Роль дидактических игр в развитиии интелекта дошкольников
статья по логопедии (младшая, средняя группа) на тему
На сегодняшний день несомненна актуальность использования дидактических игр в воспитании дошкольников, так как доказательства, характеризующие дидактическую игру как средство как средство в процессе обучения и воспитания неоспоримы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didak_igr_v_razvitii_intellekta_doshk.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
- Роль дидактических игр в развитии интеллекта дошкольников.
- На сегодняшний день несомненна актуальность использования дидактических игр в воспитании дошкольников, так как доказательства, характеризующие дидактическую игру как средство в процессе обучения и воспитания неоспоримы.
Разнообразные, систематически проводимые с детьми дидактические игры являются эффективным методом развития у детей дошкольного возраста мышления, развивают у детей познавательные интересы, а также интерес к умственному труду. А в дальнейшем такие навыки очень пригодятся малышам при переходе в школу.
В своей практике я использую следующий дидактический материал по сенсорному развитию:
Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Оборудование: два картонных круга («полянки») двух цветов – зелёного и жёлтого, бабочки только одного цвета (зелёного или жёлтого) и одинакового размера. Ход игры: кладу перед ребенком «полянки» и говорю: «бабочка любит свою полянку, это – ее домик». Затем беру зелёную бабочку, прикладываю ее к жёлтому кругу и объясняю: «Это – не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывая к зелёному кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того, как задание выполнено, следует обобщить: «Полянка – желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета».
Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Оборудование: два картонных домика разного цвета с вырезанными окошками, в середине которых изображены белки (мышки и т.д.), окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины. Ход игры: кладу перед ребенком «домики», привлекая внимание ребенка к белкам, и предлагаю спрятать от лисы: «Спрячь белок, чтобы лиса их не увидела, не напугала». Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет, необходимо обратить его внимание, что окошко не такого цвета как домик. В конце игры поясняем: «Красное окошко – для красного домика, желтое окошко - для желтого домика».
Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Оборудование: две машины двух цветов – желтого и красного, кубики соответствующего цвета и одинакового размера. Ход игры: логопед ставит перед ребенком машины и говорит, что в них надо положить кубики и перевезти их на стройку. «В красную машину надо класть красные кубики». В конце игры следует обобщить: «Красная машина везет красные кубики, а желтая машина – желтые кубики».
Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Оборудование: мозаика двух цветов (синего и зелёного), две неваляшки (синего и зелёного). Ход игры: прошу ребенка выложить дорожку для синей неваляшки, а затем – для зелёной, пользуясь методом сличения. Затем дорожки обыгрываются: синяя неваляшка идет по синей дорожке, зелёная – по зелёной дорожке.
Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Оборудование: два воздушных шарика разного цвета, две ленточки соответствующего цвета. Ход игры: логопед надувает один из шариков и просит ребенка дать ленточку такого же цвета, как шарик. Если ребенок дает подходящую ленточку, взрослый ее завязывает и говорит: «Правильно, ты дал такую же ленточку, как шарик (при этом называется цвет)». В противном случае логопед прикладывает ленточку к шарику и говорит: «Ленточка не такого цвета, как шарик, дай другую».
Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Оборудование: нарисованные на листе бумаги круги двух цветов, карандаши соответствующего цвета. Ход игры: показываю круги и объясняю: «Вот шарики, они могут улететь, их надо привязать. Помоги, нарисуй ниточки к шарикам. Шарики разного цвета, каждому шарику надо нарисовать свою ниточку, возьми подходящий по цвету карандаш. Смотри внимательно, возьми такой же карандаш, как этот шарик» и т.д. 2.Развитие ориентировки в форме
Цель: вызвать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов. Оборудование: две коробки: одна – круглой формы с соответствующей крышкой, имеющей «ручку», другая – квадратной формы также с «ручкой». Шарик и кубик находятся на подносе. Ход игры: логопед ставит перед ребенком две коробки, опускает в круглую шарик, в квадратную – кубик и предлагает ребенку спрятать (закрыть коробки крышками). При этом обращается внимание на взятие ребенком крышки за ручку тремя пальцами (щепотью). При затруднениях логопед показывает и комментирует способ действия: «Круглую коробочку надо закрывать такой, круглой крышкой. А эту коробочку – другой, не такой, не круглой крышкой».
Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов. Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стрежнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями. Ход игры: ставлю перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагаю ребенку собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Обязательно обращаю внимание ребенка: «Тут все такие – круглые, шарики. А здесь, указывая на другую подставку, не такие – кубики».
Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб). Оборудование: коробка с двумя прорезями (большое и маленькое круглое отверстие), шарики одного цвета и двух размеров находятся на подносе. Ход игры: логопед ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на размер прорезей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. При этом вначале я совместно с ребенком опускаю разные по величине шарики в разные прорези, пользуясь методом проб, и комментирую действия. В дальнейшем предлагаю ребенку самостоятельно опускать шарики. По итогам игры делаем вывод: «В большую дырочку опускали большие шарики, в маленькую – маленькие».
Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб. Оборудование: двухместная матрешка. Ход игры: показываю ребенку, как «идет» к нему матрешка: «Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее , посмотри, что там внутри у нее». При затруднениях помогаю ребенку открыть матрешку и говорю: «Вот, там есть еще маленькая, возьми ее. Покажи, как она идет. Спрячь маленькую матрешку в большую». Если ребенок не выполняет это действие, сама медленно складываю матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры следует обобщить способ действия: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку». |
Дидактический материал по формированию соотносящих действий:
Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения. Оборудование: две пирамидки одна с маленькими колечками, другая – с большими, все колечки на обеих пирамидках одного цвета. Ход игры: логопед ставит перед ребенком две пирамидки и предлагает ребенку снять колечки с пирамидок. При этом взрослый обыгрывает колечки, показывает ребенку, что колечки крутятся. После этого логопед берет стержень большой пирамидки и говорит: «Сюда надо надевать все вот такие, большие колечки. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения: маленькое колечко накладывается на кольцо: «Видишь, разные колечки, надо найти такое же, большое колечко», затем предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры логопед обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь – все большие, а здесь – маленькие колечки».
Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов. Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стрежнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями. Ход игры: логопед ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагает ребенку собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Логопед обращает внимание ребенка: «Тут все такие – круглые, шарики. А здесь, указывая на другую подставку, не такие – кубики». |
Дидактический материал по обучению игре: |
Цель: продолжать учить выполнять предметно-игровые действия: продолжать развивать совместные действия. Оборудование: игрушка – карусель, ежата (мелкие предметы). Ход игры: показываю игрушки, сопровождая речью: «Вот ежик – ни головы, ни ножек!» Предлагаю покатать ежат, расставив их по местам на карусели. При этом проговариваю потешки: Еле-еле, еле-еле, закружились карусели, А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом.
Цель: развивать интерес к совместным игровым действиям со сверстниками. Оборудование: воздушные шарики, ленточки. Ход игры: достаю воздушный шарик. расставляю детей напротив друг друга, демонстрирую, как надо ловить шарик за ленточку, а затем подбрасывать шарик вверх. При этом произношу: Ловим мы воздушный шарик, Он упругий и цветной. Мы за ленточку потянем И подбросим высоко! |
Дидактический материал по развитию речи
Цель: формировать интерес к речевым звукам и учить произносить по подражанию слова. Оборудование: набор матрешек (папа, мама, сын, дочка). Ход занятия: логопед показывает первую матрешку – папу и называет ее: «Это – папа. А где же мама? Позовем маму. Мама, иди к нам!» Показывает вторую матрешку-маму: «Вот мама. А где же дети? Иди, сынок, Дима, к нам!» Показывает новую матрешку-сыночка. «А еще кто есть? Дочка. Вот дочка. Ее зовут Даша. Иди к нам, Даша». Ребенок расставляет каждую матрешку на отдельный стульчик вокруг стола и раздает чашки. Затем в каждую чашку кладет угощение и говорит: «На, папа! На, мама! На, Дима! На, Даша!» В конце игры следует обобщить: «Вот какая дружная семья!»
Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова. Оборудование: игрушечные домики, игрушки: котёнок, корова, собачка. Ход занятия: логопед показывает домики, рассказывает, что в каждом домике живет зверушка: в этом домике живет котёнок, он мяукает – мяу-мяу; в этом домике живет корова, она мычит –му-му; в этом домике живет собачка, она лает – гав-гав! Затем предлагаю ребенку постучать в домик и спросить, кто живет в домике: «Кто там живет?» Затем отвечаю: «Там котёнок живет, он мяукает», предлагаю ребенку повторить – мяу-мяу и т.д.
Цель: расширить пассивный и активный словарь ребенка. Оборудование: парные картинки. Ход: занятия: логопед раздает картинки себе и ребенку. Показывает одну из пары картинок, просит ребенка показать такую же, повторить ее название. |
Дидактический материал по формированию эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым. Ход игры. (Проводится индивидуально или с небольшой группой детей.) Логопед сажает ребенка перед собой, берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки», — повторяя 2—3 раза.
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым. Оборудование. Три воздушных шара. Ход игры. Надуваю шар, завязываю его и отдаю ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, прошу: «Дай мне». Показываю, как шар летает, и снова отдаю его ребенку. При этом радуюсь : «Какой красивый!», «Как летает!», — вместе хлопаем в ладоши.
