Практикум для родителей логопедической группы.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Бык Лариса Васильевна
К сожалению, сейчас все обучающие игрушки стоят достаточно дорого, а для полноценного развития карапуза играть в них нужно часто. Кроме того, разнообразие в играх очень важно для ребёнка. Если совмещать занятия с развивающими игрушками и игры с подручными материалами — это позволит Вашему малышу быстрее и интереснее познавать окружающий его многообразный мир. Оглянитесь вокруг, и вы найдете немало подручных материалов, из которых можно смастерить отличные пособия для малыша. Своим развивающим свойствам они часто не уступают покупным аналогам. Подключайте к изготовлению игрушек пап, дедушек, бабушек и других домочадцев. Тем более что мужская часть домашнего населения издавна славится инженерными задатками. Придумывайте игрушки вместе с детьми - ведь всем ребятишкам нравится быть помощниками и партнерами. Мастерите аналоги покупным игрушкам, малыш с интересом будет их сравнивать, радоваться новому и с улыбкой подмечать сходство. Помните, что время, проведенное с малышом, никогда не бывает потраченным зря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum.doc706 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад 15 г. Клинцы.

Практикум

 для родителей логопедической группы.

Развивающие игры своими руками.

Автор-составитель:          учитель-логопед Бык Л.В.

Развивающие игры и игрушки своими руками

К сожалению, сейчас все обучающие игрушки стоят достаточно дорого, а для полноценного развития карапуза играть в них нужно часто. Кроме того, разнообразие в играх очень важно для ребёнка. Если совмещать занятия с развивающими игрушками и игры с подручными материалами — это позволит Вашему малышу быстрее и интереснее познавать окружающий его многообразный мир. Оглянитесь вокруг, и вы найдете немало подручных материалов, из которых можно смастерить отличные пособия для малыша. Своим развивающим свойствам они часто не уступают покупным аналогам.

Подключайте к изготовлению игрушек пап, дедушек, бабушек и других домочадцев. Тем более что мужская часть домашнего населения издавна славится инженерными задатками. Придумывайте игрушки вместе с детьми - ведь всем ребятишкам нравится быть помощниками и партнерами. Мастерите аналоги покупным игрушкам, малыш с интересом будет их сравнивать, радоваться новому и с улыбкой подмечать сходство. Помните, что время, проведенное с малышом, никогда не бывает потраченным зря.

Крупяных дел мастер

Игры с крупами очень полезны и интересны. Подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже... обычная соль.

Кашка для мишки 
Дайте карапузу ложку и две емкости (желательно небьющиеся). В одну из них насыпьте немного крупы и покажите ребенку, как можно ложечкой пересыпать из одной посудины в другую. Для этих целей прекрасно подойдет детская пластмассовая посуда — яркие кастрюльки и сковородочки. "Сварите" с малышом кашку для мишки и супчик для заиньки. Эта игра поможет научить карапуза общаться с ложкой. Только не забывайте о технике безопасности: при "общении" ребенка с мелкими предметами будьте всегда рядом.

Поставьте перед ребенком две чашки: слева — чашку с крупой, а справа —пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. 
Пусть поиграет в мельника и пекаря. Для этого нужна мука и крахмал, можно посадить ребенка в ванной, где будет легко потом убрать. В муку можно добавлять воду и наблюдать, как она превращается в «месиво».

Расскажите сказку про Золушку, вспомните, как птицы помогли ей разобрать крупу, перемешайте два сорта зерен, дайте две чашки, предложите разобрать крупу по разным чашкам. Перемешайте две крупы, например, рис и манку, фасоль и манку (в зависимости от отверстий в сите) и т. п. Покажите отдельно крупицы риса и манки. «Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус, он достаточно долго может быть занят этим «делом». Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала одну крупу, а потом — другую. Пусть просеивает, а просеянную крупу пусть пересыпает в приготовленную тарелку.

"Бассейн" для пальчиков 
Для его изготовления потребуется 5-литровая пластмассовая бутылка из-под минеральной воды (любая другая емкость с прозрачными стенками, кроме стеклянной, тоже подойдет). Срежьте у бутылки верхнюю половину — вам потребуется нижняя часть. Для безопасности края среза обклейте скотчем или изолентой и наполните посуду любой крупой. В полученный "бассейн" спрячьте кубик. Покажите малышу другой кубик и попросите его отыскать такой же в "бассейне". Когда ребенок освоится с заданием, увеличьте количество "погруженных" предметов. Это могут быть шарики от пинг-понга, крышки от банок или чайные ложки. Покажите малышу, как их можно искать и раскапывать. Можно поставить рядом небольшую мисочку, куда он сможет складывать найденные «сокровища».

