«Биоэнергопластика в коррекционно-логопедической работе»
методическая разработка по логопедии на тему
Для коррекционной работы учителя – логопеда наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioenergoplastika.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Биоэнергопластика в коррекционно-логопедической работе»
Статистика приёма детей в наше учреждение показывает, что нарушения двигательной активности сказываются и на развитии речи дошкольников. Как известно, речевой и двигательный центры находятся рядом в коре головного мозга. И если есть нарушения в двигательной сфере, то соответственно есть нарушения и в речи.
Наши воспитанники – дошкольники с ОВЗ, которые имеют различные речевые нарушения: фонетические, фонетико-фонематические, общее недоразвитие речи, задержку речевого развития. Развитие движений в дошкольном возрасте оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на формирование речи. Отмечается общность развития речедвигательной и общемоторной сфер.
Известно, чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее происходит развитие его речи. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. Точное динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти и т. д.). В случаях дизонтогенеза расстраивается нормальный ход развития двигательной сферы, нарушается формирование психических и речевых функций.
Проанализировав данную проблему я пришла к выводу о необходимости специально работать в направлении коррекции двигательной сферы детей с нарушениями речи в комплексе логопедического воздействия.
Понимая, что эффективность работы зависит от знаний особенностей моторного развития детей с речевыми нарушениями, в занятия активно включаю артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики.
Так что же такое БОЭНЕРГОПЛАСТИКА?
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика включает в себя 3 базовых понятия: человек как биологический объект (Био, сила, необходимая для выполнения определенных действий (энерго, и пластичные движения (пластика).
Целью использования элементов биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики является развитие и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики. Практика показывает, чем раньше начинается работа по развитию артикуляционной моторики с элементами биоэнергопластики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, на коррекцию речевых нарушений.
Для коррекционной работы учителя – логопеда наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.
Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением мелкой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР. Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
В своей работе артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой использую на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и органов артикуляционного аппарата.
На каждое традиционное артикуляционное упражнение я подобрала движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции), разделила их по звуковым группам.
Упражнения по биоэнергопластике.
Комплекс упражнений для звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
Улыбка | Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены. |
Трубочка | Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку. |
Заборчик | Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты. |
Лопаточка | Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз. |
Массаж язычка | В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему. |
Киска сердится | Пальцы сомкнуты, ладонь согнута. |
Упрямый ослик | Рука в кулаке лежит на столе в горизонтальном положении. Под счёт поочерёдно касаются стола согнутые пальцы и запястье. |
Чистим нижние зубки | Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо. |
Качели | Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх. |
Комплекс упражнений для звуков Ш, Ж, Щ, Ч
Улыбка | Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены. |
Трубочка | Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку. |
Заборчик | Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты. |
Лопаточка | Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз. |
Массаж язычка | В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему |
Чашечка | Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки. |
Фокус | Ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены. |
Лошадка | Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье. |
Маляр | Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад. |
Вкусное варенье | Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать. |
Грибок | Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки. |
Гармошка | Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами |
Комплекс упражнений для звуков Л, ЛЬ
Улыбка | Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены. |
Трубочка | Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку. |
Заборчик | Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты. |
Лопаточка | Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз. |
Массаж язычка | В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему. |
Качели | Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх. |
Пароход | Ладони сложить вместе, поставить на ребро на стол. Большие пальцы подняты вверх (труба у парохода). |
Индюк | Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз. |
Маляр | Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад. |
Чистим верхние зубы | Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо. |
Поймай звук Л | На звук А ладошка раскрыта, на звук Л ладошка в кулачок. |
Комплекс упражнений для звуков Р, РЬ
Качели | Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх. |
Маляр | Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад. |
Чистим верхние зубы | Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо. |
Посчитай верхние зубы | Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение по кругу. |
Грибок | Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки. |
Гармошка | Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами. |
Дятел | Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки. |
Комарик | Кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимается вверх, затем опускается. |
Моторчик | Руки сжать в кулаки. Производить круговые движения кулаками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)
Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями в подготовительной логопедической группе ГБОУ Школа №121 ДО 28А
Подготовительная логопедическая группа. по ФГОС...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (организационное) в логопедической группе. «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи». (старшая,подготовительная группа)
Данный материал поможет начинающим учителям-логопедам провести первое (организационное) собрание в логопедической группе в начале учебного года....
Цели и задачи коррекционно-логопедической работы с детьми, зачисленными на логопедический пункт ДОУ
Выступление на родительском собрании: Цели и задачи коррекционно-логопедической работы с детьми, зачисленными на логопункт ДОУ. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по организации занятий до...
Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...
«Использование биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ»
Увеличение количества детей с ОВЗ и с ТНР является центральной проблемой дошкольного детства в современном мире. Многими исследованиями давно доказана тесная взаимосвязь между развитием речи и развити...
Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)
Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе ле...