Модифицированная методика исследования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Исследование способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки; исследование способности к восприятию и воспроизведению ритмов; исследование восприятия и воспроизведения громкости, высоты звуков, интонации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модифицированная методика исследования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
I. Исследование способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки.
1. Узнавание неречевых звуков.
Процедура исследования: Перед ребенком на столе раскладывают несколько музыкальных инструментов. Логопед предлагает послушать звучание каждого и запомнить его. Далее ребенку необходимо на слух, без зрительной опоры определить что звучит. При забывании названия звучащего предмета допускается использовать набор картинок, содержащий изображения всех предъявляемых предметов. В этом случае в протоколе фиксируется наличие стимулирующей помощи и отмечается нарушение кратковременной памяти.
Инструкция: «Рассмотри музыкальные инструменты. Давай послушаем как звучит каждый из них. Это барабан, он звучит так…(манипуляция с барабаном)». Аналогичным образом разбираются все инструменты, после чего предъявляется следующая инструкция: «Внимательно послушай и скажи, что звучало».
Оборудование: настольная ширма, музыкальные инструменты – барабан, бубен, погремушка, колокольчик, треугольник, металлофон, дудочка.
Оценка результатов:
3 балла – безошибочное выполнение задания;
2 балла – допускаются незначительные ошибки в опознании близких по звучанию музыкальных инструментов;
1 балл – допускаются ошибки даже в опознании далеких по звучанию инструментов, но после нескольких повторений ребенок справляется с заданием;
0 баллов – с заданием не справляется.
2. Локализация звука.
Процедура исследования: Ребенку предлагается с закрытыми глазами определить направление звучания, то есть сказать, где звук справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади. Для исследования берется звучащий предмет, который ребенок безошибочно опознавал в предыдущем задании.
Инструкция: «Покажи (скажи), где звучит колокольчик».
Оборудование: звучащая игрушка или музыкальный инструмент.
Оценка результатов:
3 балла – безошибочное самостоятельное выполнение задания;
2 балла – справляется самостоятельно, но допускает незначительные ошибки, которые сам исправляет;
1 балл – справляется после нескольких повторений, или допускает одну, две ошибки;
0 баллов – с заданием не справляется.
II. Исследование способности к восприятию и воспроизведению ритмов.
1. Восприятие и воспроизведение ритмов.
Процедура исследования: Предлагается прослушать предъявляемые логопедом простые удары, посчитать их количество. Удары производятся за ширмой, для исключения считывания ребенком количества движений, совершаемых при ударах. В данном задании можно использовать ударные музыкальные инструменты. Ритмы используются простые, отличающиеся друг от друга одним ударом: I – II, II – III, III – II, II – I. При выполнении задания возможно использование цифрового ряда, то есть ребенок должен посчитать удары, произведенные с паузой, и обозначить услышанное с помощью карточек-цифр.
Инструкция: «Послушай и скажи, сколько раз я ударила в барабан (металлофон, простучала по столу и т.д.). Выложи с помощью карточек-цифр то, что ты услышал».
Оборудование: ударные музыкальные инструменты, карточки-цифры.
Оценка результатов: аналогична предыдущему заданию.
2. Исследование слухомоторных координаций.
Процедура исследования: Ребенку необходимо прослушать и повторить (отстучать, проиграть на музыкальном инструменте) предъявляемые ритмы. Ритмы отстукиваются за ширмой. Вначале предъявляются простые, постепенно нарастающие или убывающие ритмы: I – II – III, III – II – I; затем сложные: II – III – I, I – III – II, II – III – II и т.д. Второй вариант выполнения задания – это выполнение задания с применением зрительной опоры. Перед ребенком раскладывают карточки, на которых схематично изображены ритмы, ему необходимо выбрать, соответствующую услышанному ритму, карточку. При анализе выполнения отмечается доступность выполнения каждого варианта задания. Если ребенок справляется только со вторым вариантом, то это говорит о формированном слуховом восприятии и нарушенной слухомоторной координации.
Инструкция: «Послушай и повтори точно так же, как я. Найди карточку, которая соответствует тому, что ты услышал».
Оборудование: ударные музыкальные инструменты, карточки-схемы с ритмическим рисунком.
