Роль артикуляционной моторики в коррекции звукопроизношения
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Вышкварка Тамара Эйвальдовна

Практические рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль артикуляционной моторики в коррекции звукопроизношения (практические рекомендации для родителей)

Речь – деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями. Для того, чтобы ребёнок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета. И. М. Сеченов отмечал: «… всякое ощущение по природе смешанное… к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другим.

В дошкольном учреждении в группах для детей, имеющих речевые нарушения, систематически ведётся работа по нормализации функций артикуляционной моторики. В комплекс мероприятий в зависимости от симптоматики конкретного речевого расстройства включаются: логопедический массаж, самомассаж органов артикуляционного аппарата. Большая роль в системе логопедической работы отводится артикуляционной гимнастике, которая проводится с детьми в течение дня 2-3 раза в течение 10-15 минут. Цель проведения артикуляционных упражнений: нормализация моторики артикуляционного аппарата и выработка основных артикуляционных укладов.

Таким образом, чем слаженнее и чётче будут работать органы артикуляционной моторики, тем скорей войдёт в речь ребёнка поставленный логопедом звук.

Для проведения артикуляционной гимнастики дома рекомендую следующий комплекс артикуляционной гимнастики:

Наказать непослушный язычок

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя".Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5-10.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Часики

Цель. Вырабатывать движения языком в стороны.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт логопеда.

Методические указания. 1. Подбородок не должен двигаться. 2. Губы не принимают участие в артикуляции. 3. Язык не заворачивается наверх.

Язык за зубами

Цель. Вырабатывать движения языка вверх - вниз за зубами.

Описание. Улыбнуться, открыть рот, чтобы были видны зубы. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания то верхних, то нижних зубов под счёт 1-2.

Методические указания. 1. Следить, чтобы зубы были видны и губы не накрывали их. 2. Следить, чтобы рот был открыт достаточно широко. 3. Добиваться точных движений языком.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать языка от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышался бл-бл (как индюк болобочет) .

Лошадка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, присасывая язык к нёбу (как лошадка цокает копытами). Проделать 10-15 раз.

Методические указания. 1. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Подбородок не двигается (можно придержать его рукой) ; работает только язык (подъязычная связка должна хорошо натягиваться). 3. Если не получается пощёлкивание, надо вернуться к упражнению «Приклей конфетку». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Маляр

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.

Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш]. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Грибок

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку) .

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Чашечка

Цель. Вырабатывать умение удерживать широкий, загнутый вверх язык.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, а затем, загнув кончик языка и боковые края вверх, потянуться языком вверх.

Методические указания. 1. Загнутый вверх язык не должен касаться верхних зубов. 2, Нижняя губа также не участвует в артикуляции звука.

P.S.Упражнения проводятся перед зеркалом, чтобы у ребёнка была возможность осуществлять контроль над правильностью выполнения упражнений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»

Примерные задания по развитию артикуляционной и общей моторики дошкольников....

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать ...

Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения.

Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения....

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка. Опыт работы.

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка.Картотека игр с песком.Использование песочной те...

Мастер-класс для родителей «Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»

Мастер-класс для родителей проведен в форме круглого стола. Родители узнали о важности артикуляционной тгимнастики и вместе с логопедом поучились делать ее правильно....

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения

Статья адресована учителям-логопедам, воспитателям компенсирующих групп и родителям....

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.

Что же такое артикуляционная гимнастика? И для чего она нужна?Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготав...