Конспект логопедического занятия в средней группе
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Имамова Эльмира Фирдауисовна

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей с ТНР по лексико-грамматической теме "Зимние забавы" с использованием сказкотерапии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе

для детей с ТНР по лексико-грамматической теме «Зимние забавы»

с использованием сказкотерапии.

        

Выполнила: учитель-логопед

Имамова Эльмира Фирдауисовна

п.г.т. Малиновский

2017г.

Теме «Зимние забавы» с использованием сказкотерапии.

Цель: создать условия для организации речевой деятельности детей в рамках образовательной области «Речевое развитие» для пополнения, уточнения и активизации словаря по теме «Зима» «Зимние забавы»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепление представление о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях.

2. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима», «Зимние забавы»

3. Обучение составлению предложений из 2-5 слов с помощью картинно-графических схем

4. Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование окончаний существительных в разных падежных конструкциях.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие коммуникативных навыков: умение поддерживать беседу, рассуждать.

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса,

3. Развитие общей и мелкой моторики кистей рук.

4. Развитие воображения, внимания, мышления и памяти.

Коррекционно-воспитательные

1. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к природе, к героям сказки.

2. Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности.

3. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Литература:

1. Нищева Н.В Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 656 с.

2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду средняя группа. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010-232с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.

4. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Оборудование: презентация, ноутбук, картинно-графические схемы предложений, иллюстрации мишка и зайчик, зайчик, снеговик, дидактическая игра «Времена года»

Методы и приемы:

1. Практические методы: метод моделирования – использование картинно-графических схем, игровой метод – использование сказочного сюжета, метод упражнения – игра «Времена года», дыхательная гимнастика «Ветерок», речь с движением «Зимние забавы»

2. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ слайдов

3. Словесные методы: Логосказка, словесные игры «Назови ласково», «Доскажи словечко», предварительная и итоговая беседа.

Технологии, используемые на занятии:

1. Здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, речь с движением, сказкотерапия

2. Информационно-коммуникативные: показ слайдов

3. Игровые технологии: речевые игры, имитирование сказочного сюжета

Ход занятия

Структура занятия. Методы и приемы

Продолжительность части

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Вводная часть. Организация детей. Установка на предстоящую деятельность.

3 мин

Логопед вовлекает детей в беседу, создает проблемную ситуацию.

- Ребята, назовите все самое холодное, что вы знаете?

- За окном зима проснулась.

Белоснежно улыбнулась.

Тихо за руки взяла,

Деток в сказку позвала! (Слайд 1)

- Ребята, посмотрите зима принесла загадку:

- С неба падают зимою и кружатся над землею.

Легкие, воздушные ветерку послушные. (Слайд 2)

- А как вы думаете, какие бывают снежинки?

- Давайте понаблюдаем, как они падают. (Слайд 3)

- Сегодня мы с вами отправимся в сказку, где встретимся с необычной снежинкой.

- А кто помогает снежинкам так красиво летать?

- Давайте мы с вами попробуем изобразить ветер.

- Как подует ветерок, так закружится снежок.

- А, вы умеете правильно дуть?

- Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго

- Что происходит со снежинкой?

- Вот ветер нам и поможет сегодня перенестись в сказку.

- Но, чтобы попасть в сказку нам надо превратиться в легкие, воздушные снежинки. Вы готовы?

- Вправо влево наклонись

И в снежинку превратись.

- Вот мы уже и в сказке

- Посмотрите кто встречает нас.

- Это наша снежинка превратилась в девочку снежинку. (Слайд 4)

- Я расскажу вам сказку, а вы мне помогайте

Отвечают на вопрос логопеда.

Отгадывают загадку.

- Снег, лед, зима, сосульки, льдинка, ветер, мороженое.

- Снежинки

- Легкие, пушистые, белые, красивые, холодные

- Ветер

Дети дуют на снежинку

-  Она начинает летать и кружиться

- Да!

Основная часть. Создание условий для познавательной и речевой деятельности детей

10 мин

Жили-были два друга Зайка и Мишка. (Логопед помещает на магнитную доску изображение зайчика и мишки) Весело им было летом играть. Но наступила осень, пора Мишке ложится спать в долгую зимнюю спячку. Грустно Зайке одному оставаться, но делать нечего. За осенью пришла зима морозная, да снежная. Зайка сменил шубку серую на белую.

