Как научить ребёнка произносить шипящие звуки
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Хотелось бы поговорить на тему речевых проблем у детей и о том, как их эффективно решить общими усилиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebyonka_proiznosit_shipyashchie_zvuki.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить ребёнка произносить ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ
ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОГОВОРИТЬ НА ТЕМУ РЕЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ И О ТОМ, КАК ИХ ЭФФЕКТИВНО РЕШИТЬ ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ.
Современные дети развиваются как головастики. Очень высокий интеллектуальный потенциал и сниженные возможности моторного и артикуляционного развития. Ну, нет у них доминантного полушария, как мы к этому привыкли! У них оба полушария доминантные. Точнее, равноправные, хотя сначала это диагностируется как недоразвитие. Поэтому они схватывают информацию сразу, целиком. Больше ощущениями, чем логикой. Их легче научить читать сразу целыми словами, а не по слогам. А это, заметьте, при нашей методике обучения в школе очень не просто. Результат задачи тоже рождается у них сразу, а не поэтапно, и больше похож на озарение.
Вот и судите – как их учить, и что считать патологией, а что – нормой?
Мало кто из родителей обращает внимание на особенности речевого развития своих 2-3 летних детей. Болтливость малышей, которые используют «свои» слова, понятные только избранному кругу взрослых, умиляет. Взрослые начинают сюсюкать и коверкать слова так же и, тем самым, оказывают малышу «медвежью услугу». Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка была правильной и грамотной, необходимо как можно больше разговаривать с ним, чётко произнося слова, особенно окончания и предлоги.
Читать ему стихи, не торопясь и ритмично, без особой эмоциональности, спокойным, ровным, даже протяжным голосом. Поощрять ребёнка договаривать слова-рифмы в стихах, воспитывая чувство слова и ритма. Сочинять очень простые, но эффективные двустишья типа: «БА-БА-БА. ВОТ ЛЕЖИТ ТРУБА». Желательно, чтобы малыш сам заканчивал строчку и повторял, по возможности, всё двустишье.
А теперь обратим внимание на конкретные, трудно выговариваемые звуки.
К шипящим относятся Ш Ж Щ Ч. Обычно замечают неправильное произношение звуков Ж и Ш. Причём звук Ш обычно не очень режет слух – шипения можно достичь разными способами. А вот звук Ж просто так не скроешь. Он или есть, или его нет. Поэтому ставить шипящие нужно со звука Ж.
Чаще всего проблема шипящих кроется в том, что ребёнок не может расслабить язык и растянуть его широко. Так, чтобы края как бы наваливались на боковые верхние зубы.
Поэтому полезно сначала научить язык расслабляться. Для этого нужно положить его на нижние зубы, как блинчик, и пришлёпывать верхними зубками по языку. Сделать ему своеобразное «атата». Затем дать языку полежать спокойно, не двигаясь, на нижних зубах. Упражнение считается усвоенным, когда делается легко и свободно.
Руками изобразить всем известную позу «чашечки», как будто в ладошки нужно налить и удержать водичку. Язычок должен повторить эту позу. Желательно за зубами, а не высунутым вперед. Произнести звук ЗЗЗЗЗЗЗ. Конечно, этот звук не получится, а получится ЖЖЖЖЖЖЖ.
Таким образом нужно обмануть речевую привычку произносить вместо Ж черт знает что.
Как только звук начал получаться, нужно вводить его в слоги. Можно воспользоваться универсальным шаблоном для любого звука.
Берёте карандаш и рисуете большую, высокую букву Ж. А рядом с ней, справа и слева гласные первого порядка.
Затем соединяете чёрточкой каждую гласную с нашим переростком, буквой Ж. Получается жучок-паучок. Далее, в производном порядке, сочетаете гласные со звуком Ж.
А А
О О
У Ж У
Э Э
Ы Ы
Например: АЖА, АЖО, АЖУ.
АЖА, ОЖА, УЖА.
АЖА, ОЖО, УЖУ. И т.д., как ваша фантазия позволит.
Если трудно начинать со звука гласного, можно его отбросить и произносить один слог – ЖА. ЖО…
Со звуком Ш после того как поставили звук Ж, работать одно удовольствие. Он сам появляется. Также легко подобраться и к звуку Щ.
Звук Ч тоже относится к шипящим. Но он состоит из двух звуков – ТЬ и Щ. То есть, язык должен сначала ударить по альвеолам, а потом расслабиться и пропустить сквозь узкую щель звук Щ. При повышенном тонусе языка у детишек это получается плохо. Нужно почувствовать сначала ТЬ, а потом соединить с Щ. Сначала медленно, а потом с ускорением, до полного слияния. Ни в коем случае нельзя напрягаться.
А дальше начинается самое интересное. Сочиняем и запоминаем скороговорки, двустишья. Придумываем сказки, в которых нашего звука - навалом.
И соблюдаем правила хорошего логопеда: обращаем внимание на произношение только тех звуков, с которыми работали. Остальные пока пропускаем мимо уха. Настанет и их час.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим ребенка произносить шипящие звуки
Рекомендации воспитателям и родителям по коррекции произношения шипящих звуков....
"Учимся произносить шипящие звуки"
Материал для папки -передвижки "Учимся произносить шипящие звуки"...
Консультация для родителей-"Учим детей произносить шипящие звуки".
Консультация для родителей на тему:"Учим детей произносить шипящие звуки"....
Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно произносить шипящие звуки [Ш], [Ж]?»
Консультация для родителей детей дошкольного возраста...
Как научить ребенка произносить шипящие звуки Ж и Ш
Как научить ребенка произносить шипящие звуки Ж и Ш...
Как научить ребенка произносить шипящие звуки Ж и Ш
Как научить ребенка произносить шипящие звуки Ж и Ш...
"Учим произносить шипящие звуки"
Данный материал поможет родителям применять эти упражнения для вызывания шипящих звуков.....