Оценка результатов:
3 балла – безошибочное самостоятельное выполнение задания;
2 балла – допускает незначительные ошибки, но самостоятельно их исправляет;
1 балл – допускает ошибки, как при самостоятельном отстукивании ритма, так и при выборе карточки с предъявленным ритмом, но, при нескольких повторных прослушиваний, исправляет ошибки;
0 баллов – с заданием не справляется, даже при многократном прослушивании ритмов.
III. Исследование восприятия и воспроизведения громкости, высоты звуков, интонации.
1. Восприятие и воспроизведение интонации.
Процедура исследования: Ребенку предлагается прослушать одинаковые предложения, произнесенные с различной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной) и определить, как они произнесены. Перед выполнением задания проводиться обучающая беседа, в которой на материале серий различных предложений ребенка знакомят с разными видами интонации и подкрепляют полученные знания карточками со знаками препинания – точкой, вопросительным знаком, восклицательным знаком. Далее произносят предложения, а ребенок должен определить его интонационную окраску: «Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит! Появилась радуга. Появилась радуга? Появилась радуга! Я иду в гости. Я иду в гости? Я иду в гости! Мама пришла. Мама пришла? Мама пришла!». Затем предлагают повторить предложения с противоположными типами интонации отраженно за логопедом. В завершении дается задание на самостоятельное воспроизведение различной интонации. При выполнении этой части задания используются сюжетные картинки и карточки со знаками препинания. Ребенок, ориентируясь на сюжетную картинку, вспоминает содержание предложения и произносит его с той интонацией, которую задает логопед с помощью знака препинания, изображенном на карточке. На протяжении всего исследования используется один и тоже речевой материал.
Инструкция: 1. «Слушай внимательно, если ты услышишь, что я буду произносить предложение спокойным, ровным голосом, подними карточку с точкой. Если услышишь, что я задаю вопрос, подними карточку с вопросом. Если я буду говорить радостно и громко, подними карточку с восклицательным знаком». 2. «Слушай внимательно предложения и повторяй их с той же интонацией, точно так же как я». 3. «Посмотри внимательно на картинки, вспомни все предложения. Я буду показывать карточку, а ты произносить предложения с той интонацией, которая на ней обозначена».
Оборудование: карточки – точка, вопросительный знак, восклицательный знак, сюжетные картинки к предложениям.
Оценка результатов:
3 балла – безошибочное самостоятельное выполнение всех заданий;
2 балла – встречаются незначительные ошибки во всех вариантах заданий, но ребенок самостоятельно или при обращении на них внимания исправляется;
1 балл – многочисленные ошибки, которые исправляются только после многократного предъявления; или безошибочное выполнение двух вариантов заданий, при невозможности самостоятельного воспроизведения интонации;
0 баллов – с заданием не справляется, даже после многократного прослушивания.
2. Восприятие и воспроизведение модуляций голоса по громкости.
Процедура исследования: Предлагается посмотреть на сюжетную картинку, на которой изображены транспортные средства, животные различно расположенные в пространстве и определить положения каждого объекта ориентируясь на звук – далеко или близко. Звуки произносятся парно – громко, тихо. Ребенок, ориентируясь на звук, выбирает подходящую картинку. Затем логопед предлагает самостоятельно произнести звуки транспорта и животных, находящихся далеко или близко.
Инструкция: 1. «Послушай звуки транспорта и животных и определи, где они находятся – далеко или близко». 2. «Посмотри на картинки и произнеси звуки транспорта и животных, находящихся далеко, близко».
Оборудование: сюжетные картинки – «самолеты», «машины», пароходы», «цыплята», «барашки».
Оценка результатов:
3 балла – безошибочное самостоятельное выполнение всех заданий;
2 балла – встречаются незначительные ошибки в двух видах заданий, но ребенок их исправляет самостоятельно;
1 балл – многочисленные ошибки, которые исправляются только после многократного предъявления задания;
0 баллов – большинство заданий выполнено не верно.
3. Восприятие и воспроизведение звуков различной тембровой окраски.
Процедура исследования: Логопед предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя», рассмотреть сюжетную картинку и определить, кто из персонажей говорит следующие фразы: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей тарелки?», «Кто спал в моей кровати?». Далее ребенку, ориентируясь на персонажей, предлагается самостоятельно воспроизвести указанные выше фразы с различной тембровой окраской.
