Система коррекционно-развивающей работы с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Ялышева Галина Ивановна

В статье раскрываются  этапы логопедического воздействия при работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлую речевую патологию. Система коррекционного воздействия опирается на постепенное усвоение детьми родного языка при правильном формировании речевой функции. Она включает планомерную и последовательную работу над словом, предложением, связной речью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Система коррекционно-развивающей работы с детьми 5-6 лет с общим  недоразвитием речи

         

Введение

Различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, родовые травмы, тяжело протекающие детские болезни, а также понижение слуха различной степени могут привести к нарушению нормального становления речи у детей.

Поэтому, чем раньше начата логопедическая работа, тем легче и быстрее активизируются компенсаторные возможности. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи при нормальном интеллекте, строится с учётом взаимосвязи фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Система логопедического воздействия, предлагаемая в данных материалах, опирается на поэтапность усвоения детьми родного языка при правильном формировании речевой функции. Она включает планомерную и последовательную работу над словом, предложением, связной речью. При этом особенно тщательно должны быть продуманы и подобраны наглядно-дидактические пособия, использованы игровые приёмы, поскольку игры и игровые упражнения способствуют наиболее глубокому усвоению материала.

Материалы перспективного планирования работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи отражают задачи коррекционной работы на календарный год по следующим разделам:

  • Формирование общих речевых навыков;
  • Коррекция нарушений фонетической стороны речи;
  • Формирование элементарных фонематических представлений;
  • Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости;
  • Формирование грамматических категорий;
  • Развитие словаря в импрессивной и экспрессивной речи;
  • Формирование связной речи;
  • Развитие мелкой моторики.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы на первый период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Формирование общих речевых навыков

1. Продолжать работу над формированием правильного темпа, ритма речи (хороводные игры, речь с движениями);

2. Продолжать развивать оптимальный тип физиологического дыхания

(диафрагмальный тип);

3. Формировать плавное речевое дыхание. Обучать умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щёки, не поднимая плеч);

4. Отрабатывать мягкую атаку голоса на материале гласных звуков (пропевание звуков с выраженной интонацией);

4. Продолжать работу над развитием силы и модуляции голоса.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи

1. Уточнить и закрепить произношение пройденных гласных и согласных звуков (повторение материала прошлого учебного года);

2. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к постановке дефектных групп звуков в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и игровых упражнений;

3. Продолжать постановку, автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков (индивидуально с каждым ребёнком)

Формирование элементарных фонематических представлений

1. Продолжать развивать слуховое восприятие, внимание и память на материале неречевых звуков. Обучать распознаванию звуков речи;

2. Уточнить артикуляцию, развивать произносительные навыки в работе над согласными звуками: С, СЬ, З. ЗЬ. Начать формировать понятия «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий» согласный звук;

3. Закрепить умение устанавливать последовательность звуков в ряде гласных типа «АУ», «АУИ». Упражнять в анализе и синтезе обратных и прямых слогов  с пройденными звуками типа «АС», «СА»;

4. Продолжать учить выделять заданные звуки (пройденные) из ряда других звуков, в звукосочетаниях, в словах;

5. Учить выделять заданные звуки из начала, из середины и из конца слова (по мере индивидуальных возможностей детей);

6. Начать работу по определению места звука в словах (по мере индивидуальных возможностей детей);

7. Формировать фонематические представления (продолжать учить придумывать слова на пройденный звук, подбирать слова и картинки на заданный звук);

8. Обучать умению правильно слушать и слышать речевой материал.

Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости

1. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов  усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание);

2. Закрепить правильную передачу звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двусложных, трёхсложных словах, состоящих из открытых и закрытых слогов, односложных слов со стечением согласных (с одновременным отхлопыванием);

3. Продолжать работу по произнесению слоговых рядов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и проговариванием слов;

4. Обучать восприятию и воспроизведению ритмов по образцу и по словесной инструкции (до пяти ритмических сигналов).

Формирование грамматических категорий

1. Продолжать обучать стандартам и наиболее продуктивным способам словоизменения;

2. Воспитывать направленность внимания на значимые части слова, имеющие лексическое и грамматическое значение;

3. Закрепить правильное употребление падежных окончаний;

4. Продолжать упражнять в правильном употреблении и образовании существительных с ум.-ласк. суффиксами, образовании сущ. в ед. и мн. числе, прилагательных, глаголов в настоящем и прошедшем времени (по лексическим темам периода);

5. Совершенствовать навыки употребления глаголов в форме повелительного наклонения 2-ого лица, глаголов изъявительного наклонения 3-го лица;

6. Обучать правильному употреблению словосочетаний (числительного 2 и 5 с существительными);

7. Закрепить  правильное употребление простых предлогов. Уметь различать предлоги (в - на, на - под, в – из);

8. Продолжать обучение устанавливать синтаксические связи в составе простого предложения с помощью ответов на вопросы (по сюжетной картинке, по содержанию сказок, стихотворений, в процессе диалога);

9. Стимулировать самостоятельное использование отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей.