Дидактическая игра «Времена года» (Логопед предлагает рассмотреть две картины, помещенные на магнитную доску, и назвать, какое время года нарисовано. А затем раздает картинки, на которых изображены признаки зимы и осени) Много зимних забав знает Зайка, да не с кем поиграть, и решил он слепить себе друга – Снеговика  (Логопед помещает на магнитную доску изображение снеговика)

Словесная игра «Доскажи словечко»

(Логопед произносит незаконченное предложение и предлагает детям подобрать нужное слово)

- Зайчик решил слепить…

- Зайчик вставил вместо носа морковку своему…

- Зайчик играл со своим…  

- Зайчик расскажет мишке о своем…

Весело теперь Зайке и ни сколько не скучно. Но тут подул сильный ветер, и началась вьюга

Игра «Вьюга» (Логопед предлагает детям встать и сделать круг)

Потерял Зайчик Снеговика. Стал он его искать и ласково звать.

Словесная игра «Назови ласково»

- Снеговик,

- Ведро,

- Морковка,

- Снежинка,

- Уголек

- Шарф

Услышал его Снеговик. Подбежал к нему. Обрадовался Зайка, что нашел своего друга, стали они снова весело играть, забавляться.

Подвижная игра «Зимние забавы»

Выпал беленький снежок, Дети идут по кругу.
Соберёмся все в кружок. Останавливаются.
Мы на саночки садимся, Приседают.
И с горы на санках мчимся.
Дети все на лыжи встали. 
Имитация ходьбы на лыжах.
Друг за другом побежали.
Мы из снега ком слепили, «
Рисуют» руками большой круг
Снеговика мы мастерили, «Рисуют» снеговика из трёх комков.
Поиграли, полепили,
И к делам мы приступили. 
Проходят на свои места.

Зайка и Снеговик решили рассказать мишке, как они весело играли зимой.

Упражнение «Прочитай по схеме» (Составление предложений о зимних забавах по картинно-графическим схемам)

- На чем катался Зайка зимой?

- Что зимой слепил Зайка?

- Во что зимой играл Зайка?

- Что зимой делают во дворе?

Теперь Зайчику не будет скучно ни зимой, ни летом.

(Логопед предлагает детям встать в круг, протянуть левую руку в центр и положить на ладонь логопеда и идти по кругу)

- Снежинка кружи, снежинка лети

В садик деток обратно верни.

Дети подбирают признаки, объясняя свой выбор

- Снеговика

- Снеговику

- Снеговиком

- Снеговике

Дети образуют круг, произносят звук У долго и громко, сужают круг произносят тихо и долго

- Снеговичок

- Ведерко

- Морковочка

- Снежиночка

- Уголечек

- Шарфик

Дети повторяют слова и движения за логопедом

- Зимой Зайка катался на санках (на лыжах, на коньках)

- Зимой Зайка слепил Снеговика.

- Зимой Зайка  играл в снежки.

- Зимой во дворе делают снежные горки.

Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов деятельности.

2 мин

Помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение цели.

- Кто к нам приходил на занятие?

- О каком времени года говорилось на занятии?

- Какие зимние забавы вы запомнили?

- Что вам понравилось?

Систематизировать знания, полученные в ходе проведения занятия.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности: «Зимние забавы» с использованием сказкотерапии»

в средней группе для детей с ТНР

        

Выполнила: учитель-логопед

Имамова Эльмира Фирдауисовна

п.г.т. Малиновский

2017г.

Самоанализ

 Тема непосредственно образовательной деятельности (далее занятие) «Зимние забавы» с использованием сказкотерапии запланирована в рабочей программе по ОО «Развитие речи» средней группы для детей с ТНР.

Цель: создать условия для речевой деятельности детей по уточнению и активизации словаря по теме «Зима», «Зимние забавы».          

В процессе занятия использовались следующие методы:

Практические методы: метод моделирования – использование картинно-графических схем, игровой метод – использование сказочного сюжета, метод упражнения – игра «Времена года», дыхательная гимнастика «Ветерок», речь с движением «Зимние забавы».

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ слайдов

Словесные методы: Логосказка, словесные игры «Назови ласково», «Доскажи словечко», предварительная и итоговая беседа.

