За консультацией к логопеду необходимо обращаться в два, три и четыре года. Почему именно на этих возрастных этапах?
консультация по логопедии на тему
Когда ребёнок только начинает говорить, его речь умиляет и радует родителей. Малыш подрастает, и родители вдруг с огорчением замечают, что на фоне своих сверстников он говорит хуже, не так чисто
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logo.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда ребёнок только начинает говорить, его речь умиляет и радует родителей. Малыш подрастает, и родители вдруг с огорчением замечают, что на фоне своих сверстников он говорит хуже, не так чисто.
Однако многие родители не сразу обращаются к логопеду, почему-то ждут, когда ребёнку исполнится пять лет, мотивируя свои действия тем, что «так принято». Такое мнение крайне ошибочно!
Ребёнку двух, трёх, четырёх лет логопед сможет помочь сформировать чистую речь, а в четыре с половиной, пять лет и далее логопеду придётся исправлять неправильно сформированные звуки.
Таким образом, родители должны обращаться за помощью к специалисту на раннем этапе речевого развития ребёнка.
Почему ребёнок не научился говорить правильно?
Надо вспомнить, что наш язык является важнейшим мышечным органом. Когда мы произносим звуки, язык находится в постоянном движении. Но эти движения не хаотичны, а строгого порядка, так как язык занимает чётко определённое место при произношении звука.
Язык в процессе формирования звукопроизношения ищет правильное положение. В силу чрезмерной подвижности (или наоборот, вялости) движения языка не упорядочены, поэтому ребёнок совершает множество замен одних звуков другими (шапка – сяпка, лапа – вапа)
Мышца языка растёт вместе с ребёнком и становиться более эластичной, гибкой. В процессе роста совершенствуются, а затем и автоматизируются её двигательные навыки, возникает меньше ошибок при звукопроизношении и ребёнок начинает говорить правильно и чисто.
Но если язык остаётся вялым и напряжённым, то при автоматизации звуков он занимает неверное положение. И как следствие, ребёнок в пять, шесть, семь лет продолжает говорить, как в два – три года. В лучшем случае у него остаются проблемы с одним-двумя звуками.
Какие причины являются предпосылками недостаточной активности речевого развития?
Как правило, эти причины можно разделить на видимые и невидимые.
Видимые причины:
• Врождённые расщелины нёба и губ (необходимо вмешательство специалистов-хирургов);
• Неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть заметно выдаются вперёд (консультация ортодонта);
Короткая уздечка языка (подъязычная связка). Если у ребёнка короткая уздечка, то она сдерживает движения языка. Не следует спешить её подрезать. Уздечка эластична и от специальных артикуляционных упражнений она растягивается
Невидимые причины, как всё невидимое, гораздо сложнее и коварнее, и поэтому имеют неприятные последствия.
Невидимые причины:
• негативные факторы в период беременности, тяжёлые роды;
частые болезни, инфекции, травмы, аллергия, стрессовые ситуации в период
частые болезни, инфекции, травмы, аллергия, стрессовые ситуации в период раннего возраста ребёнка (до двух с половиной – трёх лет;
• неблагоприятные факторы речевого окружения (кто- то в семье имеет дефекты звукопроизношения).
Невидимые причины затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляя их. Поступающие из мозга слабые сигналы не способствуют полноценному речевому развитию, и ребёнок в большинстве случаев начинает говорить после двух-трёх лет.
Как показывает практика, у детей задержка в речевом развитии в основном связана с недостаточной подвижностью языка. В следствии этого ребёнок не в состоянии правильно произносить звуки и чисто говорить.
На что обращает внимание логопед при обследовании ребёнка?
На консультации специалист обращает внимание на:
• строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое и мягкое нёбо, язык, уздечка);
• состояние артикуляционной моторики (движение нижней челюсти, губ, языка, работа мышц лицевой мускулатуры);
• состояние дыхательной и голосовой функции (речевое дыхание, её объём и частота, громкость и тембр голоса);
• особенности просодической стороны речи (темп, ритм, размещение пауз в потоке речи);
• понимание обращённой речи (в том числе понимание и выполнение инструкций);
• грамматический строй речи (словообразование, изменение слов по числам, падежам и т.д.);
• словарный запас;
• наличие связной речи (использование простых распространённых предложений и т. д.);
• произношение звуков;
• звукослоговую структуру слова (произношение сложных слов);
• фонематическое восприятие (правильное восприятие слов на слух;
• фонематический анализ и синтез (умение выделять определённые звуки в слове: У-дочка, к-О-т, игл-А).
По итогам обследования логопед составляет заключение и даёт рекомендации о необходимости индивидуальных коррекционных занятий со специалистом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В каких случаях необходимо обращаться к логопеду?
Консультация для родителей....
статья "Когда необходимо обращаться к логопеду?"
Статью можно использовать для консультации родителям на стенде....
"Почему именно в дошкольном возрасте необходимо начинать экологическое образование?"
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного...
Когда необходимо обращаться к логопеду.
Консультация для родителей....
В каких случаях необходимо обращаться к логопеду?
Эти советы помогут понять родителям , нужна ли помощь логопеда их ребенку....
Консультация для родителей "КОГДА НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?"
Очень часто современные родители не видят грань между нормальным развитием ребенка и какими-то небольшими отклонениями. Причем, все это связано с нынешней общедоступностью информации: интернет, журнал...
Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит в три - четыре года"
В помощь родителям...