Логопедическая диагностика детей преддошкольного возраста
презентация по логопедии на тему
Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, своевременная качественная коррекция, с учетом компенсаторных возможностей ребенка - залог успешного преодоления ЗРР у детей от 1 до 3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическая диагностика детей преддошкольного возраста. | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Красивая и правильная речь – это залог будущих успехов Вашего ребенка в будущем! В последние годы одним из приоритетных направлений логопедической работы стало оказание помощи детям раннего возраста. Любой логопед знает, что самая основа правильной речи ребенка закладывается с 2 до 3 лет. Пластичность мозга ребенка преддошкольного возраста, сенситивной период формирования многих функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения.
Цель диагностики преддошкольного возраста: 1. Максимально рано выявить детей с задержками речевого развития 2. Сократить разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического воздействия. Требования к логопедической диагностике: 1. Л аконичность и доступность заданий (возможность как для экспресс-обследования, так и более углубленного изучения); 2. Наличие нормативных показателей для выявления отклонений и определения степени их выраженности; 3. Учет индивидуальных особенностей развития ребенка. Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, своевременная качественная коррекция, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, позволяют надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму рецидивы.
Общие требования к организации обследования: 1.Внешние условия . 2.Установление контакта. 3.Последовательность заданий. 4.Использование тестового материала. 5.Участие родителей в обследовании. 6.Проблемы мотивации. 7.Примерный комплект диагностического материала 8.Особенности процедуры обследования в условиях диагностической группы.
Логопедическое обследование включает в себя : С бор данных о раннем доречевом развитии, предречевом и речевом развитии ребенка до момента обследования (анализ выписок из истории развития, анализ этапного эпикриза в истории развития и др.) Обследование особенностей строения черепа, лица, наличие или отсутствие черепно-лицевых асимметрий при различных эмоциональных состояниях ребенка. Обследуется сформированность произвольных движений в мимической мускулатуре. Обследование ручной моторики Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата Обследование дыхательного аппарата Заключения узких специалистов
Обследование импрессивной стороны речи Понимание речи на уровне диалога. Понимание инструкций. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Понимание предложения. Различение существительных единственного и множественного числа. Состояние фонематического восприятия. Обследование экспрессивной стороны речи Диалог. Изучение активного лексикона детей. Изучение объема и типов предложений. Обследование грамматического оформления речи. Состояние словообразования. Общее звучание речи. Состояние голоса. Обследование звукопроизношения.
Заключение логопеда Выделяется : нормальное развитие ребенка развитие с опережением на один - два эпикризных срока (один - два квартала, полугодия), что является физиологической нормой. развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) . задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития.
Задержка темпов развития предполагает … Р ебенок отстает от своего нормально развивающегося сверстника только по срокам формирования психических процессов и речи, что задержка обусловлена замедлением темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе . Задержка развития предполагает… У ребенка качественно ухудшается формирование психических процессов и речи, а также то, что он отстает от своего нормально развивающегося сверстника по срокам формирования этих процессов.
По степени выраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку, значительную (среднюю) задержку, грубую (тяжелую) задержку. Тяжелая задержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим пять - шесть эпикризных сроков (четыре квартала и два полугодия), и неуклонно увеличивающимся отставанием по мере роста ребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубо изменены. При задержке средней тяжести (отставание на два - четыре эпикризных срока или два - четыре квартала, или два полугодия) временной дефицит становления возрастных навыков не имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложнения формирующихся функций. Появляющиеся навыки неполноценны или имеют качественные особенности. О легкой задержке развития говорит тот факт, что становление возрастных навыков запаздывает не более чем на один - два эпикризных срока (один - два квартала, одно полугодие). При этом отмечается тенденция к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста и коррекции.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогические условия формирования самостоятельности у детей преддошкольного возраста в ДОУ».
Актуальность выбранной нами темы на наш взгляд заключается в том, что ранний и дошкольный возраст являются сензитивными периодами для развития самостоятельности, а неправильное педагогическое со...
Логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.
Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а так же глубины и степени....
Логопедическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья
В нашей стране в последнее время широко развивается инклюзивное образование. Решение этой задачи предполагает хорошо налаженную работу целой команды специалистов, которые будут сопровождать детей с ог...
Предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете для детей преддошкольного возраста.
Создание рациональных условий и игровых пособий направленных на пропедевтику и коррекцию ЗРР у детей от 1 года до 3 лет....
Памятки для родителей по речевому развитию детей преддошкольного возраста.
Текст каждой памятки краток, понятен и содержит несколько игр, формирующих отдельный компонент речи ребенка от 1 года до 3 лет....
Особенности логопедической диагностики детей дошкольного возраста с дизартрией
В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед должен выявить структуру речевого дефекта (соотношение речевых и неречевых нарушений), сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционно...
Репина 3.А. Доросинекая А.В. "Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста".
В учебном пособии излагаются теоретические положения, необходимые для понимания природы нарушений фонетической стороны речи у детей, имеющих врожденную расщелину губы и нёба, показана отчетливая связь...