Артикуляционные упражнения, способствующие коррекции звукопроизношения.
методическая разработка по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
ОЧЕРЕДНОСТЬ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ
ПРИ ДИЗАРТРИИ
- Гипертонус артикуляторики.
гласные: э а и ы о у
согласные: м м н н й л л ш р р п п б б т т д д
к к г г ф ф с с з з ш ж х х щ ч ц
- Гипотонус артикуляторики.
гласные: а э и ы о у
согласные: в в ф ф з з с с д д т т б б п п м м н н
г г к к х х й ж ш щ ц ч л л р р
- Дифференциация звуков:
ГС, С…Г, СГ, ГСГ, ССГ, ССГ, ГСС, ГСС
Активная артикуляционная гимнастика
(с функциональной нагрузкой: утрированное, четкое выполнение всех заданий
с максимальной амплитудой)
1. "ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм
2. "ОКНО" – "забор"- широко открыть рот с показом зубов
3. "МОСТ" – "забор"-"окно"- язык упирается в нижние зубы
4. "ПАРУС" – "забор"-"окно"-"мост"- широкий язык к верхним альвеолам
5. "ТРУБОЧКА" – "забор"- вытянуть губы вперед, нет дырочки
6. "ЗАБОР – ТРУБОЧКА" – в разном темпе
7. "ЛОПАТА" – "забор"-"окно"-"мост"- широкий язык положить на нижнюю губу, видны верхние зубы
8. "ЛОПАТА КОПАЕТ" – "забор"-"окно"-"мост"-"лопата"-кончик языка поднимается вверх.
9. "ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ" – "забор"-"окно"-"мост"-"лопата"-"лопата копает"(3р.) - язык в форме чашечки на верхнюю губу
10. "ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР" – "забор"-"окно"-"мост"-"лопата"-"лопата копает"-"вкусное варенье"- убрать язык за верхние зубы и подуть
11. "ЖУК" – включаем голос при "теплом ветре"
12. "ЛОШАДКА" – "забор"-"окно"-"мост"-"парус"- щелкать языком (держим подбородок под нижней губой)
13. "МОЛОТОК" – "забор"-"окно"-"мост"-"парус"- произносить "д", стучим 5-6 раз (при горловом "т")
14. "ДЯТЕЛ" – как"молоток", но "д-ддд"
15."ПУЛЕМЕТ"–"дятел"+толчок сильной воздушной струи
16. "ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР" – "забор"-"окно"-"мост"-"забор"- подуть на язык
17. "КОМАР" – как "холодный ветер", включаем голос "ззз"
18. "ПАРОХОД" – "забор"-"окно"-"мост"-"лопата - закусить кончик языка и произносить звук "ы" (2-3 сек)
19. "ПАРОХОД" – "забор"-"окно"- длительно произносить звук "а", неоднократно прижимая кончик языка к середине верхней губы: "ал, ал, …"
20."ПАРОХОД ГУДИТ" – "забор"-"окно"-"мост"-"лопата"-"пароход"- "ла,…" ("медведь плачет")
21. "МАЛЯР" – "забор"-"окно"-"мост"-"парус"- языком вперед-назад 3 р.
22. "КАЧЕЛИ" – "забор"-"окно"-"мост"-"парус"-мост"-"парус"- "мост"-парус", …
23. "ФОКУС" – "забор"-"окно"-"мост"-"лопата"-"лопата копает"-"вкусное варенье"- подуть.
СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ
(одно упражнение плавно переходит в другое)
"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм
"ОКНО" – широко открыть рот с показом зубов
"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы
"ЗАБОР" – широко открыть рот с показом зубов
"ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР" – подуть на язык
ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ
(одно упражнение плавно переходит в другое)
"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм
"ОКНО" – широко открыть рот с показом зубов
"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы
"ЛОПАТА" – широкий язык положить на нижнюю губу
"ЛОПАТА КОПАЕТ" – кончик языка поднимается вверх
"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ" – язык в форме чашечки на верхнюю губу
"ФОКУС" – подуть на ватку
"ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР" – язык за верхние зубы и подуть
ЗВУК "Р"
(одно упражнение плавно переходит в другое)
"ЗАБОР" – губы в улыбке, зубы не смыкаем на 1 мм
"ОКНО" – широко открыть рот с показом зубов
"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы
"ПАРУС" – широкий язык к верхним альвеолам
"ЛОШАДКА" – щелкать языком (держим подбородок под нижней губой)
"МОЛОТОК" – произносить "д", стучим 5-6 раз (при горловом -"т")
"ДЯТЕЛ" – как "молоток", но "д-ддд"
"ПУЛЕМЕТ" –"дятел"+толчок сильной воздушной струи (рот открыт)
ЗВУК "Л"
(одно упражнение плавно переходит в другое)
"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм
"ОКНО" – широко открыть рот с показом зубов
"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы
"ЛОПАТА" – широкий язык положить на нижнюю губу, видны верхние зубы
"ПАРОХОД" – закусить кончик языка и произносить звук "ы" (2-3 сек)
"ПАРОХОД ГУДИТ" – "ла,…" ("медведь плачет")
СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ
(одно упражнение плавно переходит в другое)
"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм
"ОКНО" – широко открыть рот с показом зубов
"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы
"ЗАБОР" – широко открыть рот с показом зубов
"ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР" – подуть на язык
ЗВУК "Л"
(одно упражнение плавно переходит в другое)
"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм
"ОКНО" – широко открыть рот с показом зубов
"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы
"ЛОПАТА" – широкий язык положить на нижнюю губу, видны верхние зубы
"ПАРОХОД" – закусить кончик языка и произносить звук "ы" (2-3 сек)
"ПАРОХОД ГУДИТ" – "ла,…" ("медведь плачет")
СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ
(одно упражнение плавно переходит в другое)
"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм
"ОКНО" – широко открыть рот с показом зубов
"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы
"ЗАБОР" – широко открыть рот с показом зубов
"ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР" – подуть на язык
ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ
(одно упражнение плавно переходит в другое)
"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм
"ОКНО" – широко открыть рот с показом зубов
"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы
"ЛОПАТА" – широкий язык положить на нижнюю губу
"ЛОПАТА КОПАЕТ" – кончик языка поднимается вверх
"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ" – язык в форме чашечки на верхнюю губу
"ФОКУС" – подуть на ватку
"ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР" – язык за верхние зубы и подуть
ЗВУК "Р"
(одно упражнение плавно переходит в другое)
"ЗАБОР" – губы в улыбке, зубы не смыкаем на 1 мм
"ОКНО" – широко открыть рот с показом зубов
"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы
"ПАРУС" – широкий язык к верхним альвеолам
"ЛОШАДКА" –щелкать языком (держим подбородок под нижней губой)
"МОЛОТОК" – произносить "д", стучим 5-6 раз (при горловом -"т")
"ДЯТЕЛ" – как "молоток", но "д-ддд"
"ПУЛЕМЕТ" –"дятел"+толчок сильной воздушной струи (рот открыт)
ЗВУК "Л"
(одно упражнение плавно переходит в другое)
"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм
"ОКНО" – широко открыть рот с показом зубов
"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы
"ЛОПАТА" – широкий язык положить на нижнюю губу, видны верхние зубы
"ПАРОХОД"–закусить кончик языка и произносить звук "ы" (2-3 сек)
"ПАРОХОД ГУДИТ" – "ла,…" ("медведь плачет")
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»
Примерные задания по развитию артикуляционной и общей моторики дошкольников....
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать ...
Презентация "Система артикуляционных упражнений в коррекции нарушений звукопроизношения у детей с НПОЗ.".
Материал подготовлен для ознакомления педагогического сообщества с работой учителя- логопеда на группе с НПОЗ, а именно, с подготовительны этапом коррекции звукопроизношения.В презентацию включены нек...
Роль артикуляционной моторики в коррекции звукопроизношения
Практические рекомендации для родителей...
Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения.
Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения....
Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка. Опыт работы.
Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка.Картотека игр с песком.Использование песочной те...
Презентация на тему: " Использование артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения" к родительскому собранию
Данная презентация знакомит родителей с артикуляционной гимнастикой. Может использоваться как мастер класс по выполнению артикуляционной гимнастики....