В гости к Осени.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Жилюк Лариса Николаевна

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука "С" в слогах, словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_oseni.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия.  Путешествие в гости к Осени.

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация словаря по лексической теме «Осень». Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.

Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, логического мышления, памяти, внимания, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание интереса  к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Оборудование. Магнитная доска, презентация, предметные и сюжетные картинки, муляжи овощей и фруктов, мяч.

                                    Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед. Ребята, сегодня к нам на занятие - игру пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.

  1. Отгадывание загадки.

(Ребята отгадайте загадку)

Вот художник, так художник!
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл. 
Отгадать загадку просим: 
Кто художник этот?..        (Осень)

  • Какое сейчас время года?
  • Сколько месяцев длится осень?
  • А какие же это месяцы?

  1. Показ слайдов об осени. ( Ребята,  давайте послушаем музыку и полюбуемся осенними пейзажами. Звучит музыка Чайковского «Времена года».

( Посмотрите, пожалуйста, на экран).                                      

Да, музыка помогает передать настроение. Эта мелодия  передала нам настроение осени - прекрасной поры. Об осени можно сказать много  слов. Какие слова вы подберете?  (Разноцветная, золотистая, золотая, яркая, пестрая, солнечная, ранняя, чудесная, сухая, ненастная, прекрасная, капризная, урожайная).

Ребята, в словах золотистая, пестрая, солнечная, чудесная, ненастная, сухая

какой общий звук?  (В этих словах общий звук «С»)

И так, вы, конечно, догадались, что наше занятие-игра  будет  посвящено осени.

                                                                                                           

 Мы будем правильно, четко и уверенно произносить  звук «С» в слогах, словах, предложениях.                                                            Слайд (песенка насоса)

При артикуляции звука [ С ]

1) Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
2) Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
3) Зубы сближены или сомкнуты
4) Воздух выдыхаем с силой посередине языка
.

Повторим наше речевое правило.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

 Логопед. Дети, Осень приходила к вам в гости и оставила для вас письмо.

 ( Письмо на кленовом листе).                                                    

Давайте прочитаем.

«Ребята, приезжайте ко мне в гости.  Вас  ждет много интересного.             Осень»

Хотите отправиться в увлекательное путешествие в гости к Осени?

( Да, хотим).

 Мы  поедем в путешествие на поезде. Он уже вас ждет. Но в вагон сядет лишь тот, кто назовет «осеннее» слово со звуком «С»                        Слайд  (поезд)

(Листопад, желтый  лист, красный лист, слякоть,  сыроежки, маслята)

 («Займите свои места. Строимся друг за другом, как вагончики.

Внимание, внимание!

От станции «Детский сад» до станции «Осень» отправляется поезд. Повторяю: От станции «Детский сад» до станции «Осень» отправляется поезд.

Поехали.  ( Звучит музыка)

Поезд прибыл на конечную станцию.

  Вот мы и приехали!

                                                                        Слайд «Осенний лес».

(Выходит Осень, разбрасывает листья).                

Осень. Здравствуйте, гости дорогие!

Дети. Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

           Хорошо, что ты пришла.

           У тебя мы, Осень, спросим,

           Что с собою принесла?

Осень. Принесла я вам подарки,

             Игры и загадки.

             Но, чтоб выполнить задания,

             Нужно приложить старания.

             Не шалить, не отвлекаться,

             Только делом заниматься.

II. Основная часть.

  1. В осеннем лесу.

      Осень.   Ребята, хотите со мной играть?  (Да)

                    Тогда я приглашаю вас в мой осенний лес.

 

1) Логопед. Дети, посмотрите, какая красота вокруг, сколько листьев лежит на земле. Возьмите по одному листочку.

                                                                                                 Слайд «Осенний лес».

(Дети поднимают по одному листочку)

 

Осень. Ребята, поднялся сильный ветер и стал сдувать листья с деревьев. Логопед. Давайте покажем, как сильно он дует. Встаньте прямо, положите листочек на ладонь, поднесите ладонь к губам. Сделайте вдох через нос, вытяните губы трубочкой и подуйте плавно, длительно. Дуйте так, чтобы листья закружились. Получился  настоящий листопад.

2) Четко, не торопясь повторим чистоговорки. Я начинаю произносить, а вы продолжаете. А затем вместе повторяем.

 Су-су-су! Су-су-су!              Са-са-са! Са-са-са!

Было холодно в лесу.            В лесу бегает лиса.

Сы-сы-сы! Сы-сы-сы!          Са-са-са! Са-са-са!

