Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [р]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Штырева Ульяна Сергеевна

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Теремок»

Кулундинского района Алтайского края

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект индивидуального логопедического занятия

Автоматизация звука [р]

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Учитель-логопед

Ульяна Сергеевна Варкентин

 

 

2017

 

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

 

Цель: Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

- закрепить  правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях;

- развивать фонематический слух через игру «Поймай звук», моторику артикуляционного аппарата через выполнение артикуляционной сказки «О Весёлом Язычке», мелкую моторику через игру «Звуковая дорожка»;

- формировать умения  образовывать предложения с помощью местоимений единственного и множественного числа, определять местонахождение звука [Р] в слове (в начале, в середине, в конце), изменять существительные по числам;

- развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления;

- воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;

формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: письмо, сказка о весёлом язычке, артикуляционный профиль звука [Р], мячик, звуковая дорожка на звук [Р], слоговые ромашки, медаль «Подружилась со звуком [Р]».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Сегодня утром я получила письмо от Лунтика и его друзей. Он пишет, что хотел со своими друзьями поехать в зоопарк, но злой волшебник съел звук в названиях животных и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт. Давай, поможем Лунтику и его друзьям  отыскать этот звук.

- Послушай внимательно стихотворение,  которое я прочитаю.

Ранним утром кое-как, 

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

- Скажи, пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (звук [Р]).

- Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

2.Артикуляционная гимнастика.

- Но перед тем,  как отправиться на поиски звука, давай потренируем наш  язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.  

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Упражнение «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко - стук копыт услышишь звонкий.

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

Упражнение  «Качели»

На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

Упражнение «Индюк»

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.

Упражнение  «Фокус»

А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

Упражнение  «Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!

 Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.

Упражнение  «Чашечка»

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

Упражнение  «Чистим зубки»

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

- Теперь наш язычок готов к работе.

3. Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].

- Давай  вспомним, как правильно  мы учились произносить  звук [Р].(Артикуляционный профиль звука [Р])

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука  [Р]?

(Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами).

- Что делает горлышко? (поёт)

- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

(Ребенок повторяет перед зеркалом.)

- Правильно.

Ротик свой мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмём,

Да и сильно дуть начнём.

Язычок наш задрожит

Никуда не убежит.

Всем он так и говорит:

«Эта сильная струя

Дрожать заставила меня.

Не от страха я дрожу,

Лишь мотор свой завожу».

4. Произношение изолированного звука.

- Лунтик с друзьями собрался поехать в зоопарк на машине. Давай поможем им завести моторчик машины, чтобы доехать до  зоопарка. (Звуковая дорожка на звук [Р])

- Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо: Р-Р-Р…

- Молодец, правильно произносила звук [Р], пока Лунтик с друзьями едет в зоопарк, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка «Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке            (Прыжки на месте на двух ногах.)

Зайцы – серые клубочки.               (Руки возле груди, как лапки у  зайцев, прыжки.)

Прыг – скок, прыг – скок –           (Прыжки вперёд-назад, вперёд-назад.)

Встал зайчонок на пенёк.              (Встать прямо, руки опустить.)

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.            (Шаги на месте.)

Два! Руками машут вместе. (Руками перед собой выполняют движение «ножницы».)

Три! Присели, дружно встали.    (Присесть, встать.)

Все за ушком почесали.                (Почесать за ухом.)

На «четыре» потянулись.             (Выпрямиться.)

Пять! Прогнулись и нагнулись.  (Прогнуться, наклониться вперёд.)

Шесть! Все встали снова в ряд,  (Построиться в ряд.)

Зашагали как отряд.                      (Шаги на месте.)

5.Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук»

- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р].

а) на уровне ряда звуков:

Р, Н, Г, Р, З, Р, Р, В, Р, Д, Р

б) на уровне ряда слогов:

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот.

6.Автоматизация звука в слогах.

- По дороге в  зоопарк Лунтик с друзьями увидели  цветочную поляну, на которой росли «волшебные» ромашки и решили полюбоваться ими.

