«Биоэнергопластика в коррекционно-логопедической работе»
методическая разработка по логопедии на тему

Для коррекционной работы учителя – логопеда наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Биоэнергопластика в коррекционно-логопедической работе»

 
        Статистика приёма детей в наше учреждение показывает, что нарушения двигательной активности сказываются и на развитии речи дошкольников. Как известно, речевой и двигательный центры находятся рядом в коре головного мозга. И если есть нарушения в двигательной сфере, то соответственно есть нарушения и в речи.

Наши воспитанники – дошкольники с ОВЗ, которые имеют различные речевые нарушения: фонетические, фонетико-фонематические, общее недоразвитие речи, задержку речевого развития. Развитие движений в дошкольном возрасте оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на формирование речи. Отмечается общность развития речедвигательной и общемоторной сфер.

Известно, чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее происходит развитие его речи. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. Точное динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти и т. д.). В случаях дизонтогенеза расстраивается нормальный ход развития двигательной сферы, нарушается формирование психических и речевых функций.

Проанализировав данную проблему я пришла к выводу о необходимости специально работать в направлении коррекции двигательной сферы детей с нарушениями речи в комплексе логопедического воздействия.

Понимая, что эффективность работы зависит от знаний особенностей моторного развития детей с речевыми нарушениями, в занятия активно включаю артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики.

Так что же такое БОЭНЕРГОПЛАСТИКА?

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика включает в себя 3 базовых понятия: человек как биологический объект (Био, сила, необходимая для выполнения определенных действий (энерго, и пластичные движения (пластика).

Целью использования элементов биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики является развитие и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики. Практика показывает, чем раньше начинается работа по развитию артикуляционной моторики с элементами биоэнергопластики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, на коррекцию речевых нарушений.

Для коррекционной работы учителя – логопеда наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.

Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением мелкой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР. Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

В своей работе артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой использую на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и органов артикуляционного аппарата.

На каждое традиционное артикуляционное упражнение я подобрала движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции), разделила их по звуковым группам.

Упражнения по биоэнергопластике.

Комплекс упражнений для звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Улыбка

Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

Трубочка

Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

Заборчик

Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.

Лопаточка

Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

Массаж язычка

В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

Киска сердится

Пальцы сомкнуты, ладонь согнута.

Упрямый ослик

Рука в кулаке лежит на столе в горизонтальном положении. Под счёт поочерёдно касаются стола согнутые пальцы и запястье.

Чистим нижние зубки

Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

Качели

Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

Комплекс упражнений для звуков Ш, Ж, Щ, Ч

Улыбка

Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

Трубочка

Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

Заборчик

Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.

Лопаточка

Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

Массаж язычка

В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему

Чашечка

Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

Фокус

Ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены.

Лошадка

Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

Маляр

Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

Вкусное варенье

Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

Грибок

Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

Гармошка

Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами

Комплекс упражнений для звуков Л, ЛЬ

Улыбка

Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

Трубочка

Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

Заборчик

Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.

Лопаточка

Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

Массаж язычка

В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

Качели

Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

Пароход

Ладони сложить вместе, поставить на ребро на стол. Большие пальцы подняты вверх (труба у парохода).

Индюк

Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.

Маляр

Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

Чистим верхние зубы

Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

Поймай звук Л

На звук А ладошка раскрыта, на звук Л ладошка в кулачок.

Комплекс упражнений для звуков Р, РЬ

Качели

Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

Маляр

Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

Чистим верхние зубы

Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

Посчитай верхние зубы

Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение по кругу.

Грибок

Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

Гармошка

Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

Дятел

Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.

Комарик

Кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимается вверх, затем опускается.

Моторчик

Руки сжать в кулаки. Производить круговые движения кулаками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)

Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...

Цели и задачи коррекционно-логопедической работы с детьми, зачисленными на логопедический пункт ДОУ

Выступление на родительском собрании: Цели и задачи коррекционно-логопедической работы с детьми, зачисленными на логопункт ДОУ. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по организации занятий до...

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...

«Использование биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ»

Увеличение количества детей с ОВЗ и с ТНР является центральной проблемой дошкольного детства в современном мире. Многими исследованиями давно доказана тесная взаимосвязь между развитием речи и развити...

Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)

Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе  ле...