Гречневые гравюры 
Хотите заняться с малышом необычным рисованием? Для этих целей потребуется все та же крупа. "Рисовать" можно на плоском блюде либо подносе. Важно, чтобы цвет посуды не сбивал с толку, поэтому лучше всего — белый. На поверхность блюда насыпьте немного крупы и равномерно распределите ее тонким слоем — "холст" готов! Покажите малышу как пальчиком рисовать простейшие фигуры и узоры: квадратики, ромбики, кружочки, листики-цветочки. "Работать" нужно аккуратно, иначе квартире потребуется генеральная уборка. Задание не такое уж и простое, как может показаться на первый взгляд, поэтому не предлагайте эту игру ребенку младше 2 лет. 
Если квадратики и ромбики получаются хорошо, усложняйте технику нанесения рисунка. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Это действие хорошо развивает детские ручки, а сама игра — фантазию и воображение. К сожалению, такое искусство недолговечно. Поэтому для семейного архива можно запечатлеть на фото карапуза вместе с его шедевром.

Юный макаронник

Когда мы берем в руку очень маленький предмет, например, горошинку или макаронину, то не задумываемся, как при этом нужно сложить пальцы. А для малыша успешное выполнение такого сложного движения — большое достижение. Примерно в 9—10-месячном возрасте ребенок уже может брать пальчиками мелкие предметы. Поэтому дайте ему макаронные изделия различной формы. Кроха до года будет с удовольствием перебирать их пальчиками. Для детишек постарше - занятия посложнее.

Кукла из небольшой пластмассовой бутылки 
Под пробкой-шапочкой нарисуйте смешную рожицу, а вместо рта проделайте отверстие диаметром 1— 1,5 см (края обработайте, чтобы малыш не поранился). Предложите ребенку: "Давай покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, черепашек и рожки. Покажите малышу, как проталкивать "еду" в ротик куклы.

Сделайте отверстия в пластиковых баночках. Одну для монет или пуговиц (можно использовать копилку с готовым отверстием), другую для толстых макарон или горошин, третью для тоненьких макаронинок (можно использовать пластиковую солонку с дырочками-отверстиями), покажите малышу, как проталкивать все эти мелочи, для каждой потребуется строго определенный захват (положение пальчиков).

Макаронные аппликации 
Макароны хорошо крепятся клеем ПВА или крахмальным клейстером к любой поверхности — бумаге, цветочному горшку, бутылке, рамочке для фотографий... Красиво смотрятся макароны-ракушки, бантики и бабочки. Готовое изделие можно раскрасить — получится необычно и стильно.

Бусы для любимой бабушки. Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача ясна: нанизать макаронины на шнурок. Конечно, для выхода в свет такая бижутерия не подойдет, однако для домашнего праздника вполне приемлема.

Бумажная пластика

Игры с бумагой могут надолго занять кроху, к тому же такое времяпрепровождение пойдет малышу на пользу, а от родителей не потребует особых материальных затрат.

Научите ребенка мять бумагу и скатывать из мятых листов шарики. А 2-летний малыш вполне может самостоятельно сделать из них бумажную скульптуру —забавного снеговика.

Полезное занятие — "отщипывание — отрывание" пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Полученные обрывочки пусть малыш сложит пальчиками в пластиковый стаканчик из-под йогурта — получится бумажное мороженое.

Покажите ребенку, как скатывать рулончики из бумажных полосок — это будут рулетики или улиточки — кому что нравится!

Другие полезные и интересные игры

Рисуйте специальными пальчиковыми красками делайте отпечатки всей ладошкой и каждым пальчиком в отдельности.

Сделайте «безопасное» тесто для лепки 
Рецепт теста: мука, соль, вода, немного растительного масла, можно краску добавить краску или пищевой краситель, хорошо размесить). Оно слишком соленое, чтобы ребенок захотел его съесть, хорошо мнется, послушное, фигурки быстро застывают, потом их можно еще и раскрашивать. Из такого теста можно не только лепить, но и вырезать ножиком или с помощью специальных формочек, делать фигурки. Украшать макаронами, зернышками, пуговицами, ракушками и т. д.

Рыбалка 
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Можно делать это и руками.