В конспекте интегрируются несколько образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие;

что соответствует федеральным государственным образовательным стандартам к построению современной системы дошкольного образования.

Ведущая образовательная область: Речевое развитие.

Вся интеграция направлена на коррекцию речевых нарушений у детей с ОНР.

Совместная деятельность взрослого и детей осуществлялась в процессе организации различных видов детской деятельности: игровая («Времена года»), двигательная (речь с движением «Зимние забавы», «Вьюга воет»), коммуникативная (беседа, ответы на вопросы, составление распространённых предложений по картинно-графическим схемам, игры «Доскажи словечко», «Назови ласково», отгадывание загадки).

Самостоятельная деятельность прослеживалась при выполнении игровых заданий («Времена года»).

Индивидуальный подход был организован с детьми, у которых плохо развита речь, с малообщительными и молчаливыми детьми.

Речевая инициатива детей стимулировалась через поощрения, похвалу, вопросы, выслушивание ответов.

Форма проведения занятия выбрана нетрадиционная – занятие-сказка, что позволило вызвать у воспитанников интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность. Занятие подчиняется одной сюжетной линии, где учитель-логопед рассказывает сказку, а воспитанники – ее гости. Предложение к детям: «Я приглашаю вас в сказку» позволило заинтересовать детей, повысить эмоциональный настрой, желание «играть» со мной.

В структуре занятия четко прослеживались три части – вводная, основная и заключительная. В вводной части я вовлекаю детей в беседу, создаю проблемную ситуацию, таким образом были созданы соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.

Содержание основной части было подчиненно решению задач занятия путем использования сказкотерапии. Поставленные задачи решались с помощью применения наглядных, словесных и практических методов.

Итогом занятия была рефлексия, которая помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение цели.

На занятии дети проявляли  заинтересованность,  были  активными,  но  каждый  по-своему:  одни  хотели  обратить  на  себя  внимание,  старались  быть  на  виду,  другим  нравился  сам  процесс,  но  отвечать  не  спешили  и  не  всегда  могли  дать  правильный  ответ. Каждый ребенок был включен в работу. Активизация умственной деятельности детей способствует  удачно выбранный ировой  приѐм - сказкотерапия,  который  пронизывает  все  моменты  занятия  и  делает  его  единым  целым,  захватывает  чувства  детей,  порождает  желание  справиться  с  препятствиями.

Использовались необходимые и  достаточные    наглядные  средства,  которые  способствовали  усвоению  материала  и  не  вызывали  излишнего  переутомления  у  детей  (предметные  картинки,  схемы, слайды).

С целью формирования потребности в здоровом образе жизни, использовались здоровьесберегающие технологии: логосказка, дыхательная гимнастика «Ветерок», речь с движением «Зимние забавы».

Занятие построено на равноправном взаимодействии взрослого и детей, с использованием различных коммуникативных средств: мимических, вербальных, интонационных.

Гигиенические требования к помещению, длительность занятия и нагрузка на детей соответствуют санитарным нормам и психофизическим особенностям детей.



Предварительный просмотр:

Защитное слово.

(Слайд 2) Переход Российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики, которая предполагает не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать индивидуальные способности ребенка, обусловил стремление педагогов внедрять в свою деятельность инновации.

(Слайд 3)В деятельности, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

(Слайд 4) В своей практической деятельности по коррекции речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи я использую, прежде всего здоровьесберегающие технологии: дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, а также социо-игровые технологии.

(Слайд 5) В последнее время наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла проблема поиска новых форм и методов работы. Проанализировав данную ситуацию, я выделила для себя метод сказкотерапии, который является комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений и позволяет  в рамках сказки решать обучающие, коррекционные и воспитательные задачи.

(Слайд 6) Интерес детей дошкольного возраста к сказкам общеизвестен. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений.

(Слайд 7) Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, а игра в сказку помогает ненавязчиво донести необходимую информацию, накопить детям положительный эмоциональный заряд и обогатить опыт.

(Слайд 8) Представляю вашему вниманию материал по развитию речи и коррекции имеющихся недостатков речи, посредством использования метода сказкотерапии. Элементы сказкотерапии в традиционное занятие я включаю – 1-2 раза в месяц.

Целью данного занятия является создание условий для речевой деятельности детей по уточнению и активизации словаря по теме «Зима», «Зимние забавы».  

(Слайд 9) Форма проведения занятия – нетрадиционная, занятие-сказка, что позволило вызвать у воспитанников интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность. Занятие подчинено одной сюжетной линии, где учитель-логопед рассказывает сказку, а воспитанники – ее гости. Предложение к детям: «Я приглашаю вас в сказку» позволило заинтересовать детей, повысить эмоциональный настрой, желание «играть» со мной.

Структура занятия включает в себя работу над общеречевыми навыками, лексико-грамматическим строем, фонематическими функциями, связной речью, развитием слухового и зрительного внимания; параллельно решаются вопросы коррекции психофизических функций.

В структуре занятия четко прослеживаются три части – вводная, основная и заключительная.

(Слайд 10) В вводной части я вовлекаю детей в беседу, создаю проблемную ситуацию, таким образом были созданы соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.

(Слайд 11) Содержание основной части подчиненно решению задач занятия путем использования сказкотерапии. Поставленные задачи решались с помощью применения наглядных, словесных и практических методов. На данном этапе дети помогают героям сказки.

Дидактическая игра «Времена года», в которой дети помогают зайчику в дифференциации признаков осени и зимы и решается задача закрепления представлений о сезонных изменениях в природе, о характерных для зимы и осени природных явлениях. (фото)

В словесной игре «Доскажи словечко» дети рассказывают снеговику о том, как зайчик его лепил, посредством этого совершенствуется грамматический строй речи, а именно образование окончаний существительных в разных падежных конструкциях (фото)

Игра «Вьюга» предназначена для развития сюжета сказки, в которой дети имитируют наступившую вьюгу, отрабатывают правильное произношение звука У, а также развивают фонематический слух. (фото)

Словесная игра «Назови ласково», в которой дети помогают зайчику найти своего нового друга Снеговика, потерявшегося во время вьюги и закрепляются умение образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (фото)

Во время подвижной игры «Зимние забавы» развивается общая моторика, стремление детей правильно выполнять движения в соответствии с текстом.

В упражнении «Прочитай по схеме» детям предстоит помочь Зайчику и Снеговику рассказать о зимних забавах Мишке, и закрепить способ составления предложений по картинно-графическим схемам. (фото)

Индивидуальный подход был организован с детьми, у которых плохо развита речь, с малообщительными и молчаливыми детьми.

Речевая инициатива детей стимулировалась через поощрения, похвалу, вопросы, выслушивание ответов.

(Слайд 12) Заключительный этап (рефлексия) - ритуал выхода из сказки осуществляется через беседу по наводящим вопросам. Подвожу итог сказочного занятия. Предлагаю детям оценить работу друг друга. Поддерживаю положительный эмоциональный фон детей и желание прийти на следующее занятие. 

(Слайд 13) Занятие предполагает освоение следующих знаний и умений. Вы можете их увидеть на слайде.

(Слайд 14) И в заключении я бы хотела добавить: владение инновационными педагогическими технологиями – это требование профессиональной квалификации педагога 21 века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают все большое значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей и включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада. Звук и буква О.

На логопедическом занятии дети знакомятся со звуком и буквой О. Формируется понятие о «гласных звуках». Упражняются в четком произнесении звука О изолированно, в словах, в предложениях. Развиваю...

Конспект логопедического занятия в средней группе по формированию грамматических категорий

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по развитию грамматического строя речи на тему "Профессии на транспорте". Данное занятие разработано с учетом ФГТ....

Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада.

Конспект логопедического занятия "Встреча с Федорой" (лексическая тема: посуда) в средней логопедической группе детского сада (4-5 лет). Цель занятия: развитие лексико-грамматического строя речи с исп...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Тема: «ТРАНСПОРТ»

Цель: дети должны усвоить названия нескольких видов транспорта (машина, автобус, трамвай, поезд, самолет, ракета, корабль, мотоцикл, грузовик); элементарные части машины (кабина, руль, педаль, ку...

Конспект логопедического занятия в средней группе

Конспект логопедического занятия в средней группе ...

Конспект логопедического занятия в средней группе

Конспект логопедического занятия в средней группе...

Конспект логопедического занятия в средней группе

Конспект логопедического занятия в средней группе...