Инструкция: 1. «Послушай и определи, кто так говорит папа-медведь, мама-медведица или медвежонок». 2. «Спроси «кто сидел на моем стуле» как папа-медведь, как медвежонок и т.д.».
Оборудование: сюжетные картинки из сказки «Три медведя».
Оценка результатов: аналогична предыдущему заданию.
IV. Исследование умения узнавать и различать слова близкие по звуковому составу.
1. Опознание правильного и искаженного произнесения слов.
Процедура исследования: Ребенку предлагается прослушать цепочку слов и определить правильный вариант звучания. Цепочка слов строится с постепенной заменой звуков в слове на акустико и артикуляционно схожие. Первоначально задание выполняется на с опорой на картинный материал, затем слова предъявляются на слух. Для исключения искаженного произношения слов ребенку предлагаются сигнальные карточки. В случае неправильного произнесения слова логопедом поднимается красная карточка, при правильном – зеленая.
Инструкция: 1. «Посмотри на картинку и скажи это «шабака»? Подними зеленую карточку, если услышишь правильное название картинки «фябака – шабака – собага – собака – сопага»…». 2. «Слушай внимательно слова, которые я буду произносить, если я произнесу слово правильно поднимай зеленую карточку, если нет – красную».
Оборудование: сигнальные карточки красная и зеленая, предметные картинки.
Материал для обследования:
1. Опознание слов с опорой на картинку:
шабака – сопака – собага – собака коська – гошка – кошка – кошга конвета – конфета – комфета - конфеда | торт – дорт – толт – тёрт саяц – заясь – заац – заяц лучка – руська – ручка – ручга |
2. Опознание слов без опоры на наглядность:
миська – нишка – мишка – мищка баман – даван – банам – банан груса – круша – груша – глуша | тарелка – талелка – дарелка – тарелга сонт – зомт – зёнт – зонт козя – гозя – коза – кёза |
Оценка результатов:
3 балла – безошибочное самостоятельное выполнение всех заданий;
2 балла – встречаются единичные ошибки в двух видах заданий, но при повторном предъявлении ребенок самостоятельно их исправляет;
1 балл – многочисленные ошибки в двух вариантах заданий с преобладанием их количества во втором варианте, которые исправляются только после многократного предъявления задания;
0 баллов – большинство заданий выполнено не верно.
2. Опознание похожих по звучанию слов.
Процедура исследования: Ребенку предлагается прослушать цепочку слов и определить то слово, которое не похоже на другие. Задание выполняется в двух вариантах: с опорой на ряд предметных картинок и на слух.
Инструкция: 1. «Посмотри на картинки, назови из. Какое слово не похоже на остальные». 2. «Слушай внимательно слова, которые я буду произносить, назови слово, которое не похоже на остальные».
Оборудование: предметные картинки.
Материал для обследования:
1. Выбор слов с опорой на картинку: мак – бак – рак – банан сом – ком – индюк – дом лимон – вагон – кот – батон | 2. Выбор слов на слух: ветка – клетка – диван – сетка бак – мак – веник – рак бант – билет – букет – пакет |
Оценка результатов: аналогична предыдущему заданию.
3. Восприятие и воспроизведение слов различающихся фонетически далекими звуками.
Процедура исследования: Вся процедура состоит из двух этапов. На первом этапе логопед произносит цепочки слов, отличающихся друг от друга фонетически далекими звуками, ребенок, ориентируясь на набор картинок, показывает произнесенные слова. На втором – отраженно, вслед за логопедом произносит цепочки слов. При выполнении заданий ребенок не должен видеть артикуляционный аппарат логопеда, для исключения ориентации на артикуляционную характеристику звуков.
Инструкция: 1. «Внимательно слушай слова, которые я буду произносить, и показывай картинку, на которой они изображены». 2. «Внимательно слушай слова и произноси их в том же порядке, что и я».
