Обучение старших дошкольников сочинению сказок.
статья по логопедии на тему

Медкова Олеся Николаевна

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.
Без этого он засушенный цветок.

В.А. Сухомлинский

Цель : формирование у дошкольников навыков самостоятельного словесного творчества посредством использования сказочного материала и сочинение собственных сказок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение старших дошкольников сочинению сказок.

Медкова О.Н., учитель-логопед

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.
Без этого он засушенный цветок.»

В.А. Сухомлинский

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

Как показывает практика последних лет, у многих детей дошкольного возраста, к сожалению, наблюдается крайне низкий уровень речевого развития.  Дети часто нуждались в помощи взрослого, затруднялись в установлении связей, содержание текста передавали невыразительно, часто делали необоснованные остановки и паузы, демонстрировали крайне бедный словарный запас. Ведь чтобы хорошо связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

         Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей.

         Занимаясь с детьми сочинением сказки, необходимо научить их видеть и понимать другого человека, переживать с ним его чувства. Учить ребенка    контролировать свои эмоции и чувства.

         Проанализировав опыт педагогов и психологов (Э. П. Короткова, А. Е. Шибицкая, О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш, Е. Б. Танникова и др.) отобраны и систематизированы разнообразные методы работы со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок:

• Моделирование сказок.

• Сказки с новым концом.

• Коллаж из сказок.

• Знакомые герои в новых обстоятельствах.

• Сказки по-новому.

• «Перевирание» сказок.

• Сериал в сказках.

• Сказки по смешанным образам.

• Сказки из загадочных объявлений.

• Цветные сказки.

• Сказки от превращений.

• Случайные сказки.

• Музыкальные сказки.

• Экологические сказки.

• Сказки из загадок, пословиц, считалок, стихов.

        Данные методы работы осуществляются, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения, развитие познавательной активности, творческих способностей, навыков общения, эмоциональную отзывчивость ребенка

В работе с дошкольниками используем наиболее часто употребляемых в детских сказках функций:

  • «отлучка героя из дома» (символическое обозначение – уходящая вдаль дорога);
  • «запрет» (символическое обозначение – восклицательный знак);
  • «нарушение запрета» (символическое обозначение – перечеркнутый крест-накрест восклицательный знак);
  • «неприятность, задача» (символическое обозначение – вопросительный знак);
  • «встреча с недругом и его сверхъестественная сила» (символическое обозначение – оскаленная волчья пасть);
  • «встреча с другом» (символическое обозначение – протянутая рука (помощь));
  • «превращение» (символическое обозначение – маленький квадрат со стрелкой, указывающей на круг большего размера);
  • «поиск пути» (символическое обозначение – компас);
  • «погоня» (символическое обозначение – бегущий человек);
  • «обман» (символическое обозначение – маска),
  • «получение героем волшебного дара» (символическое обозначение – ключ);
  • «битва с врагом» (символическое обозначение – два скрещенных мяча);
  • «наказание» (символическое обозначение – кнут);
  • «победа» (символическое обозначение – латинская буква”V”);
  • «счастливый конец (свадьба)» (символическое обозначение – два обручальных кольца).

Положительных результатов удается добиться ещё и благодаря тесному сотрудничеству с семьями воспитанников. Родителей постоянно держали в курсе событий. На родительских собраниях проводим консультации по темам: «Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста», «Сочиняем сказочные истории вместе с детьми», «Воспитание сказкой», проводим открытые занятие по темам: «В гостях у сказки», «Сказочная викторина».

Сказка «Веселая семейка дракош»

Автор: Соня П., 6 лет.

        В одном чудесном и сказочном лесу жила замечательная семейка дракончиков, они обладали сказочным даром и умели летать. Возглавлял данную семейку папа дракон. Он был большой и очень сильный и часто улетал по своим делам. Когда папа дракон улетал, за главную в семье оставалась мама дракончиха. Она вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием деток, а именно дочурки дракоши, которую звали Со и младшего сыночка дракончика, которого звали Ти и который был настолько маленький, что еще не умел летать и даже не умел разговаривать. Со и Ти были дружны и очень любили друг друга. Они часто гуляли на опушке, расположенной около их волшебного леса.

         В один прекрасный день они как обычно гуляли неподалёку от дома, как погода быстро испортилась, налетел сильный ветер и небо затянули тучи. Вдруг откуда невозмись появился злой колдун, которого все знали и боялись. Он давно хотел похитить маленького дракончика, чтобы вырастить его и кататься на нем верхом. Колдун схватил Ти и унес его к себе в свой мрачный замок. Со ничего не смогла сделать, потому что все произошло очень быстро и она растерялась. Она очень сильно испугалась и сразу же побежала рассказать обо всеми произошедшем маме. Когда Со все рассказала маме и расплакалась, мама её успокоила  и сказала, что они обязательно должны пойти и спасти Ти. Мама дракончиха понимала, что сами они не смогут справится с колдуном, потому что он очень могущественный, и поэтому она решила обратиться за помощью к одной доброй волшебнице. Они с Со отправились в расположенный у озёра чудесный замок, в котором и жила волшебница. У волшебницы они попросили помощи и рассказали обо всем с ними случившимся. Волшебница, увидев их переживания, конечно же согласилась им помочь. Она дала маме дракончихе волшебное яблоко и сказала, что именно оно поможет им победить злого колдуна и спасти Ти. Взяв яблоко мама дракончиха и Со пошли к мрачному замку колдуна, расположенному на скале. Они незаметно прокрались в замок и в самой дальней комнате услышали плачь. Мама дракончиха сразу же узнала, что это плачит Ти и ворвалась в эту комнату. Когда они с Со уже оказались в комнате, то увидели, что  в ней  находится злой колдун. Со так сильно хотела спасти брата что схватила волшебное яблоко из маминой сумки, это сразу же привлекло внимание колдуна. Мама дракончиха увидев, что Со в опасности сразу же бросилась отвлекать колдуна от Со. Колдун переключил своё внимание на маму дракончиху. В это время Со бросила волшебное яблоко в колдуна и он превратился в маленькую лужу воды, которая быстрой испарилась. А Ти, который все это время просидел в самом дальнем углу комнаты, сразу же выбежал и подбежал к маме и сестренке и очень сильно их обнял. Мама дракончиха и Со подхватили Ти и полетели домой. На встречу им мчался папа дракон, который вернулся домой и не найдя свою любимую семейку полетел всех искать.

         Вот так семейка воссоединилась. После этого приключения, семейку дракончиков стали называть волшебной семейкой и жили они очень долго и счастливо.

Литература:

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб. «Каро», 2002.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2003.

3. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005.

4. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб. «Речь», 2002.

5. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение старших дошкольников культуре речевого поведения ( в процессе чтения сказок).

Актуальность данной темы определяется ролью языка как важнейшего средства человеческого общения и тем обстоятельством, что на современном этапе в образовательно – воспитательных учреждениях, в частнос...

Выступление из опыта работы "Обучение старших дошкольников сочинению сказок"

Сочинение сказок - эффективное средство развития речи дошкольников...

Обучение дошкольников сочинению сказок

        В дошкольной педагогике большое значение придается обучению детей дошкольного возраста сочинению творческих рассказов, сказок и историй. Согласно ФГОС ДО раздел &laq...

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаютс...

Обобщение передового опыта» Обучение старших дошкольников чтению как важнейшее условие перехода к обучению в школе»

Опыт работы по обучению дошкольников чтениюв образовательное пространство МБДОУ  детский сад « Теремок» (в рамках одной возрастной группы для детей 6-7 лет)...