Разные крышки и замочки 
Подготовьте баночки, которые по-разному открываются и закрываются, можно дать еще кошелечек с разными кнопками, молниями и т.п.). 
Купите игрушечный мобильный телефон: ребенок с удовольствием будет нажимать на разные кнопочки.

Глазомер 
Поставьте перед ребенком несколько баночек, емкостей с закрытыми крышками (они должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать их сразу открытыми (это сложнее).

Домашнее хозяйство 
Предложите ребенку помыть или подмести пол, протереть пыль, помыть посуду, куклу и т. п. Для этого вы должны выдать ему «орудия труда» и, возможно, униформу. Кроме того, для мытья и стирки потребуется немного воды, маленькая тряпочка или губка и т. п. Покажите ребенку, как нужно стирать по-настоящему: намыливать, полоскать, отжимать, встряхивать и развешивать. В наш век автоматической стирки большинство детей этого никогда не видели. Если вы натяните на уровне ребенка веревочку и дадите прищепки, восторгу не будет конца. Веревку (шнурок) можно привязать к двум стульям. Чтобы ребенку было интереснее, вырежьте из картона специальные заготовки — силуэты елочки, ежика или солнышка. Тогда малышу будет гораздо увлекательнее цеплять елочке и ежику "иголки" из прищепок, а солнышку "лучики".

Песочница 
Можно просто в таз или небольшой надувной бассейн набрать песок, прокалить его в духовке или привезти с моря), малыш с удовольствием будет копаться в нем, зарывать разные предметы, лепить куличики и строить замки. Продемонстрируйте ребенку разные возможности: раскопайте песок, постройте гору, спрячьте в песке какие-то фигурки, найдите их, делайте отпечатки разными предметами, пальцами, ладошками и т. д. Пуговки-застежки. На лоскут ткани нашейте пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Покажите малышу, как продевать пуговицы в петли. Когда все пуговицы будут застегнуты, начинайте сначала.

Что еще поможет ребенку потренировать свои пока непослушные пальчики?

— Если у вас сохранились старые счеты с крупными костяшками, малышу понравится туда-сюда передвигать их, щелкать и греметь ими.

— Немного фантазии, и застежка-молния превратится в замечательную развивающую игрушку.

— Дайте изоленту и ножницы. Отрезая её короткими кусочками, прилепляем куда угодно (она, в отличие от скотча не оставляет следов), можно изобразить дом, дерево, птичку…

— Трехлетке поручите забивать гвоздики в кусок пенопласта (конечно же, под чутким папиным руководством).

— Пусть кроха обрисовывает на листе бумаги свои ладошки — это лучшие трафареты в таком возрасте!

— Hашейте на лоскут ткани крючочки, кнопочки — пусть ребенок тренируется застегивать!

— Дайте малышу уже ненужные телефоны с диском и кнопочками, — тогда отпадет потребность в покупке панели-тренажера для пальчиков.

— Для совсем малюсеньких ручек соорудите подвесные забавки. Для этого к длинной ленточке пришейте по два мешочка разного цвета. В них насыпьте различные наполнители (горох, гречка, фасоль, грецкие орехи, семечки, мятая бумага, фантики от конфет). Сделайте 3-4 таких забавки и меняйте их, подвешивая на кроватку за ленточки. (Наполнители должны быть надежно зашиты в мешочках, а ленточки крепко привязаны к кроватке.) Маленькие дети очень любят перебирать пальчиками незнакомые предметы. К тому же такая игрушка еще и издает любопытные звуки.

— Предложите ребенку очистить от скорлупы вареное яйцо. 2-летний малыш вполне справится с этим заданием, а заодно и пальчики потренирует.

— 1,5 литровую пластиковую бутылку очень занятно засовывать  карандаши.

Помните, что цель ваших занятий по развитию мышц рук малыша —развитие его межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия. Проще говоря, развитие интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка необходимо начинать с развития движений пальцев и кисти. Ведь именно развитие кистей играет важную роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как руки имеют самое большое представительство в коре головного мозга.

Игры для детей:

  • сильные ладошки
    Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).
  • мозаика
    Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).
  • конструктор
    Величина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).
  • бусины
    Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».

нанизывание бусин

Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать». 

УПРАЖНЕНИЯ С БУСИНАМИ; © Аверина Кристина



выкладывание фигур с помощью бусин

Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель упражнения - научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов. Например, можно выложить круг, квадрат, сердечко, спираль и т.д. 