Материал для обследования:
1. Цепочки слов, предъявляемые с картинным материалом:
дом – сом марка – майка | жук – лук – сук кот – сок – рот |
2. Цепочки слов, предъявляемые на слух:
дом – дым лук – луч | ком – сом – лом мак – рак – бак |
Оценка результатов:
3 балла – безошибочное самостоятельное выполнение всех заданий;
2 балла – присутствуют незначительные ошибки при воспроизведении цепочек слов, но ребенок самостоятельно их исправляет;
1 балл – многочисленные ошибки воспроизведения и восприятия слов, некоторые из которых исправляются после повторного предъявления;
0 баллов – большинство заданий выполнено не верно.
4. Восприятие и воспроизведение слов различающихся акустически и артикуляционно близкими звуками.
Процедура исследования: аналогична с предыдущим заданием.
Инструкция: 1. «Слушай внимательно, покажи мне ту картинку, которую я назову». 2. «Внимательно слушай слова и произноси их в том же порядке, что и я».
Материал для обследования:
1. Цепочки слов, предъявляемые с картинным материалом:
коса – коза мышка – мишка маска – кашка | розы – рожи шар – жар точка – дочка | почка – бочка вата – фата кора – гора | рак – лак рейка – лейка лук – люк |
2. Цепочки слов, предъявляемые на слух:
палка – балка сова – софа точка – кочка калька – галька тушь – душ | осы – оси лиса – лица сайка – чайка роса – роща роса – роза | башня – пашня шить – жить печка – пешка катать – качать помешать - помещать | плач – плащ мел – мель болт – борт удар – ударь Маша – наша |
Оценка результатов: аналогична с предыдущим заданием.
5. Восприятие и воспроизведение слов, различающихся акустически и артикуляционно близкими звуками, в составе предложений.
Процедура исследования: Данное направление включает в себя оценку нескольких умений. Вначале ребенку предлагают прослушать предложения, в состав которых входят слова, отличающиеся акустико-артикуляционно близкими звуками, и определить правильное употребление слов в них. Задание выполняется на слух, в случае затруднения, или ошибочных ответов, ребенку предлагают предметные картинки с изображением слов встречающихся в предложениях. Если с опорой на картинный материал задание выполняется, это говорит о нарушенном фонематическом слухе и сохранном словесно-логическом мышлении. Далее ребенку предлагают самостоятельно составить предложения, используя слова предложенные логопедом. Слова предъявляются на слух, в случае затруднения предлагаются опорные картинки. В данном задании оценивается самостоятельность выполнения, способ использования речевого материала (на слух, с опорой на предметную картинку), логика построения предложения.
Инструкция: 1. «Внимательно слушай предложения, если я скажу что-то не правильно подними красную карточку и исправь предложение. Если будет все верно, поднимай зеленую карточку». 2. «Внимательно слушай слова, которые я буду произносить. Составь предложение со словами …».
Оборудование: сигнальные карточки – красная, зеленая; опорные предметные картинки (слова перечислены ниже).
Материал для обследования:
1. Предложения, содержащие слова, отличающиеся близкими звуками:
Огурцы солят в почки. – Весной на деревьях набухают бочки.
В озере плавает удочка. – Ваня закинул уточку в реку.
Собака грызет гости.- К нам пришли долгожданные кости.
У Маши длинная коза. – На лугу пасется коса.
В берлоге спит косолапый миска. – Катя ест кашу из мишки.
Пищу нужно хорошо зевать. – Перед сном хочется жевать.
Бабушка поставила петь пироги. – Настя любит печь песни.
Под дверью есть маленькая челка. – У Танюши красивая щелка.
Миша очень ряд новой машинке. – Я сел на первый рад.
Мяч закатился в самый уголь. – В сарае лежит черный угол.
Вася нос тяжелую сумку. – У Лены зачесался нес.
2. Пары слов для составления предложений:
палка – полка луна – липа сок – сук дом – дым тапки – тяпки | уголок – уголек папочка – бабочка колос – голос трава – дрова сабля – цапля | нос – ночь лес – лещ зайка – сайка ноль – моль скала – шкала | уши – ужи пешка – печка чаша – чаща колобок – коробок дом – дым |
Оценка результатов:
3 балла – безошибочное самостоятельное выполнение всех заданий;
2 балла – присутствуют незначительные ошибки при восприятии предложений со словами, содержащими оппозиционные звуки, но ребенок самостоятельно их исправляет; единичные ошибки при составлении предложений;
1 балл – многочисленные ошибки при восприятии предложений со словами, содержащими оппозиционные звуки, некоторые из которых исправляются после повторного предъявления; многочисленные ошибки при составлении предложений;
0 баллов – большинство заданий выполнено не верно.
