Причины возникновения речевых нарушений.
презентация по логопедии на тему
Презентация рдля родителей раскрывающая нормы развития речи и причины влияющие на нарушение речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Причины возникновения речевых нарушений. | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое Речь? Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних предпосылок (биологических) не достаточно. Она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. ВАЖНО!!! Общение ребенка с эмоционально близким ему человеком.
Функции речи: КОММУНИКАТИВНАЯ ОНА формируется пэтапно : 1. Довербальный этап 2. Этап возникновения 3. Этап речевого общения II . РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО МЫШЛЕНИЯ. III . РЕЧЬ – СРЕДСТВО РЕГУЛЯЦИИ ВПФ.
Причины речевых нарушений 1 гр. Органические или морфологические Самые тяжелые Покровные ткани, связки, сухожилия - мышцы, кости, хрящи ( III отдел периферический ). Поражение черепных нервов I и II блока снаружи и внутри. 2 гр. Функциональные причины Большей частью касаются нарушений ЦНС и периферической, т. е. они не дееспособны по каким – то обстоятельствам. Эти причины исчезают сами собой или под воздействием мед. лечения, логопедического-коррекционного воздействия. 3 гр. Психогенные причины Перенесенные эмоциональные и психически – яркие переживания (заикание) 4 гр. Социально-психолого-педагогические -неблагоприятная речевая среда (нет нормы ) (семьи - УО, ассоциальные , глухие, слабослышащие , билингвисты ) -наследственная предрасположенность, генетические аномалии (по наследству).
Причины речевых нарушений по времени возникновения 1.Пренатальный период (внутриутробный) - Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), нефропатия (более тяжелая стадия гестоза ), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы). - Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция) - Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество - непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи. - Нарушения сроков вынашивания плода ( гестации ) - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель). - Курение . Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием замедляется транспортировка аминокислот от матери к плоду, поэтому малыш плохо прибавляет в весе (дефицит массы тела ребенка при доношенной беременности может достигать 300 г и более, причем он сохраняется в течение первого года жизни). У будущих мам, выкуривающих более 20 сигарет в день, рождаются гиперактивные малыши, таким детям зачастую труднее дается учеба. - Ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода.
Алкоголь и наркотические вещества . Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект. Они растут медленнее, отличаются гипервозбудимостью . У них характерные черты лица: удлиненное лицо, низкий лоб, недоразвитый подбородок и ушные раковины; а также косоглазие. Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача. Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин ). На ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода. Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода. Работа на вредном производстве (повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода. Стресс , который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.
Причины речевых нарушений по времени возникновения 2. Н атальный период (роды) - Родовые травмы , вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: узкий таз матери, наложение щипцов на голову малышу (это делают, чтобы помочь ему появиться на свет), гематома и родовая опухоль головы. - Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга. - Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например искусственная вентиляция легких более 5 дней. -Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).
3. Постнатальный период (первые годы жизни) - Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции ( менингоэнцефалит , менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха. - Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить . -Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова. - Длительные простудные заболевания , воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка . Прием ототоксических антибиотиков приводит к снижению слуха. Причины речевых нарушений по времени возникновения
Классификация речевых нарушений Психолого-педагогическая I .Нарушение средств общения 1. - ФИД (фонетически изолированный деффект ) - ФН (звукопроизношение нормальное, а звукоразличение страдает) 2. ФФН ( наруш . звукопроизношения и звукоразличения ) 3. ОНР (Общее недоразвитие речи. Нарушение фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. 4 уровня.) 4. ЛГНР (нарушение лексико-грамматического строя речи ) II . Нарушение в применении средств общения Заикание - нарушение коммуникативной функции речи (нарушена просодика) Клинико-педагогическая I .Нарушение устной речи 1.Нарушение внешнего фонационного(звукового) оформления высказывания а)Триада первично нарушенной просодики -нарушение голоса -нарушение темпа речи ( брадилалия , тахилалия ) - логоневроз (нарушение темпоритмической организации речи) б)Триада первично нарушенного звукопроизношения - дислалия - ринолалия -дизартрия 2.Нарушение внутреннего структурно- семантического оформления высказывания а)алалия (а-отсутствие, лалия -речь) б)афазия (отсутствие речи в послеречевой период) I .Нарушение письменной речи 1.Специфические нарушения акта чтения - алексия (а- осутствие , лексус-читать) - дислексия (частичное отсутствие) - паралексия (следствие первичного речевого нарушен.) 1.Специфические нарушения акта письм - аграфия ( графус – письмо, буква) - дисграфия (нарушен фонем слух) - дизорфография
Развитие речи ребенка в норме Мне 1 год Повторяю за окружающим слоги и их цепочки, говорю ма-ма , да-да, па-па. Мой словарный запас 5-8 лепетных слов. Копирую интонацию, - Воспроизвожу мелодическую схему знакомых фраз. Если малыш в годик почти не разговаривает, это еще не значит, что он отстает в речевом развитии. Для этого возраста характерно более быстрое пополнение пассивного словаря, нежели активного.
