Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ
консультация по логопедии на тему
Развитие современного общества предъявляет новые требования к построению образовательного процесса. Введение в действие ФГОС предполагает развитие школы как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей. Одно из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фёдорова Лариса Павловна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 18
учитель – логопед
89659028051
lara-fedorova-72.@mail.ru
Использование ИКТ в коррекционно - логопедической работе с детьми с ОВЗ
Развитие современного общества предъявляет новые требования к построению образовательного процесса. Введение в действие ФГОС предполагает развитие школы как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей. Одно из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, педагогов, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
В настоящее время использование информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе, и детей с нарушением интеллекта.
Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективный компенсаторных механизмов;
- дифференцированный подход к обучению - содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
- объективность – позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.
Реализуя ИКТ в ходе коррекционно – развивающего процесса, решаются следующие задачи:
1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с обучающимися с ОВЗ;
2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.
3. Формирование мотивации и поддержание интереса во время логопедического занятия.
4. Приобретение обучающимися практических навыков работы с компьютером.
Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».
Отмечаются преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
2. Движения, звук, анимация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая особенности мышления детей с ОВЗ. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.
Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с СНР предотвращает утомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, позволяет улучшить процесс обучения грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Эффективность компьютеризации обучения в образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в коррекционном процессе.
Так презентационные материалы можно применять для:
- развития речевого дыхания (логопедический тренажёр «Дельфа»);
- автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи (логотренажёры, презентации по автоматизации звуков, видеоуроки, артикуляционные упражнения);
- дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
- развития фонематического восприятия,
- развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
- усвоения лексических тем;
- развития навыков словообразования и словоизменения;
- развития связной речи и познавательных способностей и т. д.
С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.
Мероприятия с использованием компьютерных технологий проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:
- использование новых моделей компьютера;
- работа с компьютером не более 2х раз в неделю;
- проведение гимнастики для глаз:
- работа за компьютером не более 20 мин.
В заключение хочу отметить, то использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребёнка, но и для самого педагога.
Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность обучающегося к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Список литературы:
1. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.с.47-5
2. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. — № 5.
3. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
4. Лынская М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3.
5. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика. 1988. — 191 с.
6. Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе в ДОУ
Использование информационно-коммуникативных технологий является одним из приоритетов образования и успешно входит в нашу практику, так как современное общество – это век всеобщей компьютеризации. ИК-т...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Статья об использовании ИКТ в коррекционной логопедической работе...
Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе
Использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно дете...
Использование икт в коррекционной логопедической работе с различными речевыми нарушениями, как фактор развития дошкольников
Цель использования компьютерных технологий в работе с детьми: 1. оптимизация процесса коррекции речевого развития у детей дошкольного возрас...
Использование музыкотерапии в коррекционно-логопедической работе с заикающимися детьми
Наряду с возможностями музыки влиять на психосоматические процессы в человеческом организме давно известно психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки.В практике психокоррекционной работ...
«Использование биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ»
Увеличение количества детей с ОВЗ и с ТНР является центральной проблемой дошкольного детства в современном мире. Многими исследованиями давно доказана тесная взаимосвязь между развитием речи и развити...
Использование нейроигр в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий...