Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ в коррекционной работе на логопункте | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Использование информационно-коммуникативных технологий является одним из приоритетов образования и успешно входит в нашу практику, так как современное общество – это век всеобщей компьютеризации. ИК-технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Применение ИКТ на дошкольном логопункте:
1. использование компьютерных и интернет-ресурсов при подготовке к занятиям, оформлении документации, консультировании родителей.
2. использование ноутбука в диагностической работе.
3. занятие с мультимедийной поддержкой (аудио, видео-фрагменты, интерактивные схемы и модели, физкультминутки и пр.)
4. занятие с компьютерной поддержкой (чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ).
Материальное обеспечение логопункта: интерактивная доска, проектор, стилосы, планшет, ПК, диски.
1. Интернет – ресурсы помогают подбирать новый интересный материал для занятий, общаться с коллегами на проф.сайтах, консультировать родителей на сайте ДОУ и на персональном мини-сайте http://nsportal.ru/elena-nb
Собран богатый материал: файлотека методической литературы, пособий, электронные картинки, анимации, презентации.
2. При обследовании речи воспитанников, особенно если ребенок плохо идет на контакт, применяю ноутбук с картинками из пособия Иншаковой О.Б. «Альбом для логопеда», а так же презентацию с материалом обследования в игровой форме. Ребенок с удовольствием смотрит «мультик» - презентацию и отвечает на вопросы.
3,4. В последнее время в моей логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Использование интерактивной доски помогает сделать коррекционную работу увлекательной, динамичной, красочной, получить обратную связь с воспитанниками. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, видеоролики, игры и т.д.
Использование интерактивной доски на логопедических занятиях позволяет:
- повысить качество обучения детей с нарушениями речи;
- развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;
- повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;
- обеспечить психологический комфорт на занятиях.
Игры и программы, используемые на логопункте МБДОУ № 13:
Программное обеспечение | где используется | особенности применения |
программное обеспечение в комплектации интерактивной доски (ИД) | на подгрупповых занятиях | демонстрация, использование стилосов. |
программа «Развитие речи» (ИНТЕЛИН) | на подгрупповых и индивидуальных занятиях | работа с электронной кассой букв, слогов, выборочно – материал по подготовке к обучению грамоте. |
программа Power Point – учебные презентации (авторские и собственные) | на подгрупповых, индивидуальных и занятиях в подвижной микрогруппе. | Часть занятия или занятие с сопровождением презентации (слайд-шоу). Анимированная физкульт – минутка Интерактивный макет, схема Интерактивная игра Анимированный персонаж |
Игры «Баба Яга учится читать» «Лунтик, подготовка к школе» «Баба Яга на неведомых дорожках» | на индивидуальных и подгрупповых занятиях | фрагмент занятия – задания по формированию фонематического анализа и синтеза, составлению предложений, работа с графическим образом буквы, обогащению словарного запаса, развитию ВПФ. |
Программа «Игры для Тигры» | на индивидуальных занятиях и занятиях в подвижной микрогруппе. | встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей (фрагмент занятия). Разделы: «фонематика», «просодика», «лексика», «звукопроизношение». |
ИК технологии применяются в комплексе и взаимодействии с игровыми технологиями, наглядным моделированием, технологией сотрудничества и специальными коррекционными методами и приемами.
Демонстрационные презентации, игры, дают возможность получить на экране красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому логопедом материалу, вводить детей в обстановку, соответствующую различным лексико-грамматическим темам, приобщать их к сказочным сюжетам. Игровой принцип обучения с предъявлением ребенку конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
Таким образом, применение ИКТ на логопедических занятиях
- активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике;
- способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
- занятия - презентации вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание.
Использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность.
Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с ФФНР и ФНР с использованием интерактивной доски
тема: Дифференциация звуков [Л – Л’] в игровом занятии «В гостях у Лунтика»
(1-й час)
ЦЕЛЬ: Дифференциация звуков [Л – Л’] на уровне слога – слова – предложения.
ЗАДАЧИ: 1. Коррекционно – развивающие:
- учить различать звуки [Л – Л’] в слогах, словах и предложениях
- закрепить правильное произношение звуков Л, Л’
- корригировать согласование слов в род.п. множ.числа.
- развивать фонематическое восприятие.
- развивать мелкую моторику, внимание и память.
2. Коррекционно – образовательные:
- закрепить понятия «твердый» «мягкий» звук
- закрепить умение пользоваться моделями и схемами при анализе артикуляционного уклада и фонематическом анализе слов.
- закрепить графический образ буквы Л
- расширить словарь по темам: «Насекомые» «Лес» «Луг» «Красная книга»
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе
- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, умение работать в команде
4. Здоровьесберегающие:
- способствовать созданию благоприятного психологического климата
- чередовать статические и динамические задания.
- соблюдать осанку
Оборудование: ПК, интерактивная доска, авторская презентация «В гостях у Лунтика», мяч. Раздаточный материал: звуковые фишки, схемы слов, касса букв.
Предварительная работа: на индивидуальных занятиях дети повторяли тему: Насекомые.
На подгрупповых – учились работать с моделями и символами звуков, слов, предложений.
В группах была проведена беседа «Красная Книга России».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ⅰ. Оргмомент: (слайды 1-2)
Звучит музыка, на экране появляются герои мультфильма «Лунтик»
Логопед (Л) : Ребята, вы догадались к кому в гости мы отправимся?
Дети (Д) отвечают: «К Лунтику и его друзьям» и перечисляют, кого они узнали на картинке
(Пчелёнок, Мила, баба Капа, Кузя, паук Шнюк, Генерал, и др.)
Ⅱ. Основная часть:
I. Актуализация знаний (слайд 3)
Л: Смотрите-ка, мы с вами попали в школу Лунтика. Какую букву он изучает?