Не боимся мы лисы.             Уходи скорей лиса.

3) Составление рассказа об осени по мнемотаблице.

     (Ребята, составим рассказ по схеме)                                                                                                                                                                

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Подул сильный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало. Часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтиком.

  1. Осень. В моем лесу растет много разных деревьев. Какие деревья вы знаете?                                                                                                                                                                                        Слайд

    (Береза, сосна, осина, клен, тополь, ель и др.)

Правильно вы назвали, есть такие деревья в моем лесу.

Но есть у меня еще волшебное дерево.

Хотите посмотреть?   (Да).

 Какие листья на березе и с какого они дерева?

(Кленовый лист-с клена, дубовый лист с дуба, березовый лист- с березы.

Осень загадывает загадки детям.

Логопед. Дети, вы должны отгадать загадку и найти предмет-отгадку. Определить место звука «С» в этом слове и составить предложение.

(Скворец, капуста, лист, свекла,

Молодцы, ребята!

2. В саду-огороде.                                                Слайд

Осень. А сейчас я приглашаю вас в мой сад-огород.

  1. Логопед. Ребята, в саду растут … (фрукты),

                А в огороде …   (овощи).

                Игра «Собери урожай».

Вам необходимо собрать только те фрукты и овощи, в названии которых есть звук «С».

(Одна команда собирает (отбирает) фрукты, в названии которых есть звук «С», другая – овощи, в названии которых есть звук «С».

Определить место звука «С» в слове).

  2) Логопед. А что можно приготовить из овощей и фруктов.

Дети. Салат, пюре, варенье, икру, сок.

      Игра «Назови правильно» (С мячом).

Как будет называться сок из сливы?

       Как будет называться сок из свёклы?

Как будет называться сок из абрикоса?

Как будет называться сок из ананаса?

Как будет называться сок из капусты?

  3) Пальчиковая гимнастика.

«Капуста».

  4) Составление рассказа-описания о фруктах и овощах по мнемотаблице.

      ( Ребята, а сейчас составим рассказ-описание фруктов и овощей, в названии которых есть звук «С»).

(Свекла, слива; капуста, абрикос; чеснок, ананас).

Осень.  Молодцы! Все вы знаете и умеете.

  5)  Подарок Осени.

     Стихотворения от детей.

Логопед. Осень, тебе ребята приготовили в подарок  стихотворения)

  1. Логопед. Осень, ребята тебе еще хотят подарить песню. Слайд

Дети поют песню об осени.

                                                                                     

III. Итог занятия.

Осень. Спасибо вам, ребята, что вы приехали ко мне в гости. Вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы выразительно читали стихотворения, отгадывали загадки, составляли рассказы, предложения, играли, пели. Были активными, внимательными.

Мы с вами обязательно увидимся в будущем году. А на прощанье я хочу угостить вас фруктами из моего сада.

Логопед. Ребята, понравилось вам в гостях у Осени? Вы расскажете дома родителям о нашем путешествии?

Но нам пора возвращаться в детский сад. Поезд ждет.       Слайд

 Но в вагон сядут те, кто скажет, чем мы сегодня занимались.

Дети. Играли, составляли рассказы, предложения, проговаривали чистоговорки, отгадывали загадки, читали стихотворения, любовались осенними пейзажами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника "Пугало в гостях у Осени"

Сценарий для старшей, подготовительной группы детского сада. Герои этого праздника: осенние месяцы, перелетные птицы, девочки березки, огородное пугало и др....

«В ГОСТЯХ У ОСЕНИ» Осенний праздник в старшей группе

Цель: Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной выразительности.Развитие творческого воображения, умение быстро реагировать на пост...

Сценарий осеннего праздника "В гостях у Осени"

Сценарий осеннего праздника "В гостях у Осени" для детей подготовительной к школе группы...

Осеннее развлечение во 2 младшей группе "В гости к осени"

Надеюсь, предоставленный материал поможет устроить для малышей запоминающийся, радостный и яркий праздник....

"Осень,осень в гости просим!"-осенний утренник для детей средней группы

Осенний утренник для средней группы со следующими ролями:Ведущий,Осень,Гном-взрослые,дети-лесные звери(ёж,мышка,заяц,белка,медведь)Цель утренника:Создать праздничное настроение у детей,вызвать желание...

«В гостях у старичка Лесовичка» Хороводная «В гости к осени идем» в средней группе

laquo;В гостях у старичка Лесовичка» Хороводная «В гости к осени идем» в средней группе за ведущей в зале появляются дети,встают полукругом, лицом к гостям.Ведущ. Ветерок...