Развитие связной речи у дошкольников
консультация по логопедии на тему
Развитие связной речи у дошкольников
По самостоятельному рассказу ребёнка можно оценить не только уровень его речевого развития. В связной речи проявляются, в ней как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремлённость и другие качества личности.
Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения и пр. Возможно, поэтому самостоятельное составление рассказа является обязательным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приёму детей в школу.
Значение развития связной речи многообразно. Во-первых, качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Кроме того, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений и сочинений. И наконец, без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и пр. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания (т.е. высказывания, состоящие из нескольких фраз), которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей. Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста очень во многом зависит от окружающих его взрослых, от приучения его к пересказу прочитанных взрослым сказок, просмотренных фильмов и т.п. При этом надо помнить вот о чем.
Во-первых, для построения связных рассказов ребенок должен, прежде всего, иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении, поэтому необходимой базой для овладения связной речью является обогащение словарного запаса ребенка и формирование у него умения грамматически правильно оформлять свою речь.
Во-вторых, овладение ребенком навыками составления отдельной фразы еще не означает владение им связной речью. Некоторые дети свободно и правильно могут выразить при помощи слов только какие-нибудь отдельные мысли, но оказываются совершенно не в состоянии объединить их в единый сюжет, т.е. составить по ним рассказ, правильно передающий последовательность событий.
Формирование навыков построения связных, развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что овладение связной монологической речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.
Консультацию подготовила учитель -логопед: Доброгорская О.В
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov_statya.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у дошкольников
По самостоятельному рассказу ребёнка можно оценить не только уровень его речевого развития. В связной речи проявляются, в ней как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремлённость и другие качества личности.
Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения и пр. Возможно, поэтому самостоятельное составление рассказа является обязательным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приёму детей в школу.
Значение развития связной речи многообразно. Во-первых, качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Кроме того, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений и сочинений. И наконец, без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и пр. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания (т.е. высказывания, состоящие из нескольких фраз), которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей. Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста очень во многом зависит от окружающих его взрослых, от приучения его к пересказу прочитанных взрослым сказок, просмотренных фильмов и т.п. При этом надо помнить вот о чем.
Во-первых, для построения связных рассказов ребенок должен, прежде всего, иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении, поэтому необходимой базой для овладения связной речью является обогащение словарного запаса ребенка и формирование у него умения грамматически правильно оформлять свою речь.
Во-вторых, овладение ребенком навыками составления отдельной фразы еще не означает владение им связной речью. Некоторые дети свободно и правильно могут выразить при помощи слов только какие-нибудь отдельные мысли, но оказываются совершенно не в состоянии объединить их в единый сюжет, т.е. составить по ним рассказ, правильно передающий последовательность событий.
Формирование навыков построения связных, развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что овладение связной монологической речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые отв...
Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений
статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....
Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».
Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...
Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...
Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)
Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов дошкольного образовательного учреждения...