Д: букву «Л»
Л: давайте вспомним, как эта буковка звучит..
2. Разбор схемы «Звуки Л, Ль» (слайд 4)
Дети вспоминают, как гудит самолет, как поёт девочка Ляля, что делает язычок и губы, и дают характеристику звукам с использованием символов:
Звуки согласные, звонкие (колокольчик)
«Л» - звучит твердо (молоток)
«Ль» - звучит мягко (цыплёнок), выкладывают на столе синюю и зелёные фишки.
3. Упражнения на фонематический анализ: (слайд 5)
Л: Как вы думаете, где живут друзья Лунтика?
Выкладывание фишками схемы слов «Луг» «Лес».
4. Упражнение на различение звуков в словах: (слайд 6)
На экране изображения: «Луг» «Лес». Логопед уточнят, с каких звуков начинаются эти слова.
Дети отвечают: «Л» - твердый (луг) «Л» - мягкий (лес).
Интерактивная игра «Луг – лес» (логопед предлагает детям отправить Лунтика и его друзей погулять. У кого в названии твердый «Л» - идет на луг, у кого мягкий - в лес.
Дети, по-очереди, стилом - маркером отправляют друзей, объясняя свой выбор)
Картинки: Лунтик, мальки, Пчелёнок, плавунец, Мила, Клава, светлячки.
Ⅲ. Динамическая пауза: Игра с мячом: «Один – много» (слайд 7)
Сколько друзей у Лунтика! Малек – (а много кого?) - мальков, пчела – пчел, светлячок - светлячков, бабочка - бабочек, жужелица - , муха - , паук - , плавунец - , шмель - , гусеница - .
Ⅳ. Закрепление различения звуков в предложениях на лексическом материале «Насекомые»
1. Игра «Энциклопедия насекомых» (слайд 8 – с всплывающими кадрами)
Логопед выясняет, чем занимается Лунтик. (читает книгу)
- Ребята, это не простая книга, это «энциклопедия» . Знаете, что это такое?
Дети предполагают.
Л: Давайте, вместе с Лунтиком изучим «Энциклопедию насекомых»
Беседа – игра «Почему так называется?»
Л: Это шмель. Как он жужжит? Что вы про него знаете? Приносит ли он пользу людям?
(дети отвечают)
Это Жук – Олень. Почему он так называется? (всплывает подсказка – картинка оленя)
Дети объясняют: у него рога, как у оленя
Это богомол. Почему он так называется? (Дети по картинке-подсказке объясняют)
Это бабочка павлиний глаз? Почему ее так назвали?
А это насекомое вы не знаете! Это златоглазка. Посмотрите и догадайтесь – почему ее так назвали? Дети говорят: «у нее блестящие, золотые глазки»
2. Интерактивная таблица: «Редкие насекомые» (слайд 9)
- Л: Итак, каких насекомых вы запомнили?
(Шмель, жук – олень, бабочка павлиний глаз, богомол, златоглазка)
- Л: Посмотрите, шмель спрятался в Красную Книгу. Оказывается, и шмелей осталось мало, их надо охранять, не обижать. А кто еще в Красной книге?
(Дети отвечают: златоглазка, павлиний глаз, богомол, жук-олень и «прячут» их в Красную книгу)
3. Пальчиковая гимнастика «Насекомые» (разучивание) (слайд 10-11)
Логопед предлагает детям слушать считалку, загибать пальчики и считать, сколько в стихотворении попадется названий насекомых:
(Дети слушают и определяют, что было 10 насекомых. Затем проговаривают считалку вместе с логопедом)
Солнышко, теплей свети, Насекомых разбуди: | обе ладони сложить, пальцы развести попеременно, чтобы получились лучики |
Муравья и паучка, богомола и жучка, И коровку божью, и бабочку пригожую, Муху, комара, осу, и конечно стрекозу! | загибать пальцы по-порядку по ходу называния насекомых– сначала на на одной руке, затем на другой.. в конце пальцы разжимаем: показываем – сколько насекомых |
Молодцы!
Ⅵ. Итог занятия: (слайд 12)
Логопед: - Посмотрите, Лунтик закрывает свою школу.
Его друзья приготовили вам вопросы:
- Какие звуки мы различали сегодня? (Л - твердый и Ль – мягкий)
- Каких насекомых вы запомнили?
- Каких насекомых осталось мало на земле?
Рефлексия: (звучат аплодисменты) Молодцы! Все правильно ответили!
- Понравилось вам у Лунтика? Хотите встретиться с ним еще?
- Когда выполните домашнее задание, то встретитесь с Лунтиком снова!
VII. Дом.задание:
Выучить считалку и рассказать маме про редких насекомых.
В тетради – напечатать слова «Лес» «Луг» и нарисовать звуковую схему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Статья об использовании ИКТ в коррекционной логопедической работе...
Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе
Использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно дете...
Использование икт в коррекционной логопедической работе с различными речевыми нарушениями, как фактор развития дошкольников
Цель использования компьютерных технологий в работе с детьми: 1. оптимизация процесса коррекции речевого развития у детей дошкольного возрас...
Использование музыкотерапии в коррекционно-логопедической работе с заикающимися детьми
Наряду с возможностями музыки влиять на психосоматические процессы в человеческом организме давно известно психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки.В практике психокоррекционной работ...
Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ
Развитие современного общества предъявляет новые требования к построению образовательного процесса. Введение в действие ФГОС ...
Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе в ДОУ
Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе в ДОУ...
«Использование биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ»
Увеличение количества детей с ОВЗ и с ТНР является центральной проблемой дошкольного детства в современном мире. Многими исследованиями давно доказана тесная взаимосвязь между развитием речи и развити...