Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Беляева Елена Николаевна
Использование информационно-коммуникативных технологий является одним из приоритетов образования и успешно входит в нашу практику, так как современное общество – это век всеобщей компьютеризации. ИК-технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Предлагаю материал по теме с конспектом занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)

Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Использование информационно-коммуникативных технологий является одним из приоритетов образования и успешно входит в нашу практику, так как современное общество – это век всеобщей компьютеризации. ИК-технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.

Применение  ИКТ на дошкольном логопункте:

1.  использование компьютерных и интернет-ресурсов при подготовке к занятиям, оформлении  документации, консультировании родителей.

2. использование ноутбука в диагностической работе.

3. занятие с мультимедийной поддержкой (аудио, видео-фрагменты, интерактивные схемы и модели, физкультминутки и пр.)

4. занятие с компьютерной поддержкой (чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ).

Материальное обеспечение логопункта: интерактивная доска, проектор, стилосы, планшет, ПК, диски.

 

1. Интернет – ресурсы помогают подбирать новый интересный материал для занятий, общаться с коллегами на проф.сайтах, консультировать родителей на сайте ДОУ и на персональном мини-сайте  http://nsportal.ru/elena-nb 

Собран богатый материал: файлотека методической литературы, пособий, электронные картинки, анимации, презентации.

2. При обследовании речи воспитанников, особенно если ребенок плохо идет на контакт,  применяю ноутбук с картинками из пособия Иншаковой О.Б. «Альбом для логопеда», а так же презентацию с материалом обследования в игровой форме. Ребенок с удовольствием смотрит «мультик» - презентацию и отвечает на вопросы.  

3,4.  В последнее время в моей логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Использование интерактивной доски помогает сделать коррекционную работу увлекательной, динамичной, красочной, получить обратную связь с воспитанниками. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, видеоролики, игры и т.д.

Использование интерактивной доски на логопедических занятиях позволяет:

  • повысить качество обучения детей с нарушениями речи;
  • развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;
  • повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;
  • обеспечить психологический комфорт на занятиях.

Игры и программы, используемые на логопункте МБДОУ № 13:

Программное обеспечение

где используется

особенности применения

 программное обеспечение в комплектации  интерактивной доски (ИД)

на подгрупповых занятиях

демонстрация, использование стилосов.

программа «Развитие речи» (ИНТЕЛИН)

на подгрупповых и индивидуальных занятиях

работа с электронной кассой букв, слогов, выборочно – материал по подготовке к обучению грамоте.

программа Power Point – учебные презентации  (авторские и собственные)

на подгрупповых, индивидуальных и занятиях в подвижной микрогруппе.

Часть занятия или занятие с сопровождением презентации (слайд-шоу).

Анимированная физкульт – минутка

Интерактивный макет, схема

Интерактивная игра

Анимированный персонаж

Игры  «Баба Яга учится читать» «Лунтик, подготовка к школе» «Баба Яга на неведомых дорожках»

на индивидуальных и подгрупповых занятиях

фрагмент занятия – задания по формированию фонематического анализа и синтеза,  составлению предложений,  работа с графическим образом буквы, обогащению словарного запаса, развитию ВПФ.

Программа «Игры для Тигры»

на индивидуальных занятиях и занятиях в подвижной микрогруппе.

встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей  (фрагмент занятия). Разделы: «фонематика», «просодика», «лексика», «звукопроизношение».

ИК технологии применяются в комплексе и взаимодействии с игровыми технологиями, наглядным моделированием, технологией сотрудничества и специальными коррекционными методами и приемами.

Демонстрационные презентации, игры, дают возможность получить на экране красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому логопедом материалу, вводить детей в обстановку, соответствующую различным лексико-грамматическим темам, приобщать их к сказочным сюжетам. Игровой принцип обучения с предъявлением ребенку конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных  средств обучения.

Таким образом, применение ИКТ на логопедических занятиях

- активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике;

- способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются  каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;

- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

- занятия - презентации вызывают большой интерес у ребят, надолго  привлекают внимание.

Использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность.

Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с ФФНР и ФНР с использованием интерактивной доски

тема: Дифференциация звуков [Л – Л’]  в игровом занятии  «В гостях у Лунтика»
(1-й час)

ЦЕЛЬ: Дифференциация звуков [Л – Л] на уровне слога – слова – предложения.

ЗАДАЧИ: 1. Коррекционно – развивающие:

  • учить различать звуки [Л – Л’] в слогах, словах и предложениях
  •  закрепить правильное произношение звуков Л, Л’
  • корригировать согласование слов в род.п. множ.числа.
  • развивать фонематическое восприятие.
  • развивать мелкую моторику,  внимание и память.

2. Коррекционно – образовательные:

  • закрепить понятия «твердый» «мягкий» звук
  • закрепить умение пользоваться моделями и схемами при анализе артикуляционного уклада и фонематическом анализе слов.
  • закрепить графический образ буквы Л
  • расширить словарь по темам: «Насекомые» «Лес» «Луг» «Красная книга»

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе
  • воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, умение работать в команде

 4. Здоровьесберегающие:

  • способствовать созданию благоприятного психологического климата
  • чередовать статические и динамические задания.
  • соблюдать осанку

Оборудование: ПК, интерактивная доска, авторская презентация «В гостях у Лунтика», мяч. Раздаточный материал: звуковые фишки, схемы слов, касса букв.

Предварительная работа: на индивидуальных занятиях дети повторяли тему: Насекомые.

На подгрупповых – учились работать с моделями и символами звуков, слов, предложений.

В группах была проведена беседа «Красная Книга России».

ХОД ЗАНЯТИЯ:        

. Оргмомент:  (слайды 1-2)

Звучит музыка, на экране появляются герои мультфильма «Лунтик»  

Логопед (Л) : Ребята, вы догадались к кому в гости мы отправимся?

Дети (Д) отвечают: «К Лунтику и его друзьям» и перечисляют, кого они узнали на картинке

(Пчелёнок, Мила, баба Капа, Кузя, паук Шнюк, Генерал, и др.) 
. Основная часть:

I. Актуализация знаний  (слайд 3)

Л: Смотрите-ка, мы с вами попали в школу Лунтика. Какую букву он изучает?

Д: букву «Л»

Л: давайте вспомним, как эта буковка звучит..

2. Разбор схемы «Звуки Л, Ль» (слайд 4)

Дети вспоминают, как гудит самолет, как поёт девочка Ляля, что делает язычок и губы,  и дают характеристику звукам с использованием символов:

Звуки согласные, звонкие (колокольчик)

«Л» -  звучит твердо (молоток)

«Ль» - звучит мягко  (цыплёнок), выкладывают на столе синюю и зелёные фишки.

3. Упражнения на фонематический анализ: (слайд 5)

Л: Как вы думаете, где живут друзья Лунтика?

Выкладывание фишками схемы слов «Луг» «Лес».  

4. Упражнение на различение звуков в словах: (слайд 6)

На экране изображения:  «Луг»  «Лес». Логопед уточнят, с каких звуков начинаются эти слова.

Дети отвечают: «Л» - твердый (луг) «Л» - мягкий (лес).

Интерактивная игра «Луг – лес» (логопед предлагает детям отправить Лунтика и его друзей  погулять. У кого в названии твердый «Л» - идет на луг, у кого мягкий  - в лес.

 Дети, по-очереди, стилом - маркером отправляют друзей, объясняя свой выбор)

Картинки: Лунтик, мальки, Пчелёнок, плавунец, Мила, Клава, светлячки.

Ⅲ. Динамическая пауза:  Игра с мячом: «Один – много» (слайд 7)

 Сколько друзей у Лунтика!  Малек – (а много кого?) - мальков, пчела – пчел, светлячок - светлячков, бабочка - бабочек,  жужелица - , муха - , паук - , плавунец - , шмель - , гусеница - .

. Закрепление различения звуков в предложениях на лексическом материале «Насекомые»

1. Игра «Энциклопедия насекомых»  (слайд 8 – с всплывающими кадрами)

Логопед  выясняет, чем занимается Лунтик. (читает книгу)

- Ребята, это не простая книга, это «энциклопедия» . Знаете, что это такое?

Дети предполагают.

Л: Давайте, вместе с Лунтиком изучим «Энциклопедию насекомых»

Беседа – игра «Почему так называется?»

Л: Это шмель. Как он жужжит?  Что вы про него знаете? Приносит ли он пользу людям?

(дети отвечают)

Это Жук – Олень. Почему он так называется? (всплывает подсказка – картинка оленя)

Дети объясняют: у него рога, как у оленя

Это богомол. Почему он так называется? (Дети по картинке-подсказке объясняют)

Это бабочка павлиний глаз? Почему ее так назвали?

А это насекомое вы не знаете! Это златоглазка. Посмотрите и догадайтесь – почему ее так назвали? Дети говорят: «у нее блестящие, золотые глазки»

2. Интерактивная таблица: «Редкие насекомые» (слайд 9)

 - Л: Итак, каких насекомых вы запомнили?

 (Шмель, жук – олень, бабочка павлиний глаз, богомол, златоглазка)

 - Л: Посмотрите, шмель спрятался в Красную Книгу. Оказывается,  и шмелей осталось мало, их надо охранять, не обижать.  А кто еще в Красной книге?

(Дети отвечают: златоглазка, павлиний глаз, богомол, жук-олень и «прячут» их в Красную книгу)

3.  Пальчиковая гимнастика «Насекомые» (разучивание)  (слайд 10-11)

Логопед предлагает детям слушать считалку, загибать пальчики и считать, сколько в стихотворении попадется названий насекомых:

(Дети слушают и определяют, что было 10 насекомых. Затем проговаривают считалку вместе с логопедом)

Солнышко, теплей свети, Насекомых разбуди:

обе ладони сложить, пальцы развести попеременно, чтобы получились лучики

Муравья и паучка,

 богомола и жучка,

И коровку божью,

и бабочку пригожую,

Муху, комара, осу,

и конечно стрекозу!

загибать пальцы по-порядку по ходу называния насекомых– сначала на на одной руке, затем на другой..

в конце пальцы разжимаем: показываем – сколько насекомых

Молодцы!

. Итог занятия: (слайд 12)

Логопед: - Посмотрите, Лунтик закрывает свою школу.

Его друзья приготовили вам вопросы:

 - Какие звуки мы различали сегодня? (Л  - твердый и Ль – мягкий)

 - Каких   насекомых вы запомнили?

 - Каких насекомых осталось мало на земле?

Рефлексия: (звучат аплодисменты) Молодцы! Все правильно ответили!

 - Понравилось вам у Лунтика?  Хотите встретиться с ним еще?

 - Когда выполните домашнее задание, то встретитесь с Лунтиком снова!

VII. Дом.задание:

Выучить считалку и рассказать маме про редких насекомых.

В тетради – напечатать слова «Лес» «Луг» и нарисовать звуковую схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Статья об использовании ИКТ в коррекционной логопедической работе...

Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе

Использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно дете...

Использование икт в коррекционной логопедической работе с различными речевыми нарушениями, как фактор развития дошкольников

       Цель использования компьютерных технологий в работе с детьми:  1.      оптимизация процесса коррекции речевого развития у детей дошкольного возрас...

Использование музыкотерапии в коррекционно-логопедической работе с заикающимися детьми

Наряду с возможностями музыки влиять на психосоматические процессы в человеческом организме давно известно психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки.В практике психокоррекционной работ...

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ

                  Развитие современного общества предъявляет новые требования к построению образовательного процесса. Введение в действие ФГОС ...

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе в ДОУ

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе в ДОУ...

«Использование биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ»

Увеличение количества детей с ОВЗ и с ТНР является центральной проблемой дошкольного детства в современном мире. Многими исследованиями давно доказана тесная взаимосвязь между развитием речи и развити...