ИОМ для ребенка ОВЗ , в ДОУ
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ .Логопедическое сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИОМ30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  «Журавлик»

                                                                                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                       от «____» « _________»20___г.                      

                                                                                                                                                        №_______                    

                                                                           

                                                         

                                                                   ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

                 Мазепа Алина  (старшая  группа)

                                                                                           2017 – 2018 учебный год

                              Составила:

                       Учитель-логопед

            Куколева Ю.В.

       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

            Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии

        Коллегиальное заключение ТПМПК от 16.09.2016г. №367

        Мазепа Алина 09.12.2011г.

        Нарушение социального взаимодействия .Хроническое психоорганическое заболевание. Специфическое   нарушение речи.

Общее недоразвитие речи (I). Знания, умения и навыки сформированы ниже возрастной нормы – (таким образом, Мазепа Алина является ребенком с ОВЗ в соответствии со ст.2 п.16 ФЗ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании РФ»)

Рекомендовано

 Обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Рекомендованы занятия с учителем-логопедом.

Специалист:

Ф.И .О. Куколева Юлия Владимировна – учитель – логопед

                                                                                  КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи.

 Обращенную речь не понимает.

Нарушения звукопроизношения .

 Словарный запас ниже возрастного уровня

Фонематические функции не сформированы.

Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Навыки самообслуживания  не сформированы.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи: 

1. Развитие всех компонентов речевой системы

2. Развитие и формирование познавательных процессов

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4.Развитие общей мелкой моторики.

                                                                          Логопедическое сопровождение

Коррекционно-образовательные технологии, программы:

- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.

- Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития (для ТНР)

- Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой

- Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

Инновационные технологии, методы и средства:

ИКТ,  метод моделирования, социо-игровые методы и приемы

Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность

Здоровьесберегающие технологии:

- динамические паузы,

- разминку для пальцев,

- упражнения для глаз,

- дыхательная гимнастика,

- релаксационные паузы,

- психогимнастика,

- музыкотерапию,

- пальцевый массаж.

Формы контроля и учета достижений ребенка:

Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года

1.

Учитель - логопед

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство.

 3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии.

4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

 5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

 7.Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

6.Работа над развитием мелкой моторики.

7.Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля.

Реализация задач логопедической работы с  происходит в процессе использования следующих средств:

Игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции;

Игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус , позволяющих корректировать поведение , воздействовать на эмоционально-личностную сферу;

Самостоятельной игровой деятельности;

Игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);

Индивидуальные занятия: понедельник, среда, пятница.

Консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы.

Анкетирование, проведение родительских собраний, изготовление

памяток, стендов, выпуск брошюр.

Оформление информации на сайте ДОУ и сайте училеля-логопеда.

Заключительный раздел

Ожидание родителей: адаптация ребенка в социуме  ДОУ

Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; установлен эмоциональный  контакт с ребенком;

активизация речевой деятельности; формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

 развитие речи в обучающей ситуации;

дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом .

 освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ

Заключение и рекомендации

Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

                                                                                                                        ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ  

Раздел программы

Работа с ребенком

Работа с родителями /консультации

Развитие ручной моторики

Массаж пальцев и кистей рук мячиком-ежиком, точечный массаж

Информация на стенде «Массаж и игровые упражнения для развития мелкой моторики»

Закрепление и выполнение дома массажа пальцев и кистей рук

развитие хватания: учить захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в  действиях форму, величину предмета (маленькие предметы  хватать одной рукой, большие – двумя руками),  учить хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

Брошюра «Игры для развития хватательных движений»

Выполнение дома игр на развитие хватательных движений: сортировка мелких предметов, пересыпание сыпучих предметов, шнуровка, нанизывание бус на нить.

развитие соотносящих действий: учить использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

Брошюра «Игры для развития соотносящих движений»

Выполнение дома игр на развитие соотносящих движений: разбор и складывание пирамидки, матрешки, рамок-вкладышей с учетом величины

подражание движениям рук: научить подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

Информация на стенде «Пальчиковые кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики»

Выполнение дома игр на развитие движений кистей и пальцев рук: пальчиковая гимнастика по лексическим темам, кинезиологические упражнения, шнуровка, застегивание пуговиц, молний,  закручивание лент, пробок на бутылки, выкладывание фигур из мозаики, счетных палочек

развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

развитие графических навыков: учить правильно держать карандаш; проводить прямые, ломанные линии определенной длины в указанном направлении сначала пальцем, затем карандашом; проведение линий по контуру, обозначенному точками; обведение по контуру предметов: по точкам, пунктирным линиям, с помощью трафарета и шаблона; штриховка фигур с указанным наклоном и в указанном направлении; дорисовывание недостающих частей предметов; дорисовывание узоров из различных элементов на листе в клетку; раскрашивание предметов и сюжетных рисунков.

Информация на стенде «Развитие графических навыков»

Выполнение дома упражнений на развитие графических навыков.

Развитие речи

а) Развитие импрессивной стороны речи

Формировать  невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению. Давать возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых.

      Развивать понимание инструкций.

  Научить  быстро переключаться по словесной просьбе с одного   действия на другое: с предметом, без предмета.

Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции со взрослым,

Учить понимать действия, изображенные на картинке.

Информация на стенде «Как общаться с ребенком?», «Игры для развития понимания речи»

Выполнение дома упражнений и дидактических игр на развитие у ребенка импрессивной стороны речи

б)Развитие экспрессивной стороны речи

Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического слуха

Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками - учить  воспроизводить звукоподражания.

Брошюра «Развитие речи ребенка», «Развитие неречевого слуха», «Работа над звукоподражаниями», «Развитие словаря ребенка» и пр.

Сенсорное развитие

а) зрительное

восприятие

Сличение основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) – такой, не такой, зрительное соотнесение, закрепление представлений о цвете в слове.

Сличение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) – такой, не такой, зрительное соотнесение фигур, закрепление представлений о форме в слове.

Сличение величин ("такой - не такой"), затем большой - маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий - низки, длинный - короткий и т.д.)

Развитие ориентировки в пространстве (в схеме собственного тела)

Информация на стенде «Сенсорное развитие ребенка с нарушением в развитии»

Консультации на тему «Как научить ребенка различать цвета?

б)слуховое восприятие

Различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами;

Различать звуки, издаваемые на различных музыкальных инструментах;

Определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента;

Определять направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения;

Воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы;

Усвоить понятия «громко—тихо», «высоко—низко», «быстро-медленно».

в)тактильное восприятие

ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми, с закрытыми глазами; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.);

нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);

Социальное развитие

а) Развитие навыков самообслуживания

б) Развитие коммуникативных навыков

а) Совместно с воспитателями и родителями формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: самостоятельно снимать, одевать одежду, обувь; посещать туалетную комнату; мыть руки мылом, вытирать салфеткой руки, рот; убирать игрушки на место.

б)Развивать коммуникативные навыки: учить адекватно вести себя в знакомой ситуации, выражать словом свои основные потребности и желания;  здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании; благодарить за услугу; участвовать в коллективной деятельности со сверстниками (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной).

Информация на стенде «Социальное развитие ребенка с нарушением в развитии»

Учить ребенка самостоятельно снимать, одевать одежду, вытирать руки, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и пр.

     

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...