Логопедическая диагностика детей преддошкольного возраста
презентация по логопедии на тему

Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, своевременная качественная коррекция, с учетом компенсаторных возможностей ребенка - залог успешного преодоления ЗРР у детей от 1 до 3 лет

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая диагностика детей преддошкольного возраста. Учитель – логопед Сычева Яна Валерьевна

Слайд 2

Красивая и правильная речь – это залог будущих успехов Вашего ребенка в будущем! В последние годы одним из приоритетных направлений логопедической работы стало оказание помощи детям раннего возраста. Любой логопед знает, что самая основа правильной речи ребенка закладывается с 2 до 3 лет. Пластичность мозга ребенка преддошкольного возраста, сенситивной период формирования многих функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения.

Слайд 3

Цель диагностики преддошкольного возраста: 1. Максимально рано выявить детей с задержками речевого развития 2. Сократить разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического воздействия. Требования к логопедической диагностике: 1. Л аконичность и доступность заданий (возможность как для экспресс-обследования, так и более углубленного изучения); 2. Наличие нормативных показателей для выявления отклонений и определения степени их выраженности; 3. Учет индивидуальных особенностей развития ребенка. Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, своевременная качественная коррекция, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, позволяют надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму рецидивы.

Слайд 4

Общие требования к организации обследования: 1.Внешние условия . 2.Установление контакта. 3.Последовательность заданий. 4.Использование тестового материала. 5.Участие родителей в обследовании. 6.Проблемы мотивации. 7.Примерный комплект диагностического материала 8.Особенности процедуры обследования в условиях диагностической группы.

Слайд 5

Логопедическое обследование включает в себя : С бор данных о раннем доречевом развитии, предречевом и речевом развитии ребенка до момента обследования (анализ выписок из истории развития, анализ этапного эпикриза в истории развития и др.) Обследование особенностей строения черепа, лица, наличие или отсутствие черепно-лицевых асимметрий при различных эмоциональных состояниях ребенка. Обследуется сформированность произвольных движений в мимической мускулатуре. Обследование ручной моторики Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата Обследование дыхательного аппарата Заключения узких специалистов

Слайд 6

Обследование импрессивной стороны речи Понимание речи на уровне диалога. Понимание инструкций. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Понимание предложения. Различение существительных единственного и множественного числа. Состояние фонематического восприятия. Обследование экспрессивной стороны речи Диалог. Изучение активного лексикона детей. Изучение объема и типов предложений. Обследование грамматического оформления речи. Состояние словообразования. Общее звучание речи. Состояние голоса. Обследование звукопроизношения.

Слайд 7

Заключение логопеда Выделяется : нормальное развитие ребенка развитие с опережением на один - два эпикризных срока (один - два квартала, полугодия), что является физиологической нормой. развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) . задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития.

Слайд 8

Задержка темпов развития предполагает … Р ебенок отстает от своего нормально развивающегося сверстника только по срокам формирования психических процессов и речи, что задержка обусловлена замедлением темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе . Задержка развития предполагает… У ребенка качественно ухудшается формирование психических процессов и речи, а также то, что он отстает от своего нормально развивающегося сверстника по срокам формирования этих процессов.

Слайд 9

По степени выраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку, значительную (среднюю) задержку, грубую (тяжелую) задержку. Тяжелая задержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим пять - шесть эпикризных сроков (четыре квартала и два полугодия), и неуклонно увеличивающимся отставанием по мере роста ребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубо изменены. При задержке средней тяжести (отставание на два - четыре эпикризных срока или два - четыре квартала, или два полугодия) временной дефицит становления возрастных навыков не имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложнения формирующихся функций. Появляющиеся навыки неполноценны или имеют качественные особенности. О легкой задержке развития говорит тот факт, что становление возрастных навыков запаздывает не более чем на один - два эпикризных срока (один - два квартала, одно полугодие). При этом отмечается тенденция к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста и коррекции.

Слайд 10

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия формирования самостоятельности у детей преддошкольного возраста в ДОУ».

Актуальность выбранной нами темы на наш взгляд заключается в том, что  ранний и дошкольный возраст являются сензитивными периодами для развития самостоятельности, а неправильное педагогическое со...

Логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.

Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а так же глубины и степени....

Логопедическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья

В нашей стране в последнее время широко развивается инклюзивное образование. Решение этой задачи предполагает хорошо налаженную работу целой команды специалистов, которые будут сопровождать детей с ог...

Предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете для детей преддошкольного возраста.

Создание рациональных условий и игровых пособий направленных на пропедевтику и коррекцию ЗРР у детей от 1 года до 3 лет....

Памятки для родителей по речевому развитию детей преддошкольного возраста.

Текст каждой памятки краток, понятен и содержит несколько игр, формирующих отдельный компонент речи ребенка от 1 года до 3 лет....

Особенности логопедической диагностики детей дошкольного возраста с дизартрией

В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед должен выявить структуру речевого дефекта (соотношение речевых и неречевых нарушений), сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционно...

Репина 3.А. Доросинекая А.В. "Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста".

В учебном пособии излагаются теоретические положения, необходимые для понимания природы нарушений фонетической стороны речи у детей, имеющих врожденную расщелину губы и нёба, показана отчетливая связь...