Развитие речи ребенка в норме Мне 2 года -Связываю слова в короткие предложения ; - Показываю изображение называемых предметов в книжке; - Выполняю просьбы взрослых: принести игрушку, выкинуть бумажку в ведро и т.п . -Понимаю речь взрослых и отвечаю на вопросы . - Умею здороваться и прощаться хотя бы символически . - Мой словарный запас до 200-300 слов.
Развитие речи ребенка в норме Мне 3 года Говорю о себе, используя личное местоимение «я ». Говорю предложениями, которые состоят из 3-5 слов. Говорю развернутыми фразами. Понимаю содержание сказок. -Правильно выговариваю подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л ). - Мой словарный запас около 1500 слов.
Развитие речи ребенка в норме Мне 3- 5 лет - Я могу оценить свою и чужую речь, заметить недостатки в произношении, иногда самостоятельно поправить себя . -Я использую все части речи в разговоре, правильно строю простые и сложные предложения. -Умею классифицировать предметы, находить однокоренные слова, применять притяжательные прилагательные (мамины духи). - Начинаю использовать в речи обобщающие слова, антонимы, синонимы . - У мею регулировать громкость разговора. - Появляются названия различных учреждений (почта, супермаркет, банк), профессий, обозначения материалов (деревянный, железный). -Мой словарный запас 2500-3000.
Развитие речи ребенка в норме Мне 5-7 лет -Правильно произношу сложные слова и предложения, сложные предлоги, согласовываю части речи, образовываю новые слова. -Я активно пользуюсь как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами . -Классифицирую предметы. -Самостоятельно могу составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки. -Понимаю обращенную речь в полном объеме . -Понимаю сложные двусмысленные тексты.
Рекомендации для родителей 1. Каждый ребёнок должен знать, что он семый любимый, желанный, и самый лучший. 2. Заботиться о своевременном развитии речи, внимания, мышления , слуха – основная задача родителей. И начинать надо с первых дней жизни ребёнка. 3. Старайтесь выслушать ребёнка, по возможности в доступной форме и согласно его возрасту отвечать на задаваемые им вопросы, а не уходить от ответа. 4. Необходимо больше общаться с ребёнком: играть, разговаривать, читать, обсуждать прочитанное. 5. Следует говорить с ребёнком чётко и грамотно. 6. Если у ребёнка имеются нарушения речи или задерживается речевое развитие, необходимо обратиться к специалисту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины возникновения речевых нарушений у детей.
Умение красиво говорить – это один из важнейших моментов в жизни каждого человека. Именно не знание правил русского языка, а умение правильно и грамотно выражать свои мысли. Количество детей, имеющих ...
Причины возникновения речевых нарушений у детей.
Презентация поможет учителю-логопеду детского сада подготовить и провести круглый стол, семинар, родительское собрание....
Причины возникновения речевых нарушений. Рекомендации.
в статье описаны причины возникновения речевых нарушений и даны рекомендаций по предупреждению данных нарушений...
Инфантильное глотание как причина возникновения речевых нарушений
Консультация освещает причины возникновения инфантильного глотания, влияние данного способа глотания на формирование речевой функции. Комплекс артикуляциоонойгимнастики направленный на устранение инфа...
Причины возникновения речевых нарушений
Речь, являясь уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью того или иного языка. Мозговая организация речевых функций стала п...
Причины возникновения речевых нарушений у детей
Презентация предназначена для ознакомления родителей с причинами и формами речевых нарушений....
консультация для воспитателей логопедических групп "Причины возникновения речевых нарушений у детей"
В консультации подробно рассматриваются 2 группы причин возникновения нарушения речи у детей: экзогенного и эндогенного характера....