Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 5-6 лет. Старшая группа.
картотека по логопедии (старшая группа) на тему
Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_starshaya_gruppa.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад | Игрушки | ||
Это – кукла, Это – мишка, Это - зайка, Это – книжка,. Это – добрый, добрый слон, Это звонкий телефон. | Большой палец, Указательный, Средний, Безымянный, Мизинец, Кулачок. | У Антона есть игрушки: Вот веселая лягушка, Вот железная машина. Это мяч, он из резины, Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. | Показываем руку, Большой палец, Указательный, Средний, Безымянный, Мизинец. |
Овощи-огород | Фрукты-сад | ||
У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина – молодец! | Дети делают ладошки «корзинкой» Большой палец, Указательный, Средний, Безымянный, Мизинец Большой палец. | Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. | Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Показывают ладонями вокруг и на себя. |
Грибы | Осень | ||
Я корзинку в лес беру, Там грибы я соберу. Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!» Подосиновик, масленок, Подберезовик, опенок, Боровик, лисичка, груздь – Не играют в прятки пусть! А мухомор не понесу, Пусть останется в лесу! | Показывают удивление, разводят руки в стороны. Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца правой руки. Грозят пальцем большому пальцу левой руки. | Солнышко греет уже еле-еле, Перелетные птицы на юг улетели, Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре Поздняя осень стоит на дворе. | Поочередно соединяют пальцы обеих рук, начиная с больших, на каждую примету. Руки сжимают в «замок». Разводят руками пред собой. |
Перелетные птицы | Зимующие птицы | ||
Мы построили скворечню Для веселого скворца, Мы повесили скворечник Возле самого крыльца. Все семейство вчетвером Проживает в доме том: Мать, отец и скворушки- Черненькие перышки. | Стучат кулаками др.о друг. Сводят руки над головой домиком. Попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь. Ритмично соединяют каждый палец с большим в колечки по 2 раза. | Снегирь и сорока, и клест, и синицы – Зимуют у нас эти чудные птицы. И чтоб они жили по-прежнему с нами, Мы будем кормить их, конечно же, сами. | Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладываем горошины по одной в другую кружку. (Можно двумя руками одновременно, большим и указат., большим и безымянным пальцем и т.д. |
Домашние животные | Дикие животные | ||
Здравствуй, котенок! Здравствуй, козленок! Здравствуй, щенок! И здравствуй, утенок! Здравствуй, веселый, смешной поросенок! | Начиная с мизинца разгибают пальцы, пошевеливая ими, приветствуя животных. | Это – зайчонок, Это – бельчонок, Это – лисенок, Это – волчонок,. А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, лохматый, смешной медвежонок. | Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Вращают большим пальцем. |
Дикие – домашние животные | Животные холодных стран | ||
Кусается сильно котенок глупыш, Он думает: это не палец, а мышь (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!» | Не тугой бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). | Тёпы – тяпы, тёпы – тяпы, Это ласты, а нелапы. У тюленей ласты эти Носят мамы, папы, дети. | Ладошками с плотно сомкнутыми пальцами похлопывают по коленям или по столу, руки при этом неподвижны. |
Животные жарких стран | Новый год | ||
За мамой слонихой шагает слоненок, За крокодилихой – крокодиленок, За львицей шагает маленький львенок, За верблюдицей бежит верблюжонок. За зеброй спешит полосатый зебренок. За кем же тропится каждый ребенок? | Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших. | Праздник приближается, Ёлка наряжается. Мы развесили игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. | Поднимают руки вверх к «макушке ели», и, опуская вниз, разводят в стороны. Поочередно соединяют большой палец с остальными. Крутят ладошами в воздухе «фонарики» |
Посуда | Продукты питания | ||
Посуду моет наш Антошка. Моет вилку, чашку, ложку. Вымыл блюдце и стакан И закрыл покрепче кран. | Трут ладони др.о др.- «моют посуду» Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца Имитирующие движения. | Муку в тесто замесили, А из теста мы слепили: Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Всё мы испечем в печи. Очень вкусно! | Сжим. и разжим. пальчики «Лепят» ладошками Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх. Гладят живот. |
Мебель | Зима | ||
Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал! | Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. Поднимают зажатые кулачки вверх. | Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. | Поочередно соединяют большой палец с остальными. |
Части тела человека | Профессии | ||
Это – правая рука, Это – правая нога, Ухо правое у нас, А вот это – правый глаз. | Показывают соответствующую часть тела. | Строим «сруб» из спичек или из счетных палочек. | Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. |
Транспорт | 23 февраля – день защитников Отечества | ||
Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай (смена рук) В морях – корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. | Соединяют поочередно все пальцы с большим, начиная с указательного, на каждый ударный слог. | Аты - баты, аты - баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота – Рота за ротой! | Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. |
8 марта – мамин праздник | Одежда | ||
Квартирная считалка Мама в дом войдет и ахнет: - Чем у нас в квартире пахнет? - Много чем, - ответим маме.- -Раз – горелыми блинами, Два – разбитыми духами, Три – штанами в рыбьем жире… Мама скажет: - А четыре – Пахнет стиркой и уборкой. А еще хорошей поркой! И.Шевчук. | Шагают пальцами обеих рук по столу. Пожимают плечами. Попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь. Поочередно разгибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый счет. | Танечка, бери иголку, Сошьём рубашку и футболку, Брюки, кофточку и платье, И оденем куклу Катю. | Показывают указат. палец правой руки – иголку. Вращают указат. пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Затем тоже с другой рукой. |
Обувь | Весна | ||
Игра «Завяжи шнурки» | Учим ребенка завязывать шнурки, шнуровка «Кроссовки» | Иди, весна, иди, красна, Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. | Пальцами «идут» по столу. Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинца. |
Космос | Лес. Деревья. | ||
Вокруг Земли Луна летает, А вот зачем – сама не знает. | Два мячика су-джок (грецких ореха) ребенок держит в одной руке и вращает их одним вокруг другого (по типу китайских шаров). | Ты весною видел чудо? Как из маленькой из почки Появляются листочки! | Сложить руки в кулачки, затем на слове «появляются», резко разжать их, растопырив пальцы. |
Насекомые | Дом и его части | ||
Дружно пальчики считаем – Насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! | Сжимают-разжим. Пальцы Сжимают пальцы в кулак , начиная с большого. Вращают мизинцем. Прячут руки за спину. | Тук-тук-тук, строим дом, Дом высокий, дом с окном, С острой крышей и трубой, В доме я живу с тобой! | Кулачком стучим по кулачку, Руки вверх , показываем «окно» , «крышу», Руку вверх – «трубу» Указываем на себя и обнимаемся. |
9 мая – День Победы | Хлеб | ||
Пальцы эти – все бойцы. Удалые молодцы. Два больших и крепких малых И солдат в боях бывалых. Два гвардейца – храбреца! Два сметливых молодца! Два героя безымянных, Но в работе очень рьяных! Два мизинца – коротышки – Очень славные мальчишки! | Сжимают – разжимают пальцы обеих рук. Одновременно выставляют пальцы вперед (большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы). Показывают большие пальцы. | Тесто мнем, мнем, мнем, Тесто жмем, жмем, жмем, Порогов мы напечем. | Имитирующие движения обеими руками одновременно. |
Наше село | Лето | ||
Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нем, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пес ворота охранял, Солнце было, дождик шел, И тюльпан в саду расцвел! | Руки «домиком» над головой. Пальцы обеих рук соединить в кружочек. Ладони рук соединяем вертикально. Одну руку поднимаем вверх и растопыриваем пальчики. Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой. Сначала поднимаем руки вверх, пальцы растопырены, затем опускаем вверх стряхивающими движениями. Соединяем вместе ладони и медленно раскрываем пальчики - «бутон тюльпана». | До чего хорош денек: Веет легкий ветерок, Солнца летнего лучи Так приятно горячи! И не надо ни сапог, Ни рубахи, ни чулок, Ни тужурки, ни калош… До чего денек хорош! | Попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь. Плавные движения ладонями к себе. Поднимают руки вверх, пальцы растопырены. Поочередно загибают пальцы на двух руках одновременно. Попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь. |
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
СТАРШАЯ ГРУППА
(5 – 6 ЛЕТ)
Выполнила: Меркулова М.В.
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МКДОУ д/с «Ласточка»
С.Кыштовка, 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека развития общей моторики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей подготовительной к школе логопедической группы (по мет.рекомендациям О.С. Гомзяк)
Картотека состоит из 36 карточек (36 лексических тем) с комплексом из упражнений для развития общей моторики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Лексические темы в своей основе идут по занятиям...
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 6-7 лет. Подготовительная группа.
Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к за...
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности
В картотеке представлены такие лексические темы как "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Лес. Грибы. Ягоды" и другие. Данную картотеку рекомендуется использовать в корр...
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).
Пальчиковая гимнастика способствует развитию ручного праксиса, совершенствованиию координации движения со словами, выработке чувства ритма, преодоления моторной неловкости....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темамдля детей с ТНР (старший дошкольный возраст)....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с ТНР (старший дошкольный возраст)
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темамдля детей с ТНР (старший дошкольный возраст)...