УПРАЖНЕНИЯ С БУСИНАМИ; © Аверина Кристина


  • шнуровки
    Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования»: например попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).
  • волшебный поднос
    На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
  • разноцветные прищепки
    Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.

УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ (Солнце, Тучка, Травка): увеличить картинку УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ (Стрекозки): увеличить картинку УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ (Рыбка): увеличить картинку УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ (Птичка, Ёжик, Ёлка): увеличить картинку УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ (Дерево): увеличить картинку

УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ


УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ (Стрекозки); © Аверина КристинаУПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ (Солнце, Тучка, Травка); © Сосновская НатальяУПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ (Рыбка); © Аверина КристинаУПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ (Птичка, Ёжик, Ёлка); © Аверина Кристина

    
УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ (Дерево); © Аверина Кристина

упражнения с прищепками

Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала возьмите руки ребенка в свои и выполните упражнение в месте с ним.

  • золушка
    Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
  • забавные картинки
    По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
  • счетные палочки
    Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
  • маленький скульптор
    Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.


УПРАЖНЕНИЯ С ПУГОВИЦАМИ


УПРАЖНЕНИЯ С ПУГОВИЦАМИ; © Сосновская Наталья



застегни пуговку

Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра. Во втором прорежьте соответствующие петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем возьмите руки малыша в свои и повторите упражнение. И только после этого предложите малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если малыш не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение и для его успешного выполнения требуется тренировка. 

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ИЗ БУМАГИ


Автор: Анна Яранова. 

САМОДЕЛЬНЫЙ ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ИЗ БУМАГИ; © Яранова Анна


Что такое пальчиковый кукольный театр?
Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее. Пальчиковый кукольный театр можно купить в магазине или сделать самому. 

Для чего нужен пальчиковый кукольный театр?
Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. 

Как сделать пальчиковый кукольный театр?
Пальчиковый кукольный театр можно связать на спицах или крючком, сшить из плотной ткани, сделать из картона, баночек или стаканчиков от йогурта, а также из простой или цветной бумаги. 

САМОДЕЛЬНЫЙ ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ИЗ БУМАГИ; © Яранова Анна САМОДЕЛЬНЫЙ ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ИЗ БУМАГИ; © Яранова Анна



Пальчиковый кукольный театр из бумаги:
К изготовлению пальчикового кукольного театра из бумаги можно и нужно привлечь малыша. Процесс создания фигур из бумаги может оказаться для него чрезвычайно интересным. В зависимости от возраста доверьте ему те задания, с которыми он справится: складывать бумагу, приклеивать ушки, закрашивать или рисовать мордочки и лица - любое из этих занятий доставит малышу много радости, если Вы сами с увлечением и радостью будете мастерить вместе с ним. 

Разрезные картинки
Можно изготовить для ребенка пазлы – головоломки. Они прекрасно развивают интеллект ребенка, учат логически мыслить, развивают пространственное восприятие, воображение. Кроме того, такие игрушки вырабатывают в детях терпение, усидчивость, способность довести дело до логического завершения. Для того чтобы сделать 
пазлы своими руками возьмите любую картинку (желательно выбирать ту, которая интересна для ребенка), наклейте ее на картон и разрежьте ее сначала на две половинки. Для деток постарше можно предложить собрать картинку из четырех, шести кусочков, а затем смешать воедино «пазлы» двух картинок и т.д. Постепенно усложняйте задачу.

Собираем фигуры 
Предлагаем вам смастерить простую, но очень полезную игру. Вырежьте из цветного картона несколько крупных геометрических фигур: квадрат, круг, ромб, прямоугольник, треугольник. Разрежьте их на две части. Предложите малышу собрать фигуру из двух частей, а заодно и выучить, как она называется. Усложнить задачу можно, сделав несколько фигур различных цветов. Такая простая, на первый взгляд, игра прекрасно тренирует зрительную память, развивает моторику пальцев и пространственное мышление.

Детские развивающие игры для малышей
Детей постарше можно познакомить с частями, разделив картонный “торт” между всеми членами семьи или, предложить их куклам.

Вот еще один вариант развивающей игры для детей своими руками. Возьмите разноцветный картон (4-6 цветов). Нарисуйте на картоне, например, машинку (всего должно получиться 4-6 машинок). Каждую машинку разрежьте на 4-6 частей. Вырежьте также 4-6 разноцветных карточек и сделайте кубик с разноцветными гранями. Предложите ребенку выбрать, машинку какого цвета он будет собирать, в знак напоминания выдайте малышу карточку соответствующего цвета. Игроки по очереди бросают кубик. Если выпадает “свой” цвет (т.е. цвет имеющейся карточки), игрок забирает себе кусочек “своей” машинки. В противном случае – нужно пропустить ход. Выигрывает тот, кто быстро и правильно сложит «свою» картинку.