Развитие словаря в импрессивной и экспрессивной речи

2. Расширять пассивный и активный словарь, развивать экспрессивную и импрессивную речь в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм слова и словообразовательных моделей различных типов синтаксических конструкций;

2. Закрепить и расширить словарный запас по теме: «Игрушки. Предметы живые и неживые»;

3. Уточнить предметный, глагольный словарь и увеличить объём словаря по темам: «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты. Ягоды», «Лес. Грибы. Ягоды», «Деревья. Кустарники», «Одежда. Головные уборы», «Обувь», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши»;

4. Сформировать понятие об осени, как о времени года. Познакомить с признаками осени, с сезонными изменениями в жизни людей, живой и неживой природы. Начать знакомить с трудом взрослых. Труд людей осенью  - собирают урожай, утепляют свои дома и помещения для животных, заготавливают овощи и фрукты. Образование сложных слов: овощевод, животновод, хлебороб.

Формирование связной речи

1. Продолжать обучать формам связного высказывания: ответы на вопросы при демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке;

2. Продолжать совершенствовать диалогическую  речь в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе использования настольно-печатных игр и т. д.);

3. Продолжать работу над предложением: закрепить умение строить простые распространённые предложения по демонстрации действий и по картинке, продолжать учить распространять предложения за счёт однородных  и уточняющих слов, правильно согласовывать слова в предложении;

4. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок, рассказов;

5. Стимулировать речевую активность, посредством создания ситуаций, требующих от детей использования связной речи в общении со взрослыми и друг с другом.

 

Развитие мелкой моторики

1. Продолжать развивать движения кистей рук и формировать кинестетическую основу движений пальцев рук;

2. Продолжать развивать кинетическую основу движений пальцев рук в процессе выполнения   последовательно организованных движений и конструктивного праксиса на основе зрительного восприятия (по подражанию):

- Игры с пирамидками, сборно-разборными игрушками, кубиками, деревянным конструктором; конструктором типа Лего;

- Составление узоров из крупной и мелкой мозаики, из цветных палочек, из природного материала;

- Обводка и штриховка предметов по внутреннему и внешнему  контуру;

 (по лексическим темам периода);

- Складывание разрезных картинок (шесть, восемь частей), игры типа «пазлы», «лабиринты»;

- Раскрашивание (работа с книжками-раскрасками);

- Нанизывание бус, «застёжки-растёжки», шнуровки;

- Продолжать работу в тетрадях с крупной клеткой.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы на второй период обучения

(декабрь, январь, февраль)

Формирование общих речевых навыков

1. Продолжать работу над формированием правильного темпа, ритма речи (хороводные игры, речь с движениями).

2. Продолжать формировать диафрагмальный тип физиологического  дыхания;

3. Продолжать совершенствовать речевое дыхание. Обучать умению выполнять спокойный, короткий вдох и плавный длительный выдох без речевого сопровождения и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных щелевых согласных Ф, Х, С, Ш);

4. Развивать основные акустические характеристики голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях;

5. Формировать мягкую атаку голоса.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи

1. Формировать кинестетическую основу артикуляционных движений. Уточнить положение различных артикуляторных органов во время артикулирования правильно произносимых звуков;

2. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к постановке дефектных групп звуков с помощью специальных методов;

3. Продолжать формировать правильную артикуляцию отсутствующих или нарушенных в произношении звуков, их автоматизацию и дифференциацию (индивидуально с каждым ребёнком)

Формирование элементарных фонематических представлений

1. Формировать умение осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию пройденных звуков;

2. Уточнить артикуляцию, развивать произносительные навыки в работе над согласными звуками: Ц, Ш, Ж, Ч. Закрепить понятия «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий» согласный звук;

3. Упражнять в анализе и синтезе обратных и прямых слогов  с пройденными звуками типа «АШ», «ША»;

4. Обучать фонематическому анализу и синтезу 3-х звуковых слов типа «ЖУК»;

5. Продолжать обучать выделять заданные звуки (пройденные) из ряда других звуков, в звукосочетаниях, в словах;

6. Продолжать работу по определению места звука в словах;

7. Формировать фонематические представления (продолжать учить придумывать слова с пройденными звуками, подбирать слова и картинки с заданными звуком).

Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости

1. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов  усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание);

2. Закрепить правильную передачу звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двусложных, трёхсложных словах, состоящих из открытых и закрытых слогов, односложных  и двусложных слов со стечением согласных;

3. Продолжать работу по произнесению слоговых рядов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и проговариванием слогов и  слов;

4. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов по образцу и по словесной инструкции (до пяти ритмических сигналов);

5. Обучать восприятию и воспроизведению неакцентированных ритмических структур, разделённых длинными и короткими паузами, по образцу и по словесной инструкции.

Формирование грамматических категорий

1. Продолжать обучать стандартам и наиболее продуктивным способам словоизменения: упражнять в правильном употреблении и образовании существительных с ум.-ласк. суффиксами, образовании сущ. в ед. и мн. числе, прилагательных, глаголов в настоящем и прошедшем времени (по лексическим темам периода);

2. Обучать правильному употреблению несклоняемых существительных;

3. Обучать правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида;

4. Закреплять правильное употребление словосочетаний (числительного 2 и 5 с существительными);

5. Совершенствовать навыки правильного употребления предложных конструкций с предлогами (в, из, на, под, над, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за) и навыка различения предлогов (в-из, на-под,к-от, на-с);

6. Совершенствовать навыки употребления словообразовательных моделей: притяжательных и относительных прилагательных, образованных от существительных  типа «лисий», «железный» и т.п. (по лексическим темам периода);

7. Продолжать стимулировать правильное использование отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей в различных видах речевой деятельности.

Развитие словаря в импрессивной и экспрессивной речи

2. Уточнить и увеличить объём пассивного и активного словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;

2. Формировать понятие о зиме, как о времени года. Познакомить с признаками зимы, с сезонными изменениями жизни людей, живой и неживой природы. Словарная работа по теме «Зимние забавы», «Зимующие птицы, наша помощь им»;

3. Закрепить и расширить пассивный и активный словарь детей по темам: «Животные жарких и холодных стран», «Посуда», «Мебель»;

4. Словарная работа по теме «Транспорт, виды транспорта». Познакомить с правилами поведения на улице;

5. Продолжать знакомство с трудом взрослых, закрепить знания о том, кто работает в детском саду;

6. Расширить объём словаря по темам «Новогодний праздник», «День защитников Отечества».

Формирование связной речи

1. Продолжать работу над предложением, распространение предложений за счёт однородных членов;

2. Обучать самостоятельному составлению описательных рассказов (по игрушке, по картинке);

3. Закреплять умение пересказывать  небольшие тексты самостоятельно;

4. Обучать составлению рассказов по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану);

5. Начать обучение детей составлению рассказов из личного опыта.

Развитие мелкой моторики

1. Развивать основные качества движения: объём, точность, темп, активность и координацию;

2. Продолжать развивать кинетическую основу движений пальцев рук в процессе выполнения   последовательно организованных движений и конструктивного праксиса на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции):

- Пальчиковые игры;

- Игры с пирамидками, сборно-разборными игрушками, кубиками, деревянным конструктором; конструктором типа Лего;

- Составление узоров из крупной и мелкой мозаики, из цветных палочек, из природного материала;

- Обводка и штриховка предметов по внутреннему и внешнему  контуру;

 (по лексическим темам периода);

- Складывание разрезных картинок (шесть, восемь частей), игры типа «пазлы», «лабиринты»;

- Раскрашивание (работа с книжками-раскрасками);

- Нанизывание бус, «застёжки-растёжки», шнуровки;

- Усложнить работу с карандашом (выполнение работы по клеткам в тетради, штриховка).

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы на третий период обучения

(март, апрель, май)

 Формирование общих речевых навыков

1. Продолжать формировать и закреплять правильный темп, ритм речи (хороводные игры, речь с движениями);

2.  Закреплять диафрагмальный тип физиологического  дыхания;

3. Продолжать совершенствовать речевое дыхание. Закреплять умение выполнять спокойный, короткий вдох и плавный длительный выдох без речевого сопровождения и с речевым сопровождением. Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых);

4. Развивать основные акустические характеристики голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях, направленных на снятие голосовой зажатости;

5. Продолжать формировать мягкую атаку голоса;

6. Формировать общие представления о выразительности речи. Начать обучать правильному использованию и дифференциации интонационных структур в речи.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи

1. Продолжать развивать оральный праксис в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отрабатывать объём, силу, точность, координацию произвольных артикуляторных движений и переключение от одного элемента к другому;

2. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к постановке дефектных групп звуков с помощью специальных методов (индивидуально с каждым ребёнком);

3. Продолжать формировать правильную артикуляцию отсутствующих или нарушенных в произношении звуков, их автоматизацию и дифференциацию (индивидуально с каждым ребёнком).

Формирование элементарных фонематических представлений

1. Продолжать формировать чёткий слуховой образ звука. Продолжать развивать умение осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков (не нарушенных в произношении звуков и звуков, в отношении которых производилась коррекционная работа);

2. Уточнить артикуляцию, развивать произносительные навыки в работе над согласными звуками: Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. Закрепить понятия «гласный» звук; «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий» согласный звук;

3. Продолжать упражнять в анализе и синтезе обратных и прямых слогов  с пройденными звуками типа «АР», «РА»; звукосочетаний гласных звуков типа «АИ», «ОЫУ»;

4. Продолжать обучать фонематическому анализу и синтезу 3-х звуковых слов типа «ЛУК»;

5. Продолжать учить выделять заданные звуки из ряда других звуков, в звукосочетаниях, в словах;

6. Продолжать работу по определению места звука в словах;

7. Продолжать формировать фонематические представления (продолжать учить придумывать слова с пройденными звуками, подбирать слова и картинки с заданными звуком).

Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости

1. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов  усвоенных слов;

2. Закрепить правильную передачу звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двусложных, трёхсложных словах, состоящих из открытых и закрытых слогов, односложных  и двусложных слов со

стечением согласных, трёхсложных слов со стечением согласных в начале и в середине слова;

3. Продолжать работу по произнесению слоговых рядов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и проговариванием слогов и  слов;

4. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов по образцу и по словесной инструкции (пять ритмических сигналов);

5. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению неакцентированных ритмических структур, разделённых длинными и короткими паузами, по образцу и по словесной инструкции.

Формирование грамматических категорий

1. Совершенствовать навыки правильного употребления словообразовательных моделей: существительных с ум.-ласк. суффиксами, звукоподражательных глаголов, глаголов, образованных от существительных, глаголов, образованных с помощью приставок, притяжательных прилагательных, относительных прилагательных (по лексическим темам периода);

2. Продолжать обучать правильному употреблению несклоняемых существительных;

3. Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными муж., жен., ср. рода ед. и мн. числа в И. и косвенных падежах;

4. Закреплять правильное употребление словосочетаний (числительного 2 и 5 с существительными);

5. Продолжать совершенствовать навыки правильного употребления предложных конструкций с предлогами (в, из, на, под, над, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за) и навыка различения предлогов (в-из, на-под,к-от, на-с);

6. Продолжать стимулировать правильное использование отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей в различных видах речевой деятельности.

Развитие словаря в импрессивной и экспрессивной речи

1. Расширять пассивный и активный словарь, уточнять значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств (по лексическим темам периода);

2. Формировать понятие о весне, как о времени года. Познакомить с признаками весны, сезонными изменениями в жизни людей, живой и неживой природы. Словарная работа по темам «Перелётные птицы», «Комнатные растения», «Насекомые», «Рыбы», «Цветы»;

3. Совершенствовать словарь по теме «Космос». Познакомить с родным городом, страной, столицей России – Москвой;

4. Расширить и уточнить словарный запас  по темам «День 8 Марта» (закрепить знания о профессиях женщин), «Человек. Азбука здоровья», «Семья», «Дом. Инструменты» (закрепить названия профессий строителей: маляр, столяр, крановщик, каменщик);

5. Обучать умению осознанного использования слова в соответствии с контекстом высказывания.

Формирование связной речи

1. Продолжать работу над предложением, обучать употреблению простейших видов сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с использованием сочинительных союзов «а», «но», «и»;

2. Продолжать обучать самостоятельному составлению описательных рассказов (по игрушке, по картинке);

3. Закреплять умение самостоятельно пересказывать  небольшие тексты (знакомые и незнакомые сказки и рассказы);

4. Продолжать обучать составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану, самостоятельно);

5. Продолжать обучать детей составлению рассказов из личного опыта.

Включать в повествование элементов описаний природы, действующих лиц, пересказа диалогов героев, соблюдая последовательность рассказывания.

Развитие мелкой моторики

1. Обучать точному выполнению двигательной программы в процессе развития ручной моторики;

2. Формировать кинестетический анализ и синтез. Продолжать развивать кинестетическую основу движений пальцев рук в ходе выполнения   последовательно организованных движений и конструктивного праксиса на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции):

- Пальчиковые игры;

- Игры с пирамидками, сборно-разборными игрушками, кубиками, деревянным конструктором; конструктором типа Лего;

- Составление узоров из крупной и мелкой мозаики, из цветных палочек, из природного материала (по образцу и самостоятельно);

- Обводка и штриховка предметов по внутреннему и внешнему  контуру;

 (по лексическим темам периода);

- Складывание разрезных картинок (шесть, восемь частей и более), игры типа «пазлы», «лабиринты»;

- Раскрашивание (работа с книжками-раскрасками);

- Нанизывание бус, «застёжки-растёжки», шнуровки;

- Усложнение работы с карандашом (соединение заданных точек). Зарисовка  предметов по заданному образцу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...