ИОМ для ребенка ОВЗ , в ДОУ
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ .Логопедическое сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИОМ | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Журавлик»
УТВЕРЖДАЮ
от «____» « _________»20___г.
№_______
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Мазепа Алина (старшая группа)
2017 – 2018 учебный год
Составила:
Учитель-логопед
Куколева Ю.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии
Коллегиальное заключение ТПМПК от 16.09.2016г. №367
Мазепа Алина 09.12.2011г.
Нарушение социального взаимодействия .Хроническое психоорганическое заболевание. Специфическое нарушение речи.
Общее недоразвитие речи (I). Знания, умения и навыки сформированы ниже возрастной нормы – (таким образом, Мазепа Алина является ребенком с ОВЗ в соответствии со ст.2 п.16 ФЗ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании РФ»)
Рекомендовано
Обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Рекомендованы занятия с учителем-логопедом.
Специалист:
Ф.И .О. Куколева Юлия Владимировна – учитель – логопед
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи.
Обращенную речь не понимает.
Нарушения звукопроизношения .
Словарный запас ниже возрастного уровня
Фонематические функции не сформированы.
Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Навыки самообслуживания не сформированы.
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1. Развитие всех компонентов речевой системы
2. Развитие и формирование познавательных процессов
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4.Развитие общей мелкой моторики.
Логопедическое сопровождение
Коррекционно-образовательные технологии, программы:
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.
- Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития (для ТНР)
- Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой
- Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко
Инновационные технологии, методы и средства:
ИКТ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы
Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность
Здоровьесберегающие технологии:
- динамические паузы,
- разминку для пальцев,
- упражнения для глаз,
- дыхательная гимнастика,
- релаксационные паузы,
- психогимнастика,
- музыкотерапию,
- пальцевый массаж.
Формы контроля и учета достижений ребенка:
Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года
1.
Учитель - логопед
1. Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство.
3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии.
4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.
5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.
7.Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.
8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
6.Работа над развитием мелкой моторики.
7.Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля.
Реализация задач логопедической работы с происходит в процессе использования следующих средств:
Игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции;
Игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус , позволяющих корректировать поведение , воздействовать на эмоционально-личностную сферу;
Самостоятельной игровой деятельности;
Игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);
Индивидуальные занятия: понедельник, среда, пятница.
Консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы.
Анкетирование, проведение родительских собраний, изготовление
памяток, стендов, выпуск брошюр.
Оформление информации на сайте ДОУ и сайте училеля-логопеда.
Заключительный раздел
Ожидание родителей: адаптация ребенка в социуме ДОУ
Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; установлен эмоциональный контакт с ребенком;
активизация речевой деятельности; формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
развитие речи в обучающей ситуации;
дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом .
освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ
Заключение и рекомендации
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел программы | Работа с ребенком | Работа с родителями /консультации |
Развитие ручной моторики | Массаж пальцев и кистей рук мячиком-ежиком, точечный массаж | Информация на стенде «Массаж и игровые упражнения для развития мелкой моторики» Закрепление и выполнение дома массажа пальцев и кистей рук |
развитие хватания: учить захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в действиях форму, величину предмета (маленькие предметы хватать одной рукой, большие – двумя руками), учить хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами; | Брошюра «Игры для развития хватательных движений» Выполнение дома игр на развитие хватательных движений: сортировка мелких предметов, пересыпание сыпучих предметов, шнуровка, нанизывание бус на нить. | |
развитие соотносящих действий: учить использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.); | Брошюра «Игры для развития соотносящих движений» Выполнение дома игр на развитие соотносящих движений: разбор и складывание пирамидки, матрешки, рамок-вкладышей с учетом величины | |
подражание движениям рук: научить подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий; | Информация на стенде «Пальчиковые кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики» Выполнение дома игр на развитие движений кистей и пальцев рук: пальчиковая гимнастика по лексическим темам, кинезиологические упражнения, шнуровка, застегивание пуговиц, молний, закручивание лент, пробок на бутылки, выкладывание фигур из мозаики, счетных палочек | |
развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными. | ||
развитие графических навыков: учить правильно держать карандаш; проводить прямые, ломанные линии определенной длины в указанном направлении сначала пальцем, затем карандашом; проведение линий по контуру, обозначенному точками; обведение по контуру предметов: по точкам, пунктирным линиям, с помощью трафарета и шаблона; штриховка фигур с указанным наклоном и в указанном направлении; дорисовывание недостающих частей предметов; дорисовывание узоров из различных элементов на листе в клетку; раскрашивание предметов и сюжетных рисунков. | Информация на стенде «Развитие графических навыков» Выполнение дома упражнений на развитие графических навыков. | |
Развитие речи а) Развитие импрессивной стороны речи | Формировать невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению. Давать возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых. Развивать понимание инструкций. Научить быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое: с предметом, без предмета. Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции со взрослым, Учить понимать действия, изображенные на картинке. | Информация на стенде «Как общаться с ребенком?», «Игры для развития понимания речи» Выполнение дома упражнений и дидактических игр на развитие у ребенка импрессивной стороны речи |
б)Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического слуха Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками - учить воспроизводить звукоподражания. | Брошюра «Развитие речи ребенка», «Развитие неречевого слуха», «Работа над звукоподражаниями», «Развитие словаря ребенка» и пр. |
Сенсорное развитие а) зрительное восприятие | Сличение основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) – такой, не такой, зрительное соотнесение, закрепление представлений о цвете в слове. Сличение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) – такой, не такой, зрительное соотнесение фигур, закрепление представлений о форме в слове. Сличение величин ("такой - не такой"), затем большой - маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий - низки, длинный - короткий и т.д.) Развитие ориентировки в пространстве (в схеме собственного тела) | Информация на стенде «Сенсорное развитие ребенка с нарушением в развитии» Консультации на тему «Как научить ребенка различать цвета? |
б)слуховое восприятие | Различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами; Различать звуки, издаваемые на различных музыкальных инструментах; Определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента; Определять направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения; Воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы; Усвоить понятия «громко—тихо», «высоко—низко», «быстро-медленно». | |
в)тактильное восприятие | ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми, с закрытыми глазами; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.); нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов); | |
Социальное развитие а) Развитие навыков самообслуживания б) Развитие коммуникативных навыков | а) Совместно с воспитателями и родителями формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: самостоятельно снимать, одевать одежду, обувь; посещать туалетную комнату; мыть руки мылом, вытирать салфеткой руки, рот; убирать игрушки на место. б)Развивать коммуникативные навыки: учить адекватно вести себя в знакомой ситуации, выражать словом свои основные потребности и желания; здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании; благодарить за услугу; участвовать в коллективной деятельности со сверстниками (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной). | Информация на стенде «Социальное развитие ребенка с нарушением в развитии» Учить ребенка самостоятельно снимать, одевать одежду, вытирать руки, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и пр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...