- Проведи пальчиком от буквы Р к каждому лепестку, и произноси чётко  слоги: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

- А теперь проведи пальчиком от каждого лепесточка к середине цветка, и произноси слоги: АР-ОР-УР-ЭР-ЫР     ЕР- ЯР- ИР- ЮР- ЁР

- Молодец, справилась с заданием.

7.Автоматизация звука в словах.

- А животные в зоопарке очень любят в мяч играть.

Игра «Один – много» (с мячом).

Рак – раки,  тигр -…,  рог -…,  рысь -…, крот -…, корова -…, рыба -…, краб -…, ворона -…

Игра «Голова, живот, ноги». (Определение места звука [Р] в словах (начало, середина, конец).

-Я буду называть слова со звуком [Р], а ты  должна будешь указать на часть тела, в зависимости от местоположения звука.

Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

8.Автоматизация звука в предложении.

- Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга).

Игра «Изменяй предложения».

- Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Игра «Отгадай слово».

- А сейчас я буду называть слова, в которых злой волшебник съел звук, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно.

_ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан.

- Молодец, мы нашли с тобой звук, теперь Лунтик с друзьями  сможет в зоопарке посмотреть и прочесть названия всех животных.

9. Итог занятия.

- Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).

- Что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

10.Оценка речевой деятельности.

Если звук р не получается –

Очень часто казусы случаются:

Ты спрашиваешь: «Где берет»,

Тебе дают в кино билет!

Всё потому, что этот звук –

Труднейший среди звуков.

И стоит нам немало мук,

Чтоб стал он добрым другом.

- Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому чётко и правильно произносила звук [Р] в слогах, словах, предложениях. Сегодня я хочу подарить тебе вот такую медаль, которая означает, что ты подружилась со звуком [Р] и желаю тебе беречь эту дружбу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Теремок»

Кулундинского района Алтайского края

Конспект индивидуального логопедического занятия

Автоматизация звука [р]

Составитель:

Учитель-логопед

Ульяна Сергеевна Варкентин

2017

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Цель: Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

- закрепить  правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях;

- развивать фонематический слух через игру «Поймай звук», моторику артикуляционного аппарата через выполнение артикуляционной сказки «О Весёлом Язычке», мелкую моторику через игру «Звуковая дорожка»;

- формировать умения  образовывать предложения с помощью местоимений единственного и множественного числа, определять местонахождение звука [Р] в слове (в начале, в середине, в конце), изменять существительные по числам;

- развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления;

- воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;

формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: письмо, сказка о весёлом язычке, артикуляционный профиль звука [Р], мячик, звуковая дорожка на звук [Р], слоговые ромашки, медаль «Подружилась со звуком [Р]».

 

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Сегодня утром я получила письмо от Лунтика и его друзей. Он пишет, что хотел со своими друзьями поехать в зоопарк, но злой волшебник съел звук в названиях животных и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт. Давай, поможем Лунтику и его друзьям  отыскать этот звук.

- Послушай внимательно стихотворение,  которое я прочитаю.

Ранним утром кое-как, 

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

- Скажи, пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (звук [Р]).

- Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

2.Артикуляционная гимнастика.

- Но перед тем,  как отправиться на поиски звука, давай потренируем наш  язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.  

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Упражнение «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко - стук копыт услышишь звонкий.

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

Упражнение  «Качели»

На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

Упражнение «Индюк»

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.

Упражнение  «Фокус»

А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

Упражнение  «Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!

 Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.

Упражнение  «Чашечка»

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

Упражнение  «Чистим зубки»

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

- Теперь наш язычок готов к работе.

3. Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].

- Давай  вспомним, как правильно  мы учились произносить  звук [Р].(Артикуляционный профиль звука [Р])

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука  [Р]?

(Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами).

- Что делает горлышко? (поёт)

- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

(Ребенок повторяет перед зеркалом.)

- Правильно.

Ротик свой мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмём,

Да и сильно дуть начнём.

Язычок наш задрожит

Никуда не убежит.

Всем он так и говорит:

«Эта сильная струя

Дрожать заставила меня.

Не от страха я дрожу,

Лишь мотор свой завожу».