V. Исследование способности дифференцировать слоги и фонемы.
1. Воспроизведение слоговых рядов.
Процедура исследования: Логопед садится рядом с ребенком, прикрывает свой артикуляционный аппарат экраном и просит ребенка повторять произнесенные им слоги. Вначале для повторения предъявляются цепочки слогов содержащие акустически и артикуляционно далекие звуки. Цепочки произносятся троекратно с изменением порядка слогов, например «са – ма – са», «са – са – ма», «ма – ма – са». Затем переходят к цепочкам слогов с оппозиционными звуками. Первоначально работа ведется с цепочками слогов, в которые входят звуки, правильно произносимые ребенком. Для того чтобы проверить дифференциацию звуков, нарушенных в речи, ребенку предлагают набор звукоподражательных картинок. Предварительно проводится беседа по разъяснению значения данных картинок. Далее ребенок, используя картинки, определяет последовательность произнесенных логопедом слогов. Например, логопед произносит слоги «са – за – са», ребенок последовательно поднимает звукоподражательные картинки: «насос – комар – насос», при этом слоги он не повторяет.
Инструкция: 1. «Внимательно слушай слоги, которые я буду произносить, повторяй их в той же последовательности». 2. «Внимательно слушай слоги, подними картинку «насос», если услышишь слог со звуком «с», подними картинку «комар», если в слоге услышишь звук «з»…».
Оборудование: набор звукоподражательных картинок.
Материал для обследования:
1. Слоги, содержащие фонетически далекие звуки:
са – ма ва – га ша – та | да – ха ка – ла фа – за | за – на ба – ча жа – та | ма – ка ца – на за – та | га – ша ча – ва ла – са | ра – фа ти – ни ки – ча | ди – ви ги – ли дя – ня |
2. Слоги, содержащие оппозиционные звуки:
па – ба та – да ва – фа са – ша за – жа | са – за ша – жа ка – га ма – на ра – ла | ва – ла ча – тя ща – ча ща – ша са – ца | та – тя ва – вя ба – бя да – дя са – ся | за – зя ка – кя га – гя ма – мя на – ня | тя – ся пя – бя тя – дя вя – фя ла – ля | ся – ща кя – гя мя – ня ря – ля ря – ря |
Оценка результатов: Предварительно фиксируется количество правильно и неправильно повторенных цепочек, затем высчитывается приблизительный процент правильных ответов и дается оценка.
3 балла – правильное повторение всех цепочек слогов;
2 балла – правильное повторение более 75% цепочек слогов;
1 балл – правильное повторение от 50% до 75% цепочек слогов;
0 баллов – менее 50% правильных ответов.
2. Опознание фонем.
Процедура исследования: Ребенку предлагают выбрать заданный звук из цепочки звуков. Вначале звуки выбираются их ряда звуков далеких друг от друга по акустико-артикуляционным признакам, затем среди оппозиционных. Логопед при предъявлении звукового ряда закрывает свой артикуляционный аппарат экраном, для исключения считывания ребенком артикуляции звука.
Инструкция: 1. «Я буду произносить звуки, если ты услышишь звук «с» хлопни в ладоши…и т.д.».
