МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. Развитие слуховой памяти очень важно для успешного обучения в школе, она будет активно задействована на уроках во время рассказов учителя, чтения вслух, устных ответов. Но в то же время слуховая память труднее развивается, чем зрительная, тактильная и другие, особенно если она не является ведущим видом памяти, которая у ребёнка хороша развита от природы и на которую он в основном опирается при запоминании. Поэтому занятия по развитию слуховой памяти должны проходить регулярно и требуют большого терпения и настойчивости как от взрослого, так и от ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluhovaya_pamyat.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 15»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ И
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ
СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Выполнила учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №15»
Лобанова Елена Анатольевна
г.Энгельс 2017г.
Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» мозга. Мозг не только сохраняет наши знания об окружающем мире, но и обладает способностью по нашему желанию воспроизводить эти знания.
Процесс запоминания, сохранения и последующего припоминания или узнавания того, что человек раньше воспринимал, переживал и делал, называется памятью.
Вот как о памяти говорят народные пословицы: «Доброму – память добрая», «По старой памяти – что по грамоте».
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.
Память сохраняет нам знания, а без знаний немыслима ни плодотворная деятельность, ни успешное учение.
Память, как и все другие психические процессы, носит характер деятельности. Запоминает ли человек, вспоминает ли, припоминает что - либо, воспроизводит либо узнает - всегда он осуществляет определенную психическую деятельность.
Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И, наоборот, все, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается.
Богиня памяти Мнемозина в греческой мифологии обладала способностью извлекать из прошлого давно забытые события. Ей же приписывалось и умение предвидеть будущее. Богиня памяти дала названия предметам и явлениям, а также упорядочила их, привела к системе. Греческая богиня памяти оставила наследство, которым, не отдавая себе в этом отчёта, мы пользуемся по сей день.
Существует несколько видов памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная, двигательная, осязательная, и т.д.
В раннем детстве наиболее развита двигательная и эмоциональная память. Чем интереснее предмет, которым манипулирует ребенок, тем лучше он запомнится.
У детей 3-4 лет память носит непродуктивный характер: ребенок не делает активных попыток запоминания, а лишь усваивает то, что запоминается само собой. Именно с
этого возраста необходимо ставить перед ребенком задачи по запоминанию имен взрослых, стихотворений, правил поведения.
К 4 годам, с развитием восприятия, «подключаются» и другие виды памяти. Нередко мы замечаем, как четырехлетний карапуз без труда цитирует рекламные блоки. Это связано с развитием слуховой памяти. Способность запоминать на слух легко развить, читая малышу детские стихи и рассказы.
Тренировка зрительной памяти у детей трех – пяти лет – залог их успешной адаптации к учебной деятельности в период старшего дошкольного возраста. В этом возрасте не менее важно формирование моторной, двигательной памяти. Повторяя движения, ребенок совершенствует свои навыки, доводя их до автоматизма. Задача взрослых – проследить, чтобы закрепился правильный навык. Так, от умения держать в руках карандаш, кисточку и ручку, зависит точность воспроизведения, подвижность руки, сила нажима, продолжительность работы. Неправильное расположение кисти и пальцев рук приводит к быстрой утомляемости и появлению напряжения, что замедляет выполнение заданий ребенком и в конечном итоге приводит к потере интереса к письму и рисованию.
«Чистые» виды памяти практически не встречаются – чаще работают смешанные типы с преобладанием того или иного вида памяти.
Улучшение памяти по мере взросления связано с двумя факторами:
- во–первых, взрослея, ребенок обучается более эффективным стратегиям запоминания (то есть действиям, улучшающим запоминание);
- во–вторых, расширение знаний об окружающем мире позволяет ребенку организовать поступающую информацию более совершенным образом, а, следовательно, лучше ее запоминать.
Существует специальная методика изучения памяти старших дошкольников с нарушением речи.
Методика состоит из трёх групп заданий:
1 группа – задания на изучение слуховой памяти (5 заданий),
2 группа – задания на изучение зрительной памяти (7 заданий)
3 группа – задания на изучение опосредованного запоминания (2 задания).
Обследование детей проводится индивидуально. Стимульный материал (черно-белый или цветной) подобрать самостоятельно в соответствии с возрастным уровнем развития детей (знакомые односложные слова, знакомые предметные картинки, знакомые геометрические фигуры).
Задания на исследование слуховой памяти | Стимульный материал |
1.«Выучи слова» | Набор односложных слов, не связанных между собой тематически |
2. «Запомни слова» | Набор односложных слов, тематически связанных между собой |
3. «Повтори цифры» | Две группы цифр |
4. «Воспроизведение рассказов» | Тексты небольших рассказов разной сложности |
5. «Воспроизведение стихотворений» | Тексты небольших стихотворений разной сложности |
Содержание заданий
Задание 1. «Выучи слова»
Цель: исследование слуховой памяти.
Оборудование: набор односложных слов, не связанных непосредственно между собой (дерево, кукла, вилка, телефон, птица, пальто, человек, книга).