Игра: найди хвост.

Развиваем внимание
Подыщите картинки различных животных, птиц, рыб. Наклейте их на картон. Аккуратно отрежьте им хвостики. Предложите ребенку помочь бедным животным, и найти «пропажу».

Подготовьте картинки или нарисуйте рисунки самостоятельно. Приклейте их на картон. Вырежьте из каждой картинки фрагмент в виде круга или квадрата, и предложите ребенку «вставить» их на место. Чем меньше ребенок, тем крупнее должны быть детали. В одной картинке можно сделать несколько «отверстий». Если малышу занятие пришлось по душе, можно изготовить различные детские развивающие игры для малышей такого плана.

Можно придумать интересную игру бродилку, смастерив кубик и фишки. Для этого достаточно взять большой лист бумаги и нарисовать кружки с цифрами. Игру можно адаптировать специально для вашего малыша. Можно сделать кубик со знакомыми ребенку цифрами, например, 1 и 2. На карточке можно написать задания (например, отгадать загадку, рассказать стишок, решить задачку, и т.д.). Отметьте особым образом некоторые кружки. Попав на них, игрок должен вытащить карточку и выполнить указанное в ней задание. Тогда он может двигаться вперед, навстречу новым приключениям!

С помощью такой игры можно изучать английские слова. Для этого возле кружков наклейте изображение животных. Попав на кружок, нужно вспомнить название животного на английском». Для деток помладше можно предложить придумать рассказ про животных или просто ответить на вопрос: «Как говорит это животное» (га-га, му-му). В качестве фишек можно использовать спичечные коробки (можно оформить их настоящими кораблями), обычные пуговицы, маленькие игрушки и т.д. Если окрасить кружочки в разные цвета, можно обучать малыша цветам.          Такие бесплатные детские игры бродилки позволят вам и вашему ребенку проводить время с пользой.

Я привела в пример лишь  некоторые идеи для создания развивающих игр для детей. Проявите фантазию, адаптируйте игру, учитывая индивидуальные особенности своего малыша, ведь никто не знает его лучше, чем вы! Мы уверены, что вы оба получите максимум удовольствий от общения друг с другом!

ированного вида №78» « Звездочка»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2011-2012 учебный год

г.Курган

Ф.И.О. ТОПЫЧКАНОВА  ОКСАНА  ВЛАДИМИРОВНА

Дата рождения 26.03.79

Домашний адрес г.КУРГАН,  мкр-он « ЧЕРЁМУХОВО», ул.КОМСОМОЛЬСКАЯ  дом 3, кв.16

Образование  ВЫСШЕЕ

Год окончания  2001

Специальность по диплому  учитель – логопед

Место работы МБДОУ « Детский сад  комбинированного вида №78»             « Звездочка»

Должность  учитель – логопед

Общий педстаж  13 лет

Квалификационная категория  первая

Дата присвоения  2008 год

Курсовая подготовка  Удостоверение №25 от 28.10. 07 « Самоанализ педагогической деятельности» - 20ч.,  Удостоверение №008065 от 25.01.08 «Развитие и образование детей с нарушениями речи» - 72ч., Справка         № 3747 от 15.02.08 « Использование информационных технологий в ОУ» - 18ч.

ЕДИНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА ДОУ:  ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ Д/С:

  1. Совершенствовать систему работы по развитию связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности, используя современные методы и технологии.
  2. Повысить педагогическую и психологическую грамотность родителей через активное включение в деятельность дошкольного учреждения.
  3. Оптимизировать систему воспитательно – образовательной работы ДОУ в соответствии с ФГТ, путем внедрения рабочих программ на основе комплексно – тематического планирования.

Индивидуальная тема самообразования: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Время работы над темой: сентябрь 2011 – май 2012г

Цель:   Обобщить опыт работы по теме.

Задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

3. Пополнить развивающую среду кабинета.

ПЛАН РАБОТЫ

№п/п

Содержание

сроки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Изучение методической литературы.

 Проведение семинара – практикума для родителей : « Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Изготовление буклета для родителей « Комплексы артикуляционной гимнастики».

