения к другому. И если занятия артикуляционной гимнастикой начаты своевременно, то ребенок может самостоятельно без помощи специалиста научиться чисто и правильно говорить.
(Второй лист)
- Артикуляционная гимнастика поможет преодолеть речевые нарушения.
Учитель – логопед: Артикуляционные упражнения помогут подготовить речевой аппарат ребенка к овладению сложными звуками родного языка, и ребенок сможет быстрее преодолеть свои речевые дефекты.
(Третий лист)
- Артикуляционная гимнастика полезна детям с вялым звукопроизношением.
Учитель – логопед: Некоторые дети правильно произносят звуки, но в общем потоке речи произношение некоторых звуков может быть смазанным, вялым. О таких детях говорят, что у них «каша во рту», а все потому, что у них слабые мышцы языка. Артикуляционная гимнастика поможет в решении данной проблемы.
(Четвертый лист)
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят и детям и взрослым говорить четко, правильно и красиво!
2. Кармашек «Профили артикуляции звуков»
Учитель – логопед: Прежде чем мы перейдем к артикуляционным упражнения, необходимо уточнить профили артикуляции трудных звуков.
(Родители из кармашка достают карточки с графическим изображением звуков, отбирают те из них, где представлены звуки, в коррекции которых нуждается их ребенок. Логопед объясняет особенности артикуляции и дает характеристику звуков. Далее предлагается произнести звуки перед зеркалом, зафиксировав правильное положение органов артикуляции)
Например. Отобрана карточка профиля артикуляции свистящих звуков [С], [З].
Учитель – логопед: Звуки [С ] и [З ] – свистящие звуки. Губы немного растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. При произнесении звука [С] голосовые связки не задействованы, горло не дрожит (произносится без голоса) Звук [С]– твердый, глухой, согласный. При произнесении звука З положение органов артикуляции остается прежним, но добавляется голос (горло дрожит) Звук [З] – твердый, согласный и звонкий.
Произнесите звуки [С], [З] перед зеркалом, проконтролируйте правильное положение органов артикуляции.
(Если у ребенка нарушены и другие группы звуков, так же проводится работа и над ними)
3. Мини – книжка «Сказки о Веселом Язычке» (работа с центральной частью лэпбука)
Учитель – логопед: Чтобы занятие артикуляционной гимнастикой было интересным, и ребенок занимался с удовольствием, предлагаю рассказать ему «Сказки о Веселом Язычке» Выполняйте все упражнения вместе с ребенком, сидя перед зеркалом.
(Педагог представляет вниманию родителей и детей мини- книжку, в которой с помощью веселых историй о Язычке знакомит с основными положениями губ и языка. Каждое артикуляционное упражнение в сказках проиллюстрировано забавными картинками, описано в стихотворении и представлено на фотографии)
Действия педагога: Читает сказки, выполняет упражнения, по мере необходимости – дает необходимые рекомендации.
Действия родителей и детей: Выполняют артикуляционную гимнастику, учитывают рекомендации педагога.
Учитель – логопед: Вы можете проявить фантазию и придумать вместе с ребенком свои сказки о Язычке.
4. «Артикуляционная ромашка»
Учитель – логопед: Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в постановке звуков и подбирается в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребенка.
На какие же артикуляционные упражнения вам необходимо сделать упор?
(На каждом лепестке наклеена картинка, нарисованная ребенком и иллюстрирующая определенное упражнение)
Действия родителей и детей: Передвигая лепестки цветка, отыскивают артикуляционные упражнения, разучиваемые ребенком. Выполняют гимнастику перед зеркалом, учитывают рекомендации педагога.
Действия педагога: Предлагает образец выполнения упражнений, при необходимости дополняет комплекс новыми упражнениями, дает необходимые рекомендации для правильного выполнения упражнений.
5. Карманчик «Это интересно» (работа с правой частью лэпбука)
(небольшой карман с набором карточек, на которых изображены
Учитель – логопед: Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память , мышление и речь.
Комплекс упражнений биоэнергопластики способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, положительно влияет на точность в усвоении артикуляционных укладов, сокращает время и усиливает результативность занятий.
Действия педагога: Предлагает образец выполнения некоторых артикуляционных упражнений одновременно с ведущей рукой.
Действия родителей и детей: Выполняют упражнения.
Учитель – логопед: Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
При выполнении упражнений движения губ, языка и кистей рук должны быть синхронными и плавными. Старайтесь не напрягать кисти рук. Проводить биоэнергопластику необходимо в игровой форме, что будет способствовать повышению интереса у ребенка к выполнению упражнений. Можно использовать разноцветные перчатки или нарисовать на руке ребенка веселое личико.
Примеры некоторых артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики:
“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.
“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх.
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена.
6. «Гармошка» «Рекомендации логопеда»
Учитель – логопед: Для более успешного проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях прочтите рекомендации.
Действия родителей и детей: Разворачивают гармошку, родители читают рекомендации.
Действия педагога: по мере необходимости поясняет некоторые пункты.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики:
- проводить ежедневно по 3 – 5 минут;
- выполнять упражнения перед зеркалом, сидя;
- добиваться четкого, точного и плавного выполнения движений, постепенно увеличивая темп выполнения гимнастики;
- к новому упражнению переходить только после того, как будет усвоено предыдущее;
- каждое упражнение выполнять по 5 – 20 раз;
- желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счет, музыку, хлопки, стихи, в игровой форме;
- подбадриваете и хвалите ребенка.
7. Конверт «Это важно!»
(В конверте представлены карточки с заключительными советами от учителя – логопеда)
- Не настаивайте на занятиях, если у ребенка нет желания заниматься;
- не сравнивайте ребенка с другими детьми, тем более, если сравнение не в его пользу;
- как только малыш устанет, прекратите занятия;
- играйте в игры на развитие силы, высоты и тембра голоса(«Поезд», «Три медведя», «Теремок» и др.)
- развивайте речевой слух («Кто сказал «Мяу!», «Угадай, чей голосок и др.
И самое главное! Ваш ребенок самый сообразительный, прилежный и умный!
Результаты работы: Родители и дети активно и с большим желанием выполняли упражнения артикуляционной гимнастики, в том числе с применением биоэнергопластики, прислушивались к советам и рекомендациям педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие-практикум для родителей "Как правильно организовать физические упражнения дома"
Занятие практикум для родителей и детей 5-6- лет...
конспект сюжетного физкультурного занятия-практикума с родителями 2 младшая группа
Актуальность этого сюжетного физкультурного занятия с родителями во 2 младшей группе в том, что оно дает возможность адаптировать родителей к совместной с ребенком двигательной деятельности. Так...
Конспект коррекционно-развивающего занятия-практикума в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: "Хотим быть здоровыми"
Познакомить родителей с методами и приемами массажа рук. Оптимизировать чувствительность рук у детей с ОНР с помощью пассивного массажа, который предусматривает использование разнообразных контрастных...
Занятие - практикум для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст — период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие,...
Занятие практикум "Рецепты здоровья"
Материал знакомит родителей с проблеммой плоскостопия у детей. Профилактикой, доступными методами решения данной проблеммы в рамках ДОУ....
Занятие практикум "Профилактика зрения"
В современной России врачи бьют тревогу. Наша задача стоит в сохранении и укреплении здоровья подрстающего поколения....
Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания»
Пояснительная записка Редкая профессия сравнится с работой педагога по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывае...