Система коррекционно-развивающей работы с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа) на тему
В статье раскрываются этапы логопедического воздействия при работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлую речевую патологию. Система коррекционного воздействия опирается на постепенное усвоение детьми родного языка при правильном формировании речевой функции. Она включает планомерную и последовательную работу над словом, предложением, связной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Система коррекционно-развивающей работы с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Введение
Различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, родовые травмы, тяжело протекающие детские болезни, а также понижение слуха различной степени могут привести к нарушению нормального становления речи у детей.
Поэтому, чем раньше начата логопедическая работа, тем легче и быстрее активизируются компенсаторные возможности. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи при нормальном интеллекте, строится с учётом взаимосвязи фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Система логопедического воздействия, предлагаемая в данных материалах, опирается на поэтапность усвоения детьми родного языка при правильном формировании речевой функции. Она включает планомерную и последовательную работу над словом, предложением, связной речью. При этом особенно тщательно должны быть продуманы и подобраны наглядно-дидактические пособия, использованы игровые приёмы, поскольку игры и игровые упражнения способствуют наиболее глубокому усвоению материала.
Материалы перспективного планирования работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи отражают задачи коррекционной работы на календарный год по следующим разделам:
- Формирование общих речевых навыков;
- Коррекция нарушений фонетической стороны речи;
- Формирование элементарных фонематических представлений;
- Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости;
- Формирование грамматических категорий;
- Развитие словаря в импрессивной и экспрессивной речи;
- Формирование связной речи;
- Развитие мелкой моторики.
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы на первый период обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Формирование общих речевых навыков
1. Продолжать работу над формированием правильного темпа, ритма речи (хороводные игры, речь с движениями);
2. Продолжать развивать оптимальный тип физиологического дыхания
(диафрагмальный тип);
3. Формировать плавное речевое дыхание. Обучать умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щёки, не поднимая плеч);
4. Отрабатывать мягкую атаку голоса на материале гласных звуков (пропевание звуков с выраженной интонацией);
4. Продолжать работу над развитием силы и модуляции голоса.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи
1. Уточнить и закрепить произношение пройденных гласных и согласных звуков (повторение материала прошлого учебного года);
2. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к постановке дефектных групп звуков в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и игровых упражнений;
3. Продолжать постановку, автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков (индивидуально с каждым ребёнком)
Формирование элементарных фонематических представлений
1. Продолжать развивать слуховое восприятие, внимание и память на материале неречевых звуков. Обучать распознаванию звуков речи;
2. Уточнить артикуляцию, развивать произносительные навыки в работе над согласными звуками: С, СЬ, З. ЗЬ. Начать формировать понятия «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий» согласный звук;
3. Закрепить умение устанавливать последовательность звуков в ряде гласных типа «АУ», «АУИ». Упражнять в анализе и синтезе обратных и прямых слогов с пройденными звуками типа «АС», «СА»;
4. Продолжать учить выделять заданные звуки (пройденные) из ряда других звуков, в звукосочетаниях, в словах;
5. Учить выделять заданные звуки из начала, из середины и из конца слова (по мере индивидуальных возможностей детей);
6. Начать работу по определению места звука в словах (по мере индивидуальных возможностей детей);
7. Формировать фонематические представления (продолжать учить придумывать слова на пройденный звук, подбирать слова и картинки на заданный звук);
8. Обучать умению правильно слушать и слышать речевой материал.
Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости
1. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание);
2. Закрепить правильную передачу звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двусложных, трёхсложных словах, состоящих из открытых и закрытых слогов, односложных слов со стечением согласных (с одновременным отхлопыванием);
3. Продолжать работу по произнесению слоговых рядов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и проговариванием слов;
4. Обучать восприятию и воспроизведению ритмов по образцу и по словесной инструкции (до пяти ритмических сигналов).
Формирование грамматических категорий
1. Продолжать обучать стандартам и наиболее продуктивным способам словоизменения;
2. Воспитывать направленность внимания на значимые части слова, имеющие лексическое и грамматическое значение;
3. Закрепить правильное употребление падежных окончаний;
4. Продолжать упражнять в правильном употреблении и образовании существительных с ум.-ласк. суффиксами, образовании сущ. в ед. и мн. числе, прилагательных, глаголов в настоящем и прошедшем времени (по лексическим темам периода);
5. Совершенствовать навыки употребления глаголов в форме повелительного наклонения 2-ого лица, глаголов изъявительного наклонения 3-го лица;
6. Обучать правильному употреблению словосочетаний (числительного 2 и 5 с существительными);
7. Закрепить правильное употребление простых предлогов. Уметь различать предлоги (в - на, на - под, в – из);
8. Продолжать обучение устанавливать синтаксические связи в составе простого предложения с помощью ответов на вопросы (по сюжетной картинке, по содержанию сказок, стихотворений, в процессе диалога);
9. Стимулировать самостоятельное использование отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей.
Развитие словаря в импрессивной и экспрессивной речи
2. Расширять пассивный и активный словарь, развивать экспрессивную и импрессивную речь в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм слова и словообразовательных моделей различных типов синтаксических конструкций;
2. Закрепить и расширить словарный запас по теме: «Игрушки. Предметы живые и неживые»;
3. Уточнить предметный, глагольный словарь и увеличить объём словаря по темам: «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты. Ягоды», «Лес. Грибы. Ягоды», «Деревья. Кустарники», «Одежда. Головные уборы», «Обувь», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши»;
4. Сформировать понятие об осени, как о времени года. Познакомить с признаками осени, с сезонными изменениями в жизни людей, живой и неживой природы. Начать знакомить с трудом взрослых. Труд людей осенью - собирают урожай, утепляют свои дома и помещения для животных, заготавливают овощи и фрукты. Образование сложных слов: овощевод, животновод, хлебороб.
Формирование связной речи
1. Продолжать обучать формам связного высказывания: ответы на вопросы при демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке;
2. Продолжать совершенствовать диалогическую речь в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе использования настольно-печатных игр и т. д.);
3. Продолжать работу над предложением: закрепить умение строить простые распространённые предложения по демонстрации действий и по картинке, продолжать учить распространять предложения за счёт однородных и уточняющих слов, правильно согласовывать слова в предложении;
4. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок, рассказов;
5. Стимулировать речевую активность, посредством создания ситуаций, требующих от детей использования связной речи в общении со взрослыми и друг с другом.
Развитие мелкой моторики
1. Продолжать развивать движения кистей рук и формировать кинестетическую основу движений пальцев рук;
2. Продолжать развивать кинетическую основу движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса на основе зрительного восприятия (по подражанию):
- Игры с пирамидками, сборно-разборными игрушками, кубиками, деревянным конструктором; конструктором типа Лего;
- Составление узоров из крупной и мелкой мозаики, из цветных палочек, из природного материала;
- Обводка и штриховка предметов по внутреннему и внешнему контуру;
(по лексическим темам периода);
- Складывание разрезных картинок (шесть, восемь частей), игры типа «пазлы», «лабиринты»;
- Раскрашивание (работа с книжками-раскрасками);
- Нанизывание бус, «застёжки-растёжки», шнуровки;
- Продолжать работу в тетрадях с крупной клеткой.
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы на второй период обучения
(декабрь, январь, февраль)
Формирование общих речевых навыков
1. Продолжать работу над формированием правильного темпа, ритма речи (хороводные игры, речь с движениями).
2. Продолжать формировать диафрагмальный тип физиологического дыхания;
3. Продолжать совершенствовать речевое дыхание. Обучать умению выполнять спокойный, короткий вдох и плавный длительный выдох без речевого сопровождения и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных щелевых согласных Ф, Х, С, Ш);
4. Развивать основные акустические характеристики голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях;
5. Формировать мягкую атаку голоса.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи
1. Формировать кинестетическую основу артикуляционных движений. Уточнить положение различных артикуляторных органов во время артикулирования правильно произносимых звуков;
2. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к постановке дефектных групп звуков с помощью специальных методов;
3. Продолжать формировать правильную артикуляцию отсутствующих или нарушенных в произношении звуков, их автоматизацию и дифференциацию (индивидуально с каждым ребёнком)
Формирование элементарных фонематических представлений
1. Формировать умение осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию пройденных звуков;
2. Уточнить артикуляцию, развивать произносительные навыки в работе над согласными звуками: Ц, Ш, Ж, Ч. Закрепить понятия «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий» согласный звук;
3. Упражнять в анализе и синтезе обратных и прямых слогов с пройденными звуками типа «АШ», «ША»;
4. Обучать фонематическому анализу и синтезу 3-х звуковых слов типа «ЖУК»;
5. Продолжать обучать выделять заданные звуки (пройденные) из ряда других звуков, в звукосочетаниях, в словах;
6. Продолжать работу по определению места звука в словах;
7. Формировать фонематические представления (продолжать учить придумывать слова с пройденными звуками, подбирать слова и картинки с заданными звуком).
Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости
1. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание);
2. Закрепить правильную передачу звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двусложных, трёхсложных словах, состоящих из открытых и закрытых слогов, односложных и двусложных слов со стечением согласных;
3. Продолжать работу по произнесению слоговых рядов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и проговариванием слогов и слов;
4. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов по образцу и по словесной инструкции (до пяти ритмических сигналов);
5. Обучать восприятию и воспроизведению неакцентированных ритмических структур, разделённых длинными и короткими паузами, по образцу и по словесной инструкции.
Формирование грамматических категорий
1. Продолжать обучать стандартам и наиболее продуктивным способам словоизменения: упражнять в правильном употреблении и образовании существительных с ум.-ласк. суффиксами, образовании сущ. в ед. и мн. числе, прилагательных, глаголов в настоящем и прошедшем времени (по лексическим темам периода);
2. Обучать правильному употреблению несклоняемых существительных;
3. Обучать правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида;
4. Закреплять правильное употребление словосочетаний (числительного 2 и 5 с существительными);
5. Совершенствовать навыки правильного употребления предложных конструкций с предлогами (в, из, на, под, над, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за) и навыка различения предлогов (в-из, на-под,к-от, на-с);
6. Совершенствовать навыки употребления словообразовательных моделей: притяжательных и относительных прилагательных, образованных от существительных типа «лисий», «железный» и т.п. (по лексическим темам периода);
7. Продолжать стимулировать правильное использование отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей в различных видах речевой деятельности.
Развитие словаря в импрессивной и экспрессивной речи
2. Уточнить и увеличить объём пассивного и активного словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;
2. Формировать понятие о зиме, как о времени года. Познакомить с признаками зимы, с сезонными изменениями жизни людей, живой и неживой природы. Словарная работа по теме «Зимние забавы», «Зимующие птицы, наша помощь им»;
3. Закрепить и расширить пассивный и активный словарь детей по темам: «Животные жарких и холодных стран», «Посуда», «Мебель»;
4. Словарная работа по теме «Транспорт, виды транспорта». Познакомить с правилами поведения на улице;
5. Продолжать знакомство с трудом взрослых, закрепить знания о том, кто работает в детском саду;
6. Расширить объём словаря по темам «Новогодний праздник», «День защитников Отечества».
Формирование связной речи
1. Продолжать работу над предложением, распространение предложений за счёт однородных членов;
2. Обучать самостоятельному составлению описательных рассказов (по игрушке, по картинке);
3. Закреплять умение пересказывать небольшие тексты самостоятельно;
4. Обучать составлению рассказов по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану);
5. Начать обучение детей составлению рассказов из личного опыта.
Развитие мелкой моторики
1. Развивать основные качества движения: объём, точность, темп, активность и координацию;
2. Продолжать развивать кинетическую основу движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции):
- Пальчиковые игры;
- Игры с пирамидками, сборно-разборными игрушками, кубиками, деревянным конструктором; конструктором типа Лего;
- Составление узоров из крупной и мелкой мозаики, из цветных палочек, из природного материала;
- Обводка и штриховка предметов по внутреннему и внешнему контуру;
(по лексическим темам периода);
- Складывание разрезных картинок (шесть, восемь частей), игры типа «пазлы», «лабиринты»;
- Раскрашивание (работа с книжками-раскрасками);
- Нанизывание бус, «застёжки-растёжки», шнуровки;
- Усложнить работу с карандашом (выполнение работы по клеткам в тетради, штриховка).
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы на третий период обучения
(март, апрель, май)
Формирование общих речевых навыков
1. Продолжать формировать и закреплять правильный темп, ритм речи (хороводные игры, речь с движениями);
2. Закреплять диафрагмальный тип физиологического дыхания;
3. Продолжать совершенствовать речевое дыхание. Закреплять умение выполнять спокойный, короткий вдох и плавный длительный выдох без речевого сопровождения и с речевым сопровождением. Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых);
4. Развивать основные акустические характеристики голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях, направленных на снятие голосовой зажатости;
5. Продолжать формировать мягкую атаку голоса;
6. Формировать общие представления о выразительности речи. Начать обучать правильному использованию и дифференциации интонационных структур в речи.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи
1. Продолжать развивать оральный праксис в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отрабатывать объём, силу, точность, координацию произвольных артикуляторных движений и переключение от одного элемента к другому;
2. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к постановке дефектных групп звуков с помощью специальных методов (индивидуально с каждым ребёнком);
3. Продолжать формировать правильную артикуляцию отсутствующих или нарушенных в произношении звуков, их автоматизацию и дифференциацию (индивидуально с каждым ребёнком).
Формирование элементарных фонематических представлений
1. Продолжать формировать чёткий слуховой образ звука. Продолжать развивать умение осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков (не нарушенных в произношении звуков и звуков, в отношении которых производилась коррекционная работа);
2. Уточнить артикуляцию, развивать произносительные навыки в работе над согласными звуками: Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. Закрепить понятия «гласный» звук; «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий» согласный звук;
3. Продолжать упражнять в анализе и синтезе обратных и прямых слогов с пройденными звуками типа «АР», «РА»; звукосочетаний гласных звуков типа «АИ», «ОЫУ»;
4. Продолжать обучать фонематическому анализу и синтезу 3-х звуковых слов типа «ЛУК»;
5. Продолжать учить выделять заданные звуки из ряда других звуков, в звукосочетаниях, в словах;
6. Продолжать работу по определению места звука в словах;
7. Продолжать формировать фонематические представления (продолжать учить придумывать слова с пройденными звуками, подбирать слова и картинки с заданными звуком).
Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости
1. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов усвоенных слов;
2. Закрепить правильную передачу звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двусложных, трёхсложных словах, состоящих из открытых и закрытых слогов, односложных и двусложных слов со
стечением согласных, трёхсложных слов со стечением согласных в начале и в середине слова;
3. Продолжать работу по произнесению слоговых рядов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и проговариванием слогов и слов;
4. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов по образцу и по словесной инструкции (пять ритмических сигналов);
5. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению неакцентированных ритмических структур, разделённых длинными и короткими паузами, по образцу и по словесной инструкции.
Формирование грамматических категорий
1. Совершенствовать навыки правильного употребления словообразовательных моделей: существительных с ум.-ласк. суффиксами, звукоподражательных глаголов, глаголов, образованных от существительных, глаголов, образованных с помощью приставок, притяжательных прилагательных, относительных прилагательных (по лексическим темам периода);
2. Продолжать обучать правильному употреблению несклоняемых существительных;
3. Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными муж., жен., ср. рода ед. и мн. числа в И. и косвенных падежах;
4. Закреплять правильное употребление словосочетаний (числительного 2 и 5 с существительными);
5. Продолжать совершенствовать навыки правильного употребления предложных конструкций с предлогами (в, из, на, под, над, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за) и навыка различения предлогов (в-из, на-под,к-от, на-с);
6. Продолжать стимулировать правильное использование отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей в различных видах речевой деятельности.
Развитие словаря в импрессивной и экспрессивной речи
1. Расширять пассивный и активный словарь, уточнять значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств (по лексическим темам периода);
2. Формировать понятие о весне, как о времени года. Познакомить с признаками весны, сезонными изменениями в жизни людей, живой и неживой природы. Словарная работа по темам «Перелётные птицы», «Комнатные растения», «Насекомые», «Рыбы», «Цветы»;
3. Совершенствовать словарь по теме «Космос». Познакомить с родным городом, страной, столицей России – Москвой;
4. Расширить и уточнить словарный запас по темам «День 8 Марта» (закрепить знания о профессиях женщин), «Человек. Азбука здоровья», «Семья», «Дом. Инструменты» (закрепить названия профессий строителей: маляр, столяр, крановщик, каменщик);
5. Обучать умению осознанного использования слова в соответствии с контекстом высказывания.
Формирование связной речи
1. Продолжать работу над предложением, обучать употреблению простейших видов сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с использованием сочинительных союзов «а», «но», «и»;
2. Продолжать обучать самостоятельному составлению описательных рассказов (по игрушке, по картинке);
3. Закреплять умение самостоятельно пересказывать небольшие тексты (знакомые и незнакомые сказки и рассказы);
4. Продолжать обучать составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану, самостоятельно);
5. Продолжать обучать детей составлению рассказов из личного опыта.
Включать в повествование элементов описаний природы, действующих лиц, пересказа диалогов героев, соблюдая последовательность рассказывания.
Развитие мелкой моторики
1. Обучать точному выполнению двигательной программы в процессе развития ручной моторики;
2. Формировать кинестетический анализ и синтез. Продолжать развивать кинестетическую основу движений пальцев рук в ходе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции):
- Пальчиковые игры;
- Игры с пирамидками, сборно-разборными игрушками, кубиками, деревянным конструктором; конструктором типа Лего;
- Составление узоров из крупной и мелкой мозаики, из цветных палочек, из природного материала (по образцу и самостоятельно);
- Обводка и штриховка предметов по внутреннему и внешнему контуру;
(по лексическим темам периода);
- Складывание разрезных картинок (шесть, восемь частей и более), игры типа «пазлы», «лабиринты»;
- Раскрашивание (работа с книжками-раскрасками);
- Нанизывание бус, «застёжки-растёжки», шнуровки;
- Усложнение работы с карандашом (соединение заданных точек). Зарисовка предметов по заданному образцу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...