Оформление папки – передвижки:

« Артикуляционная гимнастика».

 Обобщение педагогического опыта по теме: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи».

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

Оформление картотеки артикуляционных упражнений по лексическим темам.

Отчет на педсовете( система работы)

в теч.года

ноябрь

ноябрь

декабрь

февраль

в теч.года

в теч.года

в соответствии с год.планом

Отчет по самообразованию

№п/п

Содержание

Сроки

Отчет о выполнении

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Изучение методической литературы:

Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка.

Воробьёва Т.А,Крупенчук О.И. Логопедические упражнения.

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.

Куликовская Т.А.  Артикуляционная гимнастика в считалках.

Косинова Е. Гимнастика для развития речи.

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.

Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. и др.

 Проведение семинара – практикума для родителей :

« Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Изготовление буклета для родителей « Комплексы артикуляционной гимнастики».

Оформление папки – передвижки:

« Артикуляционная гимнастика».

Систематизировать опыт работы по теме: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи».

Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме:

- картинки для проведения артикуляционной гимнастики;

- красные варежки на руку каждого ребенка для выполнения упражнений методом биоэнергопластики;

- стихи, считалки, сказки  для проведения арт. гимнастики

- индивидуальные зеркала 9/12

Оформление картотеки артикуляционных упражнений по лексическим темам.

Отчет на педсовете (система работы)

в теч.года

ноябрь

ноябрь

декабрь

февраль

в теч.года

в теч.года

в соответствии с годовым планом

выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

выполнено

невыполнено

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: « Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития звукопроизношения»

 Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии:              

М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

  • Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
  • Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

            Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата. Им доступно выполнение простейших артикуляционно – двигательных и мимических упражнений. Например « часики», «качели», « окошко», « улыбка». В начале логопед  учит детей  выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течении некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью широко используется игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, камушки, бусы… Затем логопед  знакомит детей с динамическими упражнениями: «лошадка», «маляр», «вкусное варенье». Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом перед зеркалом.   Логопед  обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции. В старшем дошкольном возрасте  логопед  знакомит детей с такими названиями, как нёбо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «грибок», «гармошка», «кучер»….

Существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик.

В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки чётких артикуляционных позиций губ и языка, такая структура позволяет решить ряд других задач, а именно:

  • улучшить координацию движений пальцев рук;
  • выработать правильное речевое дыхание;
  • развить интонационную выразительность голоса;
  • научить выражать свои чувства и эмоции;
  • совершенствовать пластику движений.

Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения у детей. .

При работе придерживаемся следующих аспектов:

  • В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, на НОД  логопеда и воспитателей, а также в режимные моменты чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
  • Продолжительность видов деятельности  в режимные моменты или так называемые  « пятиминутки»:
  • 1 минута – развитие мелкой моторики;
  • 1 минута – развитие дыхания и голоса;
  • 1 минута – развитие мимики;
  • 2 минуты – развитие артикуляции;
  • Артикуляционная гимнастика проводится в группе в течении дня 2-3  раза,  сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
  • Комплекс упражнений сочетает в себе статические и динамические упражнения.
  • При выполнении новых упражнений обязательно закрепляются старые.
  • Перед артикуляционными упражнениями используются дыхательные, голосовые, мимические.

Комплексы артикуляционной гимнастики, для сохранения интереса и поддержания мотивации ребёнка к НОД соответствуют годовому тематическому планированию.  А также используется язычок в форме варежки, которая надевается на ведущую руку взрослого и ребенка; при этом рука и язык выполняют синхронные движения. То есть рука (варежка) помогает движению языка и проведению  артикуляционной гимнастики – метод биоэнергопластики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Скоро в школу!" - рекомендации для родителей логопедической группы.

Необходимо помнить, что под «Готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но  их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития...

Памятка для родителей логопедических групп

Для детей логопедических групп посещение музыкальных занятий очень и очень важно. Это полезно знато всем родителям таких детей....

Перспективное планирование работы с родителями логопедической группы детского сада

Перспективное планирование помогает   добиться тесного взаимодействия, партнёрских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития, создание атмосферы сотрудничеств...

Памятки для родителей логопедической группы.

Данный материал подобран с целью помочь родителям логопедической группы....

КВН для родителей логопедической группы "Готовимся к школе".

Данная разработка представляет шесть конкурсов для родителей детей подготовительной логопедической группы. Родители упражняются в определении первого звука в слове, в нахождении места звука в слове, в...