Процедура обследования:
Ребёнку медленно, с интервалом в 1-2 секунды, предъявляются слова. До предъявления слов даётся установка: «Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить».
После предъявления слов даётся инструкция: «Повтори слова, которые запомнил, в любом порядке».
Оценка выполнения задания:
0 – не воспроизвёл ни одного слова,
1 – воспроизвёл 1-2 слова с помощью взрослого,
2 – воспроизвёл 1-2 слова самостоятельно,
3 – воспроизвел 3-4 слова самостоятельно,
4 – воспроизвёл 5-6 слов самостоятельно,
5 – воспроизвёл 7-8 слов самостоятельно.
Задание 2. «Запомни слова»
Цель: исследование слуховой памяти.
Оборудование: набор односложных слов, тематически связанных между собой (лиса, слон, волк, жираф, тигр, заяц, медведь, белка).
Процедура обследования:
Ребёнку медленно, с интервалом в 1-2 секунды предъявляются слова.
До предъявления слов даётся установка: «Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить».
После предъявления слов даётся инструкция: «Повтори слова, которые запомнил, в любом порядке».
Оценка выполнения задания:
0 – не воспроизвёл ни одного слова,
1 – воспроизвёл 1-2 слова с помощью взрослого,
2 – воспроизвёл 1-2 слова самостоятельно,
3 – воспроизвел 3-4 слова самостоятельно,
4 – воспроизвёл 5-6 слов самостоятельно,
5 – воспроизвёл 7-8 слов самостоятельно.
Задание 3. «Повтори цифры» Цель: исследование объёма кратковременной слуховой памяти. Оборудование: 2 группы цифр
Основные ряды | Дубль-ряды | ||||||||
9 | 3 | ||||||||
2 | 4 | 7 | 9 | ||||||
3 | 8 | 6 | 1 | 5 | 4 | ||||
1 | 5 | 8 | 5 | 6 | 8 | 5 | 2 | ||
4 | 6 | 2 | 3 | 9 | 3 | 5 | 9 | 6 | 1 |
Процедура обследования: Ребёнку не спеша, с интервалом в 1 секунду между цифрами, зачитываются цифры из основного ряда. До предъявления цифр даётся установка: «Сейчас я буду называть тебе цифры, постарайся запомнить их и повторить в том же порядке».
Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребёнку сверху вниз ряд цифр. Даётся инструкция: «Повтори».
Если ребёнок отвечает правильно, то переходит к следующей строке основного ряда. Если ребёнок не справляется, то зачитываются цифры этой же строки из дубль-ряда. Если ребёнок не может повторить и этот набор цифр, то исследование заканчивается.
Оценка выполнения задания: 0 – не воспроизвёл ни одной цифры,
1 – воспроизвёл 1 цифру,
2 – воспроизвёл 2 цифры,
3 - воспроизвёл 3 цифры,
4 - воспроизвёл 4 цифры,
5 - воспроизвёл 5 цифр.
Задание 4. «Воспроизведение рассказов»
Цель: исследование понимания и запоминания текстов.
Оборудование: напечатанные тексты небольших рассказов различной трудности
Процедура обследования:
Ребёнку зачитывается текст. До предъявления рассказа дается установка: «Сейчас я тебе прочитаю рассказ, а ты внимательно послушай и постарайся запомнить».
После предъявления рассказа ребёнку предлагают следующую инструкцию: «Перескажи рассказ, который я тебе сейчас прочитала».
Рассказ предъявляется до 4-х раз.
Оценка выполнения задания:
0 – не смог пересказать,
1 – пересказал с помощью взрослого (по наводящим вопросам),
2 – пересказал с 4-го предъявления,
3 - пересказал с 3-го предъявления,
4 - пересказал со 2-го предъявления,
5 - пересказал с 1-го предъявления.
Тексты рассказов для детей дошкольного возраста
1.Петя сидел и пил из чашки молоко. Прибежала кошка Муся, мяукнула, попросила молочка. Петя налил молоко на блюдце. Муся вылакала молоко и благодарно заурчала.
2. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Заплакал Ваня, у него сильно разболелась ножка. Мама взяла Ваню на руки, пожалела и отнесла домой!
3. Бегала лиса по полю. Увидели ее собаки и погнались за ней: вот-вот настигнут. Лиса вдруг круто свернула. Собаки пронеслись мимо. Лиса кинулась в кусты. Только собаки лису и видели.
Задание 5. «Воспроизведение стихотворений»
Цель: исследование запоминания стихотворных текстов.
Оборудование: напечатанные тексты небольших стихотворений различной трудности Процедура обследования:
Ребёнку зачитывается стихотворение. До предъявления стихотворения даётся установка: «Сейчас я прочитаю тебе стихотворение, а ты внимательно послушай и постарайся его запомнить».
После предъявления стихотворения ребёнку предлагают следующую инструкцию: «Расскажи стихотворение, которое я тебе сейчас прочитала».
Стихотворение предъявляется до 4-х раз.