Материал для обследования:
1. Цепочки акустически и артикуляционно далеких звуков:
С – п, д, х, с, л З – в, д, ф, з, б Ш – д, м, а, к, ш Ж – ф, ц, р, ж, й Ч – п, ы, к, ч, ф | Щ – м, т, в, к, щ Ц – п, х, й, в, ц П – п, м, ж, ц, х Б – д, ж, к, б, ф В – к, з, у, л, в, щ | Ф – к, д, ы, з, ф К – н, х, ч, ж, к Г – г, ц, ш, а, ч Л – к, д, л, ц, ж Р – в, к, д, р, ж | Т – в, у, ж, б, т Д – к, ф, с, з, д М – з, ж, а, ц, м Н – т, д, н, г, а Й – к, т, ф, й, з |
2. Цепочки оппозиционных звуков:
С – з, ц, с, ш, щ З – ж, с, ц, з, щ Ш – с, ш, ж, ч, щ Ж – з, щ, ж, ч, ш Ч – щ, ш, ч, с, ть | Щ – ш, с, щ, ч, ть Ц – с, ч, сь, ц, щ П – п, б, в, пь, ф Б – п, пь, б, в, д В – п, ф, в, вь, фь | Ф – фь, в, ф, п, х К – т, х, кь, к, г Г – г, гь, к, х, т Л – ль, в, у, р, л Р – л, рь, р, д, з | Т – ть, д, т, дь, к Д – ть, т, г, д, дь М – н, нь, м, мь Н – м, мь, нь, н Й – ль, й, я, ю, у |
Оценка результатов: Предварительно фиксируется количество правильно и неправильно выделенных звуков, затем высчитывается приблизительный процент правильных ответов и дается оценка.
3 балла – правильное выделение всех звуков;
2 балла – правильное выделение более 75% звуков;
1 балл – правильное выделение от 50% до 75% звуков;
0 баллов – менее 50% правильных ответов.
VI. Исследование элементарных навыков фонематического анализа.
1. Выделение звука на фоне слова.
Процедура исследования: В этом задании ребенку предлагается определять наличие заданного логопедом звука в словах. Вначале задание выполняется с опорой на картинный материл, затем на слух. Акцент на позиции звука не делается. В цепочке слов используются слова с оппозиционными звуками.
Инструкция: 1. «Внимательно смотри на картинки и слушай слова, которые я буду произносить, если услышишь в слове звук «ш» хлопни в ладоши (подними карточку)…». 2. «Внимательно слушай слова, если та услышишь в слове звук «…» хлопни в ладоши (подними карточку)».
Оборудование: сигнальная карточка; опорные предметные картинки (слова перечислены ниже).
Материал для обследования:
1. Слова, предъявляемые с картинным материалом:
А – сок, мак, лук, лиса, аист О – дым, сок, луна, остров, стул У – флаг, коза, утка, муха, стол Э – дом, экскаватор, ежевика, рак, енот Ы – мыши, сова, веер, бусы, кот И – иголка, кит, улей, лось, мыло С – ананас, курица, лопата, сом, коса З – зонт, автобус, ваза, носок, усы Ш – сок, шар, ключ, душ, мешок Ж – жираф, зубы, ножницы, замок, мяч Р – ведро, роза, пила, топор, банка | Л – лук, майка, гиря, белка, дятел К – лампа, кот, лев, паук, собака Г – кость, гусь, снеговик, мак, халат Т – заяц, тапки, ракета, мост, барабан Д – дом, трава, звезда, ботинки, лимон П – лопата, бубен, помада, укроп, забор Б – полка, сова, бант, клубок, ножницы Х – хлеб, петух, лист, весы, клубок Щ – цапля, плащ, шкаф, щетка, овощи Ч – часы, шкаф, ключ, бабочка, тапки Ц – цепь, огурец, капуста, пуговица, лес |
2. Слова, предъявляемые на слух:
А – астра, ухо, чулки, бак, пух О – улей, Африка, обувь, кот, перо У – узел, осы, дуб, арка, рана Э – эхо, замок, этаж, астра, дым Ы – бык, туча, тыква, лапа, куст И – рыба, ива, рис, рысь, осень С – нос, топор, зонт, весы, слон З – гусь, платье, зубы, пуговица, коза Ш – шапка, сумка, машина, жук, нос Ж – шахматы, желудь, радуга, ножи Р – рыба, лиса, торт, пар, огонь | Л – диван, лак, каблук, бант, стол К – индюк, коза, часы, самолет, свекла Г – гром, крот, багаж, щека, кино Т – танк, хобот, дверь, лось, газета Д – дрова, мишка, помидор, ложка, ток П – пуля, мыло, серп, бинт, крупа Б – бочка, радуга, хлебушек, слон, дом Х – хомяк, орех, туча, шкаф, вата Щ – щегол, шутка, клещи, лещ, марш Ч – почтальон, куча, мяч, бутылка, лев Ц – сабля, цапля, индеец, кость, яйцо |
Оценка результатов: Предварительно фиксируется количество правильно и неправильно определенных слов, затем высчитывается приблизительный процент правильных ответов и дается оценка.
