Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок
воспринимает слово глобального, ориентируясь только на его смысловую
сторону, и не воспринимает сторону фонематическую, т.е. последовательность звуков его составляющих.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом
является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на
составляющие его элементы (звуки), установление их количества и
последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок
не в состоянии из ряда звуков составить слово.
07.02.2022
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_i_sintez.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного
возраста»
Одно из направлений в современной логопедии – формирование
навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И
почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного
обучения?
Трудности и пути их решения при обучении навыкам звукового
анализа и синтеза.
Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также
установление связей, отношений между ними.
Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое
отдельных частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.
Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение
отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам
(гласный - согласный, твердый - мягкий).
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок
воспринимает слово глобального, ориентируясь только на его смысловую
сторону, и не воспринимает сторону фонематическую, т.е. последовательность звуков его составляющих.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом
является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на
составляющие его элементы (звуки), установление их количества и
последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок
не в состоянии из ряда звуков составить слово.
К примеру, на вопрос взрослого: «Какое слово получится, если
соединить звуки К, О, Р, М?» Ребенок отвечает: «Рома».
Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении
слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные
звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой
анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом
восприятии.
Чтобы развить это восприятие, родителям следует играть с ребенком в
следующие игры:
«Повтори за мной».
Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребенок
повторяет (м-м-мыло, маш-ш-ш-ина, дом-м-м). Необходимо, чтобы ребенок
научился выделять звук при произнесении слова.
«Найди место звука в слове».
Чтобы ребенку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги,
разделите ее на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую
Вы будете передвигать вместе с ребенком по дорожке. Определитесь, место
какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово
и делайте акцент на звуке (с-с-санки, поднос-с-с). Если звук слышится
вначале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в
конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.
«Назови первый звук в слове».
Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и
бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове и
бросает мяч взрослому.
«Назови слово на заданный звук».
Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает
ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.
И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет,
какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово,
интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на
заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что
ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова -
это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они
в этом слове находятся.
Что это значит? Если Вы спрашиваете ребенка, из каких звуков
состоит слово кот, а он отвечает вам: «В слове кот есть звук [о], звук [к] и
звук [т]», это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не
умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ - основа
грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш
ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!
Новый этап обучения - новые задачи. Значит, мы должны дать
ребенку новые средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда
мы учили детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по
звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении
ребенка звуковому анализу слов этого недостаточно.
Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно
должно быть понятно, материально представлено.
Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его
звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его
составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они
слышатся в слове. Какой первый звук в слове весна? Давайте послушаем,
выделим этот звук голосом: вь-вь-вьеспа — первый звук [в']. А второй? Вьэ-
э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове - [э].
В старшей и подготовительной группе ребята знакомятся с
характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя
специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребенку сделать звуковой
анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а
какие — согласные. Давайте вспомним, что гласные звуки - это звуки, при
образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути
преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При
произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти
звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребенком: [а], [о], [у],
[ы], [э], [и]. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Согласные звуки — звуки речи, состоящие из голоса и шума или
только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает
различные преграды: зубы, губы, язык и небо. Произнесите эти звуки вместе
с ребенком: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х],
[ц], [ч], [ш], [щ]. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие
звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные - синим.
Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные
моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание
узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребенок может
составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких
пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек
соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.
Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру будет в том случае,
если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с
завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или
закрывать самостоятельно. Можно самостоятельно сделать коробочку для
звукового анализа и заполнить ее жетонами. Разноцветные жетоны
развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.
Давайте и мы с вами попробуем. Звуковой анализ слова МАК
• М-м-мак - произнесите, как я. Какой первый звук в этом слове? Он
гласный или согласный? Возьмем фишку, которая обозначает
твёрдый согласный звук.
• Мааак - повторите, как я. Какой звук мы слышим после [м]? Какой
это звук? Берем фишку, обозначающую гласный звук, и размещаем
ее после [м].
• Маккк (подчеркнуто артикулируется звук [к]) - какой последний
звук в этом слове? Он гласный или согласный? Берем фишку,
обозначающую твердый согласный звук, кладем ее после звука [а].
• Назовите все звуки в слове мак по порядку.
• Где находится звук [а]: в начале, в конце или в середине слова?
• Какой первый звук в слове мак? А какой в этом слове последнийзвук?
• Назовите гласный звук в слове.
• Назовите согласные звуки в слове.
• Сколько всего звуков в слове мак?
При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь Вы можете
предложить ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и
еще раз предложить ребенку произнести слово по звукам. Не рекомендуется
переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова.
Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим
занятиям.
Чтобы развивать синтез мышления, играйте с ребенком в игру
«Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребенок отгадывает
слово ([р], [а], [к] -рак).
Помните, в ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности,
связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и
синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребенку
успешно учиться в школе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....
Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Консультация для воспитателей
Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. Даннай методический материал поможет обучить дошкольников с речевыми проблемами звуковому анализу с помощью занимательных иг...
Образовательный проект «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через систему развивающих игр»
Развитие звукового анализа и синтеза и фонематической системы в целом — актуальная проблема в современных условиях. На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха ...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устоячивом фонетическом восприятии. Чтобы развить это восприятие, предлагаем родителям поиграть с ребенком....
Консультация "Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Материал предназначен для родителей и педагогов по ЗКР в ДОУ....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое отдельных частей предмета и его признаков,...