Оценка выполнения задания:
0 – не смог рассказать,
1 – рассказал с помощью взрослого,
2 – рассказал с 4-го предъявления самостоятельно,
3 - рассказал с 3-го предъявления самостоятельно,
4 - рассказал со 2-го предъявления самостоятельно,
5 - рассказал с 1-го предъявления самостоятельно.
Тексты стихотворений
1. Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.
2. Зеленая жаба с забавным жуком
Забыли к зиме подыскать себе дом.
3. Листья клёна пожелтели,
Птицы к югу улетели.
Дождику идти не лень
И всю ночку, и весь день.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.
Это вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребёнка. Всё, что известно дошкольнику, он узнаёт на слух. Этим же способом он будет узнавать до 70% информации, обучаясь в школе.
Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для ребенка. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Не зря народная мудрость гласит: «В одно ухо влетело, из другого вылетело». Мы же постараемся путем развития слуховой памяти достичь такого эффекта, чтобы дети не пропускали мимо ушей новые знания. Поэтому предлагаем использовать специальные упражнения для тренировки умения запоминать на слух.
«Эстафета слов»
Вариант 1
Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Следующий ребёнок повторяет ваше слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляет своё. Так же можно выбрать какую-нибудь тему, например: «Фрукты», «Овощи», «Одежда»., можно договориться называть слова на какой-нибудь звук. Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.
Вариант 2
Можно проводить занятие и по-другому. Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. д. Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.
«Запоминай и выполняй» Выполнение ребёнком 4-6 простых действий – словесных инструкций:
«Встань, подойти к столу, возьми мишку и куклу, мишку посади на стул, а куклу отдай Оле.»
Распоряжения даются шёпотом на расстоянии 4-5 метров от детей.
«Что какого цвета?»
Для занятия вам потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку.
Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Предлагаем варианты заданий.
Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием.
«Как мы наряжали елочку»
Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.
«Выбор»
Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений.
Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением. Количество таких слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий. Вот несколько примеров таких заданий.
Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».
Воскресное чаепитие
По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».
Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.
А главным украшением стола станет пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.
«Инопланетяне-2»
Для занятия вам потребуется словесный портрет инопланетянина, лист бумаги, карандаш.
Вы предлагаете ребенку внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать портрет на листе бумаги.
На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели прямо в центре города. Очевидцы говорят, что его нельзя было не заметить. Инопланетянин был маленького роста. Его тело было похоже на круг. Голова была похожа на треугольник. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие колокольчики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, рот был круглым и маленьким по сравнению с глазами. Руки и ноги напоминали коротенькие толстенькие палочки.
При сопоставлении детского рисунка со словесным описанием инопланетянина учитывается наличие всех перечисленных частей тела, их форма и соразмерность. Можно добавить в описание цвет. Если упражнение проводится в группе, то выполняется либо самопроверка при повторном чтении описания, либо рисунки собирает взрослый и потом проверяет и анализирует.
Разучивание стихов Разучивание стихов следует обязательно сопровождать беседой.
А для лучшего запоминания предложить ребёнку нарисовать то, о чём говорится в стихотворении.
Разучивание коротких рассказов
Зачитайте ребёнку короткий рассказ, затем попросите его рассказать прослушанное как можно ближе к тексту. Задайте вопросы по содержанию текста. Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребёнку. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребёнка.
В стремлении развивать память ребёнка имейте в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать её вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придётся использовать на практике, и, следовательно, они будут забыты ребёнком – это пустое знание, вызывающее лишь беспокойство, напряжение.
Сейчас в продаже имеется большое количество различных пособий, книг, раскрасок с играми упражнениями, которые помогут и педагогам, и родителям при развитии памяти и в детском саду, и дома.
Развитие слуховой памяти очень важно для успешного обучения в школе, она будет активно задействована на уроках во время рассказов учителя, чтения вслух, устных ответов. Но в то же время слуховая память труднее развивается, чем зрительная, тактильная и другие, особенно если она не является ведущим видом памяти, которая у ребёнка хороша развита от природы и на которую он в основном опирается при запоминании. Поэтому занятия по развитию слуховой памяти должны проходить регулярно и требуют большого терпения и настойчивости как от взрослого, так и от ребёнка. И тогда успех будет обязательно достигнут!
«Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека.
Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти.
Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д.
Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно
в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует».
Д.Б. Эльконин
Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШИШКОВА Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московс...
Защита и внедрение в практику инновационного проекта. Авторизованная иллюстративная методика обследования дошкольников 4-7 лет с нарушением речи
Защита и внедрение проекта...
Анализ методик обследования интонационной выразительности речи у детей с нарушениями речи.
Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса.Следовательно, всего 7% ...
«Использование мнемотехники, как способ развития памяти, мышления и речи в работе с дошкольниками».
В настоящее время мы всё чаще сталкиваются с проблемами в развитии речи у детей. У многих детей дошкольного возраста речь односложная, состоящая из простых предложений, небольшой словарный запас Детям...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...
- Мне нравится (1)