3 балла – правильное определение всех слов;
2 балла – правильное определение более 75% слов;
1 балл – правильное определение от 50% до 75% слов;
0 баллов – менее 50% правильных ответов.
2. Определение места звука в слове.
Процедура исследования: Ребенку предлагается определить позицию звука в слове: начало, середина, конец. Задание можно выполнять с помощью опорных карточек, на которых изображена позиция звука. Речевой материал предъявляется как с помощью картинного материала, так и на слух. Данное задание возможно выполнять параллельно с предыдущем: ребенок называет слово с заданным звуком, логопед спрашивает, где этот звук находиться.
Инструкция: 1. «Внимательно смотри на картинки и слушай слова, которые я буду произносить, определи, где в слове «собака» находится звук «с»: в начале, середине или в конце, покажи нужную карточку…». 2. «Внимательно слушай слова, и определи позицию звука «ш»…».
Оборудование: опорные карточки с изображением позиции звука; предметные картинки (из предыдущего задания).
Материал для обследования: тот же, что и в предыдущем задании.
Оценка результатов: аналогична предыдущему заданию.
3. Подбор слов на определенный звук.
Процедура исследования: Данное задание предполагает два варианта выполнения. Вначале ребенку дают набор картинок и предлагают выбрать картинки, начинающиеся с определенного звука. Этот вариант, позволяет оценивать уровень развития фонематического слуха у детей с нарушенным звукопроизношением. Затем просят придумать самостоятельно слова, начинающиеся на заданный звук.
Инструкция: 1. «Внимательно рассмотри картинки выбери из них, те которые названия которых начинается со звука «л»…». 2. «Придумай слово, которое начинается на звук «т»…».
Оборудование: все предметные картинки, используемые во всех предыдущих заданиях.
Оценка результатов: аналогична предыдущему заданию.
3 балла – самостоятельное безошибочное выполнение задания;
2 балла – задание выполняется с единичными ошибками, которые самостоятельно исправляются; слова придумываются самостоятельно или с помощью наводящих вопросов;
1 балл – отмечаются многочисленные ошибки, которые не исправляются после стимулирующей помощи.
0 баллов – многочисленные ошибки первого варианта задания, второй вариант не доступен.
Оценка результатов:
Уровень сформированности фонематического слуха выводится исходя из оценки каждого обследуемого компонента:
I. Исследование способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки:
Высокий – 6 баллов;
Выше среднего – 5 баллов;
Средний – 4 балла;
Ниже среднего – 3-2 балла;
Низкий – 0-1 балл.
II. Исследование способности к восприятию и воспроизведению ритмов:
Высокий – 6 баллов;
Выше среднего – 5 баллов;
Средний – 4 балла;
Ниже среднего – 3-2 балла;
Низкий – 0-1 балл.
III. Исследование восприятия и воспроизведения громкости, высоты звуков, интонации:
Высокий – 9 баллов;
Выше среднего – 7-8 баллов;
Средний – 5-6 балла;
Ниже среднего – 3-4 балла;
Низкий – 0-2 балл.
IV. Исследование умения узнавать и различать слова близкие по звуковому составу:
Высокий – 15 баллов;
Выше среднего – 10-14 баллов;
Средний – 7-10 балла;
Ниже среднего – 4-6 балла;
Низкий – 0-3 балл.
V. Исследование способности дифференцировать слоги и фонемы:
Высокий – 6 баллов;
Выше среднего – 5 баллов;
Средний – 4 балла;
Ниже среднего – 3-2 балла;
Низкий – 0-1 балл.
VI. Исследование элементарных навыков фонематического анализа:
Высокий – 9 баллов;
Выше среднего – 7-8 баллов;
Средний – 5-6 балла;
Ниже среднего – 3-4 балла;
Низкий – 0-2 балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
НОД в бассейне по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
В бассейне можно закреплять фонематический слух посредством изученных упражнений способов плавания....
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Раскрыты понятия "дисграфия", "дислексия". Предложены игры для развития фонематического слуха....
Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....
методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Предлагемые игры и игровые упражнения построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...
«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"
Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...