4. Произношение изолированного звука.

- Лунтик с друзьями собрался поехать в зоопарк на машине. Давай поможем им завести моторчик машины, чтобы доехать до  зоопарка. (Звуковая дорожка на звук [Р])

- Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо: Р-Р-Р…

- Молодец, правильно произносила звук [Р], пока Лунтик с друзьями едет в зоопарк, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка «Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке            (Прыжки на месте на двух ногах.)

Зайцы – серые клубочки.               (Руки возле груди, как лапки у  зайцев, прыжки.)

Прыг – скок, прыг – скок –           (Прыжки вперёд-назад, вперёд-назад.)

Встал зайчонок на пенёк.              (Встать прямо, руки опустить.)

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.            (Шаги на месте.)

Два! Руками машут вместе. (Руками перед собой выполняют движение «ножницы».)

Три! Присели, дружно встали.    (Присесть, встать.)

Все за ушком почесали.                (Почесать за ухом.)

На «четыре» потянулись.             (Выпрямиться.)

Пять! Прогнулись и нагнулись.  (Прогнуться, наклониться вперёд.)

Шесть! Все встали снова в ряд,  (Построиться в ряд.)

Зашагали как отряд.                      (Шаги на месте.)

5.Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук»

- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р].

а) на уровне ряда звуков:

Р, Н, Г, Р, З, Р, Р, В, Р, Д, Р

б) на уровне ряда слогов:

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот.

6.Автоматизация звука в слогах.

- По дороге в  зоопарк Лунтик с друзьями увидели  цветочную поляну, на которой росли «волшебные» ромашки и решили полюбоваться ими.

- Проведи пальчиком от буквы Р к каждому лепестку, и произноси чётко  слоги: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

- А теперь проведи пальчиком от каждого лепесточка к середине цветка, и произноси слоги: АР-ОР-УР-ЭР-ЫР     ЕР- ЯР- ИР- ЮР- ЁР

- Молодец, справилась с заданием.

7.Автоматизация звука в словах.

- А животные в зоопарке очень любят в мяч играть.

Игра «Один – много» (с мячом).

Рак – раки,  тигр -…,  рог -…,  рысь -…, крот -…, корова -…, рыба -…, краб -…, ворона -…

Игра «Голова, живот, ноги». (Определение места звука [Р] в словах (начало, середина, конец).

-Я буду называть слова со звуком [Р], а ты  должна будешь указать на часть тела, в зависимости от местоположения звука.

Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

8.Автоматизация звука в предложении.

- Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга).

Игра «Изменяй предложения».

- Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Игра «Отгадай слово».

- А сейчас я буду называть слова, в которых злой волшебник съел звук, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно.

_ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан.

- Молодец, мы нашли с тобой звук, теперь Лунтик с друзьями  сможет в зоопарке посмотреть и прочесть названия всех животных.

9. Итог занятия.

- Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).

- Что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

10.Оценка речевой деятельности.

Если звук р не получается –

Очень часто казусы случаются:

Ты спрашиваешь: «Где берет»,

Тебе дают в кино билет!

Всё потому, что этот звук –

Труднейший среди звуков.

И стоит нам немало мук,

Чтоб стал он добрым другом.

- Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому чётко и правильно произносила звук [Р] в слогах, словах, предложениях. Сегодня я хочу подарить тебе вот такую медаль, которая означает, что ты подружилась со звуком [Р] и желаю тебе беречь эту дружбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».

Данное занятие проводится по закреплению звука "Л", используя ПК в виде логопедической игры-презентации....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [ш]

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш]. Конспект сделан не мной. Я просто выложила,т.к. на основе этого конспекта была сделана презентация к нему....

Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука "Ш"

Конспект индивидуального логопедического занятияАвтоматизация звука "Ш"...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовате...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах".

Занятие по автоматизации звука Р в слогах, словах разивает фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, зрительное и слуховое внимание и память ребёнка 5 лет, способствует введению звука ...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука Л.

Индивидуальное занятие с ребенком 6-летнего возраста по автоматизации звука Л....