Цель. Обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи», «брось»; учить слушать и понимать речевую инструкцию. Оборудование. Два мяча, корзина. Ход игры. Дети сидят на стульях. Логопед кладет на стол два мяча и говорит: «Возьмите мячи». Двое детей берут мя- чи, третий, опоздавший, остается без мяча. Затем педагог одному ребенку говорит: «Положи мяч» — и указывает на стол, другому с той же инструкцией указывает на корзину, помогая малышам выполнить задание. Дети садятся на стулья. Педагог вновь говорит: «Возьмите мячи», — стараясь помочь тому, кто первый раз остался без мяча. Теперь он говорит: «Брось мяч», — одному ребенку указывая на корзинку, а другому, вкладывая мяч в руки. |
Дидактический материал по формированию представлений о себе и других
Цель. Закрепить представления детей о своем внешнем виде; учить использовать зеркало при описании своей внешно- сти, назывании частей тела и лица; уточнить их функции. Оборудование. Зеркало в полный рост ребенка, фотографии, кукла. Ход занятия. Логопед предлагает ребенку посмотреть в зеркало и ответить на вопрос: «Кто это в зеркале?» Затем ребенку показываю общегрупповую фотографию и задаю вопрос: «Покажи, где ты на этой фотографии». После чего перед ребенком раскладываю отдельные фотографии сверстников и предлагаю отыскать среди них самого себя: «Найди себя на этих фотографиях. А как ты узнал себя?» Затем ребенку снова предлагаю посмотреть в зеркало и рассказать о себе: «Посмотри в зеркало и расскажи, какой (ая) ты? (Цвет волос, глаз...). Назови части тела. Что у тебя есть? Покажи, где у тебя руки (пальчики, ноги, голова, туловище, шея). Назови части лица. Что у тебя есть на лице? Покажи, где у тебя глаза (нос, рот). Для чего нужны глаза (нос, рот, уши, волосы)? Для чего нужны руки (пальчики, ноги, голова, туловище, шея)? Для чего нужны глаза (нос, рот, уши, волосы)?»
Цель. Закрепить у детей умение называть имена своих сверстников в уменьшительно-ласкательной форме. Ход игры. В начале занятия сообщаю детям, что сегодня они будут водить хоровод. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и произносят слова вместе со мной: «Хоровод водили, ласковыми были. В кружок вызывали, имя называли: «Выйди, Мадиночка, в кружок. Возьми, Мадиночка, флажок!». После это все дети останавливаются, хлопают в ладоши, а ребенок, чье имя названо, выходит в круг, выбирает цветной флажок, машет им. Затем хоровод продолжается до тех пор, пока в кружке не побывает каждый ребенок.
Цель. Уточнить представления детей о внешнем виде человека; учить выделять его из совокупности живых существ; уточнить понимания слов «люди», «человек», «дети». Оборудование. Сюжетные картинки: «Дети играют во дворе», «Девочка расчёсывает волосы», «Мальчик выполняет уроки», «Курочка с цыплятами», «Собака спит в будке» Ход игры. В начале занятия необходимо расставить сюжетные картинки и предложить детям их рассмотреть. Затем отвечаем на вопросы: «Найди картинки с изображением животных. Расскажи, как ты догадался, что это животные?».
Цель. Закрепить у детей умение дифференцировать эмоциональные состояния; устанавливать связь выраженного эмоционального состояния с причиной, его вызвавшей. Оборудование. Сюжетные картинки: проявление радости, сожаления, выражение грусти, гнева и т.д. Ход игры. Логопед проводит беседу, задает детям следующие вопросы: «Когда вам бывает радостно? А когда вам радостно, что вы делаете? Когда вам бывает грустно? А что вы делаете, когда вам грустно?». После беседы педагог расставляет сюжетные картинки, предлагая рассмотреть их и ответить на вопросы. Последовательность предлагаемых к каждой картинке вопросов строится с учетом степени сложности — от общих вопросов к уточняющим. |
Таким образом, использование игрового материала в процессе воспитания и обучения ведёт к интенсивному развитию интеллектуальных способностей дошкольников; построение образовательного процесса на основе игрового материала, позволяет развивать его интеллект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: "Роль дидактических игр в развитии ФЭМП дошкольников"
Роль дидактических игр в развитии ФЭМП дошкольников.В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь вни...
Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»
Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...
«Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»
Консультация для родителей. Игра – естественный способ развития ребёнка. Только в игре он радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает и закре...
Доклад по теме "Роль дидактических игр в развитии младшего дошкольника"
Доклад по теме "Роль дидактических игр в развитии дошкольника"...
«Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»
Выступление на педсовете «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ»...
Семинар для воспитателей "Роль дидактических игр в развитии ребёнка-дошкольника"
Материал будет полезен старшим воспитателям...