Отработка опорных звуков в коррекции произношения.
консультация по логопедии на тему
Очень важным моментом в подготовке к постановке нарушенных звуков у ребёнка является работа с опорными звуками.
Отрабатывая опорные звуки, сходные по артикуляции (месту и способу образования) с нарушенным звуком, мы уже на подготовительном этапе добиваемся их чёткого произношения в слогах, в словах, фразах. В дальнейшем это поможет ребёнку произнести нарушенный звук уже на подготовительном этапе, пропустив этап постановки. Что, в свою очередь, способствует быстрой и успешной автоматизации нарушенного звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrabotka_opornyh_zvukov_v_korrektsii_proiznosheniya.docx | 15 КБ |
Предварительный просмотр:
Отработка опорных звуков в коррекции произношения.
Очень важным моментом в подготовке к постановке нарушенных звуков у ребёнка является работа с опорными звуками.
Отрабатывая опорные звуки, сходные по артикуляции (месту и способу образования) с нарушенным звуком, мы уже на подготовительном этапе добиваемся их чёткого произношения в слогах, в словах, фразах. В дальнейшем это поможет ребёнку произнести нарушенный звук уже на подготовительном этапе, пропустив этап постановки. Что, в свою очередь, способствует быстрой и успешной автоматизации нарушенного звука.
Для звука [С] опорными будут являться звуки [Ф], [И], [Э].
Звуки [С], [Ф] - одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук [Ф], мы добиваемся направленной воздушной струи. Отрабатывая звуки [И], [Э] - добиваемся положения широкого кончика языка за нижними резцами. Соединив эти два отработанных элемента, мы получаем правильное произношение звука [С].
Для звука [Ш]. опорными являются звуки [Т], [С].
Звук [Т] переднеязычный. Отрабатываем умение поднимать широкий кончик языка к альвеолам. Звук [С] щелевой. Добиваемся направленной воздушной струи, идущей посередине языка. Соединив эти навыки, получаем звук [Ш].
Для звука [Л] опорные звуки [Т], [Ы]. Как было сказано выше, звук [Т] будет способствовать выработке верхнего подъёма языка к альвеолам. А отработка произношения звука [Ы] создаст условия для подъёма средне – задней части языка к нёбу.
При подготовке к постановке звука [Р] нужно отработать звуки [Д] (подъём напряжённого кончика языка вверх) и [С] (направленная воздушная струя).
Если, отрабатывая опорные звуки не получается добиться результатов, можно использовать предложенные приёмы постановки некоторых звуков.
[П]- похлопать губами во время дутья.
[Т]- от поплёвывания (кладём на язык крошку).
[К] - традиционным способом от звука [Т] нижнего с механической помощью: ребёнок произносит слоги та-та-та, а логопед надавливает на язык, продвигая его назад.
[Ф] - предлагаем приблизить нижнюю губу к верхним резцам и подуть на неё или с механической помощью – пальцем поднимаем нижнюю губу к верхним резцам.
[С]- используем обходной путь: направленное дутьё (на палец), межзубное дутьё на кончик языка (ватку, бумажку и т.п.), зазубное дутьё.
[Ц]- слитное произношение звуков [Т]-[С], можно от нижнего [С], но произносить его с придыханием.
[Ш]- либо от [Р] , если этот звук есть (собачка потеряла голос), либо от звуков [С], [З], подняв кончик языка с механической помощью.
Можно попробовать обходной путь:
- «Вкусное варенье» (держим 3-4 секунды)
- «Чашечка» - опустить с верхней губы, не меняя формы
- «Фокус».
- Задвигаем «Чашечку» за верхние зубы и дуем на язык в зазубном положении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие по коррекции произношения звука [С] в слогах и словах.
Индивидуальное занятие. В ходе индивидуального занятия используются разнообразные методы и приемы. Это и артикуляционная гимнастика, проговаривание слогов, чистоговорок; развития мелкой моторики пальц...
Методическое пособие «Татар фонетикасына хас авазларны әйтүдәге кимчелекләрне төзәтү» («Коррекция произношения звуков татарской фонетики»)
В методическом пособии представлен теоретический обзор литературы по проблеме исследования, а также систематизирован практический материал по постановке звуков татарской фонетики, используя артикуляци...
Дидактические игры по коррекции произношения шипящих звуков
Картотека дидактичских игр направленные на коррекцию произношения шипящих звуков....
Дидактические игры по коррекции произношения звуков Л и ЛЬ
Картотека игр направленных на коррекцию произношения звуков Л и Ль...
Коррекция произношения звуков «С», «З» в лексико – грамматических упражнениях с картинками.
Данный материал поможет родителям, воспитателям, логопедам в работе по развитию речи дошкольников. Задания направлены на коррекц...
Дидактические игры по коррекции произношения звуков Р и Рь
Картотека игр по коррекции произношения звеков Р и Рь...
Дефекты произношения звуков Г, К. Х. Приемы постановки звуков и коррекции.
Приемы постановки звуков и коррекции звуков раннего онтогенеза К, Г, Х....